Мы вспоминаем день Священной истории, когда Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение обычаев ветхозаветного Закона Моисея.
Любая роженица считалась нечистой и, в согласии с Законом, женщины на сороковой или восьмидесятый день после родов (в зависимости от того, кто у них родился — мальчик или девочка) должны были прийти в храм для принесения ритуальной очистительной жертвы.
Конечно, Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо перед зачатием Сына была очищена Духом Святым, неискусомужно родила Источник чистоты и святости. Но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона и принесла Богомладенца в храм.
Каждая новая встреча с близким нам человеком после долгой разлуки — большая радость. Вновь оказаться рядом с тем, кого любишь, к кому сердечно привязан, — великое счастье и для любящих супругов, и для родителей и их детей, и для друзей, и для тех единомышленников в вере, которые, по слову святителя Григория Богослова, «влюблены в одно и то же».
И, наоборот, долгая разлука с дорогими людьми — причина для душевной печали, жизненное испытание и сердечная боль. Но тем радостнее тот миг, когда мы снова встречаемся лицом к лицу, заключаем друг друга в объятия и затем ведем разговор о самом главном и важном.
Сретение Господне — это праздник встречи, само слово «сретение» в переводе с церковно-славянского и означает «встреча»...
Внимательно читая евангельский рассказ о событии Сретения, мы понимаем: в тот день, когда Богоматерь и Иосиф принесли в Иерусалимский храм новорожденного Спасителя, и в ту минуту, когда Богомладенца Христа принял на руки праведный Симеон, совершилась самая важная и радостная из всех когда-либо происходивших на земле встреч, осуществившаяся после самой долгой и горькой из всех разлук; новая встреча человека с Богом — после нашего древнего расставания с Ним, случившегося по вине наших прародителей Адама и Евы.
Вся история человеческого рода со дня грехопадения и до пришествия в мир Спасителя стала одним долгим и томительным ожиданием Сретения Господа — радости новой встречи с Воплотившимся Живым Богом: нашим Освободителем от власти сатаны, греха и смерти, Совершителем спасения, Источником премудрости, Возвестителем истины, Началом благодатного человеческого обожения.
И вот, в день Сретения Господня, эта встреча наконец состоялась. Настал момент, когда ветхий и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца Христа и возвестил миру о вступлении во вселенную ее Творца — Бога Слова.
И тогда все люди в лице Симеона — наконец-то ясно узнали и радостно исповедали, что после многих тысячелетий самовольного отлучения от Господа человек вновь встретил своего Создателя.
Ведь Симеон держал теперь на руках Самого Бога, добровольно — ради нашего спасения и Искупления — умалившегося до состояния беззащитного и слабого Ребенка.
В день Сретения совершается та главная встреча, что безмерно радостнее и значимее любых других земных встреч: наша встреча с Богом.
Ведь мы видим ныне нашими людскими глазами не просто дорогого и близкого нам человека, но предстоим лицом к лицу со сделавшимся истинным Человеком Творцом и Искупителем мира — с самым Дорогим и с бесконечно Близким для каждого из живущих.
Поэтому сегодня мы можем по праву повторить вслед за преподобным Иоанном Дамаскиным: «Мои глаза видели человеческий образ Бога, и спасена душа моя».