Достояние града Казани, святыня земли Русской: Казанский собор в гравюре и литографии

2740
Фото

«Храм в честь явления Чудотворной Иконы Божией Матери есть одно из лучших зданий во всей Казанской епархии. Он расположен с западной стороны и с алтарем в длину на 22 саженях 2 аршинах; в ширину с колоннадою, над которою находятся фронты, на 20 сажен и 2 аршина; в вышину до большой главы имеет 20 сажен и 2 аршина…». (Отрывок из книги «Казанский Богородичный Первоклассный Женский Монастырь» протоиерея Александра Зеленецкого, 1910 год)

Всемирно известная Казанская икона Божией Матери привлекает внимание к себе верующих людей, богословов, ученых, искусствоведов. Место явления чудотворной иконы не менее примечательно и знаменито. Казанский Богородицкий монастырь вместе с Казанским собором были и остаются одними из известнейших исторических памятников не только в Казанском крае, но и во всей России и за рубежом. Красота монастыря и собора привлекала к себе, помимо паломников, также талантливых фотографов и знаменитых художников. Свое увековечение святыни нашли на фотоснимках, гравюре и литографии. Предлагаем читателю подборку разнообразных гравюр, картин, почтовых карточек с изображением собора Казанской иконы Божией Матери в ансамбле Казанского Богородицкого женского монастыря.

Яркий след в истории Казани оставил английский художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, создавший замечательные литографии с видами города и окрестностей. В Казань он прибыл в 1836 году, получив должность преподавателя английского языка в Казанском университете. Просторы России ошеломили, поразили и в итоге покорили его. Здесь все было необычно и не вписывалось в обыденные рамки. Именно здесь раскрылся талант англичанина как живописца, причем тесно связанный с его историческими и этнографическими интересами. Свои впечатления о Казани художник фиксировал карандашом, кистью и пером. Результатом проделанной работы стал альбом видовых рисунков города, изданный в 1839 году в Лондоне. Одна из его работ посвящена виду на Казанский Богородицкий монастырь. Увиденные видовые рисунки Казани стали открытием не только для иностранцев, но и для многих россиян.

Монастырский ансамбль привлек внимание еще одного известного казанского живописца, литографа, гравера, иконописца Василия Степановича Турина. Как отмечает русский художник и историк искусства Александр Бенуа: «Турину, как многим мастерам русской видовой литографии, свойственно стремление к достоверности, ясности и простоте, «очарованию наивности и той особой прелести тщательности». Его графика возвращает нас в эпоху увлечения городскими видами, с их особым обаянием, ощущением праздности и покоя. Хорошо изучив Казань и жителей города, он сделал целый ряд набросков, эскизов и этюдов и исполнил два альбома эстампов, посвященных Казани. Свой знаменитый рисунок с изображением Казанского Богородицкого монастыря выполнен живописцем в далеком 1834 году.

Изображение Казанского собора Божией Матери нашло свое место помимо литографии еще в одном из видов печатной графики — гравюре. Авторские и репродукционные черно-белые гравюры с изображением монастыря и собора встречаются: у эстонского и российского гравера Августа Ивановича Даугеля; немецкого архитектора, живописца и рисовальщика Адольфа фон Гильдебранда; петербургского гравера, академика Императорской академии художеств Серякова Лаврентия Авксентьевича и других.

Несмотря на давность появления техники гравирования мы и сейчас можем встретить интересные работы в данной технике. Вера Карасева, художница и преподаватель Казанского художественного училища имени Н.И. Фешина работает и передает свой опыт студентам в области печатной графики. Вера Владимировна совершенствовала свои навыки, работая в печатной мастерской с художниками города Верчелли в Италии, а также, перенимая опыт преподавателей Миланской академии Брера.

В 2014 году увидел свет уникальный альбом совместных работ Василия Турина и Веры Карасевой. Идея альбома была представить казанского художника, творившего в начале XIX века и художника-гравера нашего времени. Современному художнику было предложено, используя сюжеты и ракурсы работ В. Турина, а также похожую технику гравирования максимально приблизится к его художественной манере в изображении Казани. Благодаря выполненным литографиям появилась возможность увидеть, что изменилось в облике города, а что осталось неизменным. Одна из представленных гравюр, посвящена знаменитому изображению Василия Турина с видом на Казанский Богородицкий монастырь.

Многие старинные виды улиц, зданий, церквей и монастырей Казани мы можем встретить также на старинных почтовых открытках, которые появились в России еще в 1872 году. На обратной стороне открытого письма мы видим надпись «Всемирный почтовый союз. Россiя. Union postale universelle», на двух языках — на родном языке и на французском. Открытки, имевшие хождение внутри России, имели надпись только на русском языке. Такая надпись появилась неспроста, в 1875 году Россия вступила во Всемирный почтовый союз и с этого момента на всех открытых письмах, отправляющихся за пределы страны, должна была присутствовать надпись на двух языках. В это время открытка имела размер в соответствии с международным стандартом 9×14 см., принятым на Всемирном почтовом конгрессе.

Изображение городов и памятники культурного наследия, в том числе и Казанского Богородицкого монастыря, встречается в видовых открытках фотографической фирмы Мартина Николаевича Шерер и Георгия Ивановича Набгольца, открытой в 1860 году и в скором времени получившей безукоризненную репутацию. «Позитивы на стекле, при сравнении их с отпечатками, доказали, что последние обязаны чистоте своей не ретуши как часто это встречалось, а искусству фотографов», — такую оценку дала экспертная комиссия за высокое качество фотографий по Мануфактурной выставке, проходившей в 1865 году в Москве, за что фирма «Шерер и Набгольц» была награждена серебряной медалью.

Уже в 1909—1917 годах виды городов и местечек по всей Российской Империи стало издавать другое крупнейшее в России издательство видовых почтовых открыток — «Контрагентство А.С. Суворина и Ко», по договору с министерством железных дорог агентство распространяло открытки через арендованные им вокзальные и станционные киоски. Петербургский журналист и издатель Алексей Сергеевич Суворин подарил нам прекрасные виды Казани — вид на Ивановскую гору, Спасскую башню и Кремль, Гостинодворскую улицу, Казанский Богородицкий монастырь и другие.

Как хорошо заметил французский филолог-славист и коллекционер Ренэ Герра: «...Открытки — настоящая летопись, подлинные документы эпохи. Благодаря этим «открытым письмам из прошлого» мы сегодня имеем возможность прикоснуться к давно ушедшему, во многих отношениях трогательному времени».

На протяжение всей истории существования Казанского Богородицкого монастыря, красота и величие этого святого места притягивала к себе художников и фотографов как прошлого, так и современного времени. Казанский собор тогда и сейчас являлся и является объектом внимания, привлекая и вдохновляя своей утонченной красотой архитектуры и гармоничностью. Благодаря запечатлению и распространению фотографий, литографий, почтовых открыток Богородицкий монастырь и Казанский собора стали известны и в России, и за ее пределами.

Новости по теме

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор

22 ноября заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, совершающий рабочий визит в Казань, посетил кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана.

В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря
В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.

В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

16 ноября, в канун Недели 21-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.