Вода — основа жизни. Нет уголка во вселенной, где жизнь бы не зависела от воды. В религиозной жизни вода выступает символом надежды на милость Божию. Еврейский народ проходит сквозь воды Чермного моры, а затем и Иордана к новой жизни. Судия Гедеон через росу и руно удостоверился в верности Бога своему обещанию. По молитве пророка Илии облитый водой жертвенник воспламеняется и через это прославляется милость единого Бога Израиля. Таких примеров можно привести множество. Одна из самый трепетных евангельских встреч Господа и женщины самарянки происходит у колодца. Господь говорит ей о том, что Он может дать ей вместо этой земной воды такую воду, через которую она не будет жаждать вовек. И женщина, как бы от лица всего человечества, отвечает Спасителю: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Иоан.4:15).
Человек постоянно находится в состоянии поиска, он постоянно что-то пытается зачерпнуть для себя — смысла, счастья, радости, мира, любви, всего того, что наполнит его жизнь и предаст ему силы и стимул жить дальше. И как не сложно заметить, все эти поиски обречены на неудачу. Мир ограничен во всем и как бы человек не пытался подчинить себе силы жизни и насладиться ее плодами, в его опыт придет и то, что он совсем не ждет — болезни и смерть. В конце концов колодец жизни будет вычерпан, а жажда будет казаться мучительно бесконечной. Через понимание всего этого праздник Крещения Господня действительно становится для нас Богоявлением. Миру нужен неоскудеваемый источник смысла и радости, миру нужен Христос.
Святая вода, которую мы набираем в праздник Крещения Господня, через освящение становится частью евангельской истории. Мы будто стоим на реке Иордан и перед нами открывается Христос как Бог и человек. Входя в воды Иордана Господь соединяет себя со всей вселенной. Отныне материя и дух Божий могут стать единым целым. Мы это видим в первую очередь в таинстве Причастия, где хлеб становится Телом Христовым. Подобное происходит и с водой. Благодатное движение Духа преображает воду, не изменяя ее физических свойств. Мир доступен для действий Божиих волей и подвигом Господа Иисуса Христа. По слову преподобного Иоанна Дамаскина «видимые вещи суть знаки тех, которые воспринимаются умом». Именно поэтому святая вода, внешне не отличаясь от обычной, знаменует собой веру Церкви в будущее преображение всего мира. Однако, важно понимать, что это преображение начинается с нас. Поэтому пусть святая вода станет для нас помощницей «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, и ко всякой пользе изрядной».