Вот мы стоим уже на пороге великого праздника Рождества Христова. Утреннее богослужение в Сочельник состоит из Царских часов, Великой вечерни и Литургии святителя Василия Великого.
Ветхозаветные тексты — паремии, которые мы услышим завтра на богослужении, были написаны задолго до Рождества Христова, когда люди ещё только предчувствовали и ожидали явление будущего Спасителя. На Великой вечерне завтра будут читаться восемь ветхозаветных паремий. Они помогают нам глубже понять суть праздника.
Начинается чтение паремий с книги Бытия, с самых первых строк Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Почему в навечерие Рождества Христова мы вспоминает о первых днях творения? Святая Церковь с самого начала указывает нам на то, что мы празднуем воплощение Того, Кто сотворил всю Вселенную. Кроме этого, с момента Рождества Христова — весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. Освобождается от греха, от проклятия и смерти.
Вторая паремия из Книги Чисел содержит такой текст: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Звезда от Иакова — это прообраз Христа. Он путеводитель — освещающий жизнь для ищущих Царства Небесного.
Текст третьей паремии, из книги пророка Михея, говорит нам о том, что Спаситель должен родиться в Вифлееме. «И ты, Вифлеем-Ефрафа (а Ефрафа это область в которой находился город Вифлеем) … из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле».
В четвертой паремии пророк Исаия говорит о Мессии как о жезле из корня Иессеева. Человек по имени Иессей был простым гражданином Вифлеема. Его сын — Давид стал великим царем и род его царствовал долгое время, до Вавилонского плена, когда опустел престол его. Но Давиду было открыто Богом, что престол его не уничтожится, и что из его рода будет великий потомок, который не только обновит славу рода его, но, самое главное, обновит и оживотворит все человечество.
Пятая паремия содержит отрывок из книги пророка Варуха и продолжает говорить нам о явлении Бога. «Сей Бог наш… на земли явися и с человеки поживе»
Шестая — очень интересная паремия из книги пророка Даниила. Царь Навуходоносор видел сон, который взволновал его, а он никак не мог его вспомнить. Господь открыл Даниилу, что видел во сне Навуходоносор, и как понять этот сон. Пророк Даниил рассказал, что видел царь истукана с золотой головой, серебряной грудью, медным туловищем и глиняными ступнями. Внезапно от ближайшей горы оторвался камень и, набирая скорость, ударил истукана. Тот не просто свалился, а разлетелся в прах, осталась от него одна пыль. Камень здесь — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. Новое Царство, основанное Христом — никем не будет разрушено, не пострадает при смене поколений, не достанется завоевателю. Будет вечным — как вечный и его Царь, и будут все верные Ему.
Отрывки из седьмой и восьмой паремий известны всем нам. Пророк Исаия за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные великие пророческие слова исполнение которых осуществилось. И мы вновь слышим их и радуемся сбывшемуся пророчеству: «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века».
Только представьте: Бог является в этот мир как «отроча младо», как беспомощный Младенец, Которого Дева Мария «спеленала… и положила… в ясли, потому что не было другого места».
А последняя паремия говорит нам: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете… яко с нами Бог».
Все эти пророческие слова для того, чтобы в оставшиеся часы перед Рождеством Христовым мы поняли: всё наше житейское должно уйти на второй план. Нет места для скорби — с нами Бог! Нет места для обид, переживаний. Впустим в свое сердце любовь, будем радоваться вместе со Святой Церковью.
Благодать и милость Господа, пусть будет со всеми вами!