«Храм в честь явления Чудотворной Иконы Божией Матери есть одно из лучших зданий во всей Казанской епархии. Он расположен с западной стороны и с алтарем в длину на 22 саженях 2 аршинах; в ширину с колоннадою, над которою находятся фронты, на 20 сажен и 2 аршина; в вышину до большой главы имеет 20 сажен и 2 аршина…». (Отрывок из книги «Казанский Богородичный Первоклассный Женский Монастырь» протоиерея Александра Зеленецкого, 1910 год)
Всемирно известная Казанская икона Божией Матери привлекает внимание к себе верующих людей, богословов, ученых, искусствоведов. Место явления чудотворной иконы не менее примечательно и знаменито. Казанский Богородицкий монастырь вместе с Казанским собором были и остаются одними из известнейших исторических памятников не только в Казанском крае, но и во всей России и за рубежом. Красота монастыря и собора привлекала к себе, помимо паломников, также талантливых фотографов и знаменитых художников. Свое увековечение святыни нашли на фотоснимках, гравюре и литографии. Предлагаем читателю подборку разнообразных гравюр, картин, почтовых карточек с изображением собора Казанской иконы Божией Матери в ансамбле Казанского Богородицкого женского монастыря.
Яркий след в истории Казани оставил английский художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, создавший замечательные литографии с видами города и окрестностей. В Казань он прибыл в 1836 году, получив должность преподавателя английского языка в Казанском университете. Просторы России ошеломили, поразили и в итоге покорили его. Здесь все было необычно и не вписывалось в обыденные рамки. Именно здесь раскрылся талант англичанина как живописца, причем тесно связанный с его историческими и этнографическими интересами. Свои впечатления о Казани художник фиксировал карандашом, кистью и пером. Результатом проделанной работы стал альбом видовых рисунков города, изданный в 1839 году в Лондоне. Одна из его работ посвящена виду на Казанский Богородицкий монастырь. Увиденные видовые рисунки Казани стали открытием не только для иностранцев, но и для многих россиян.
Монастырский ансамбль привлек внимание еще одного известного казанского живописца, литографа, гравера, иконописца Василия Степановича Турина. Как отмечает русский художник и историк искусства Александр Бенуа: «Турину, как многим мастерам русской видовой литографии, свойственно стремление к достоверности, ясности и простоте, «очарованию наивности и той особой прелести тщательности». Его графика возвращает нас в эпоху увлечения городскими видами, с их особым обаянием, ощущением праздности и покоя. Хорошо изучив Казань и жителей города, он сделал целый ряд набросков, эскизов и этюдов и исполнил два альбома эстампов, посвященных Казани. Свой знаменитый рисунок с изображением Казанского Богородицкого монастыря выполнен живописцем в далеком 1834 году.
Изображение Казанского собора Божией Матери нашло свое место помимо литографии еще в одном из видов печатной графики — гравюре. Авторские и репродукционные черно-белые гравюры с изображением монастыря и собора встречаются: у эстонского и российского гравера Августа Ивановича Даугеля; немецкого архитектора, живописца и рисовальщика Адольфа фон Гильдебранда; петербургского гравера, академика Императорской академии художеств Серякова Лаврентия Авксентьевича и других.
Несмотря на давность появления техники гравирования мы и сейчас можем встретить интересные работы в данной технике. Вера Карасева, художница и преподаватель Казанского художественного училища имени Н.И. Фешина работает и передает свой опыт студентам в области печатной графики. Вера Владимировна совершенствовала свои навыки, работая в печатной мастерской с художниками города Верчелли в Италии, а также, перенимая опыт преподавателей Миланской академии Брера.
В 2014 году увидел свет уникальный альбом совместных работ Василия Турина и Веры Карасевой. Идея альбома была представить казанского художника, творившего в начале XIX века и художника-гравера нашего времени. Современному художнику было предложено, используя сюжеты и ракурсы работ В. Турина, а также похожую технику гравирования максимально приблизится к его художественной манере в изображении Казани. Благодаря выполненным литографиям появилась возможность увидеть, что изменилось в облике города, а что осталось неизменным. Одна из представленных гравюр, посвящена знаменитому изображению Василия Турина с видом на Казанский Богородицкий монастырь.
Многие старинные виды улиц, зданий, церквей и монастырей Казани мы можем встретить также на старинных почтовых открытках, которые появились в России еще в 1872 году. На обратной стороне открытого письма мы видим надпись «Всемирный почтовый союз. Россiя. Union postale universelle», на двух языках — на родном языке и на французском. Открытки, имевшие хождение внутри России, имели надпись только на русском языке. Такая надпись появилась неспроста, в 1875 году Россия вступила во Всемирный почтовый союз и с этого момента на всех открытых письмах, отправляющихся за пределы страны, должна была присутствовать надпись на двух языках. В это время открытка имела размер в соответствии с международным стандартом 9×14 см., принятым на Всемирном почтовом конгрессе.
Изображение городов и памятники культурного наследия, в том числе и Казанского Богородицкого монастыря, встречается в видовых открытках фотографической фирмы Мартина Николаевича Шерер и Георгия Ивановича Набгольца, открытой в 1860 году и в скором времени получившей безукоризненную репутацию. «Позитивы на стекле, при сравнении их с отпечатками, доказали, что последние обязаны чистоте своей не ретуши как часто это встречалось, а искусству фотографов», — такую оценку дала экспертная комиссия за высокое качество фотографий по Мануфактурной выставке, проходившей в 1865 году в Москве, за что фирма «Шерер и Набгольц» была награждена серебряной медалью.
Уже в 1909—1917 годах виды городов и местечек по всей Российской Империи стало издавать другое крупнейшее в России издательство видовых почтовых открыток — «Контрагентство А.С. Суворина и Ко», по договору с министерством железных дорог агентство распространяло открытки через арендованные им вокзальные и станционные киоски. Петербургский журналист и издатель Алексей Сергеевич Суворин подарил нам прекрасные виды Казани — вид на Ивановскую гору, Спасскую башню и Кремль, Гостинодворскую улицу, Казанский Богородицкий монастырь и другие.
Как хорошо заметил французский филолог-славист и коллекционер Ренэ Герра: «...Открытки — настоящая летопись, подлинные документы эпохи. Благодаря этим «открытым письмам из прошлого» мы сегодня имеем возможность прикоснуться к давно ушедшему, во многих отношениях трогательному времени».
На протяжение всей истории существования Казанского Богородицкого монастыря, красота и величие этого святого места притягивала к себе художников и фотографов как прошлого, так и современного времени. Казанский собор тогда и сейчас являлся и является объектом внимания, привлекая и вдохновляя своей утонченной красотой архитектуры и гармоничностью. Благодаря запечатлению и распространению фотографий, литографий, почтовых открыток Богородицкий монастырь и Казанский собора стали известны и в России, и за ее пределами.