Грустные вещи происходят в последнее время: где-то православные поддерживают раскольников и сами через это становятся раскольниками; где-то сделавшие много доброго священнослужители внезапно откалываются от Церкви и уводят за собой свою паству; где-то люди просто разрешают недоброкачественной информации о Церкви сеять в своих сердцах сомнения и тревоги. Так возникают расколы — появляются раскольнические сообщества, или же просто раскольнические мысли в умах отдельных христиан.
Но так было всегда — и на заре христианства, и позже, и сейчас это происходит: проблема разделения церковного сообщества не из-за вероучительных и догматических споров, а скорее по причинам, связанным с обрядами, канонами и дисциплиной. И, что самое важное, многие замечают, что такое разделение христиан, гораздо легче можно уврачевать, чем ересь, ведь формально причина разделения только внешняя и не касается глубинных основ вероучения. Так почему же некоторые расколы так долго живут? Почему иногда так медленно происходит излечение от них?
Стоит вспомнить, что некоторые учителя Церкви считали раскол не меньшим злом, чем ересь, и что грех раскола не смывается даже мученической кончиной. И это понятно, ведь в результате раскола происходит самая настоящая катастрофа. В чем она заключатся? Во-первых, нарушается церковное единство, что ведёт к разделению христиан, к разрушению братских отношений. Эта проблема порождает цепную реакцию, что приводит к отвлечению значительных сил верных христиан на уврачевание этой раны — сил, которые могли бы быть использованы, например, в целях миссионерских.
Кроме того, раз нарушение церковного единства приводит к нарушению мира среди верующих, то это становится причиной дискредитации Церкви в обществе, которое видя такие нестроения в жизни христиан, ещё больше может отдалиться от духовности. Таким образом, мы теряем мирное устроение христианского сообщества, без которого рушатся духовные связи человека с человеком, а также христиане перестают быть носителями мира и любви в глазах неверующих. Во-вторых, нарушается связь человека с Богом, ведь последователи раскола ставят себя вне Церкви, и в случае смерти без покаяния в этом грехе лишаются надежды на спасение. В-третьих раскол, в случае если не будет преодолён длительное время, рискует углубиться и прерваться в традицию, которую преодолеть ещё сложнее.
Как видим, дело раскола чревато серьёзными и долгосрочными последствиями. Так почему же люди так легко идут на это? А дело тут в том, что причина раскола всё же лежит не столько в различных взглядах на каноны или обряды, а в плоскости духовной.
Вспоминаю случай из жизни одного знакомого. Однажды ещё во время своих первых шагов в Церкви он подошёл в монастыре одному священнику и сказал примерно следующее: «Вы знаете, мне вот не нравятся некоторые вещи, которые делает наш Патриарх. Что с этим делать?» Как этот мой друг позже говорил, тогда он понимал почему-то, что вот такое отношение к Патриарху неправильное, и думал посоветоваться со знающими людьми. Что же ответил священник? А он ответил очень просто: «Давай мы сначала поговорим о твоих грехах, а потом уж и грехи Патриарха обсудим», и повёл того человека на Исповедь. И всё. Как могут интересовать недостатки другого человека того, кто работает над исправлением своих грехов? Тот, кто идёт по пути работы над своими недостатками, идёт по пути смирения. А может ли ошибиться смиренный, когда ему предложат пойти по пути раскола? Нет, он не пойдёт по этой дороге. Вспомним, как поступил святитель Иоанн Златоуст, когда его неправедно гнали — он призвал своих сторонников повиноваться церковной власти и не устраивать смуты из-за него. И это при том, что правда была на его стороне. Однако он смог отличить главное (Церковный мир) от второстепенного (свою правду), и выбрал главное. Вот и живой пример.
Впрочем, дорога раскола легка, и тем привлекательна. Ведь, гораздо легче чувствовать себя группой избранных, которые противостоят мировому злу. Гораздо проще упиваться «праведным гневом», чем углубиться в молитву. Но если подумать, то против чего воюют раскольники? Против чужого греха, против чужих ошибок. Однако, при этом они забывают, что самый главный враг человека скрывается в его сердце, а не в сердцах ближних его. Отсюда и появляются непоминающие и все, кто поносит своё священноначалие на чём свет стоит, не понимая, что этим тоже сеют семена раскола в сердцах тех, кто их слушает. При этом «праведный гнев» зачастую умножается на невежество, которое позволяет в проповедническом угаре не замечать очевидных канонических ошибок в таких рассуждениях о священноначалии и вопросах церковной жизни.
Ну и, конечно, очень распространены расколы, связанные с непослушанием — даже не с критикой, а с обычным неповиновением. Впрочем, все эти «я лучше знаю», «отродясь так не было, а тут придумали», «меня старцы благословили, и никто мне не указ» — всё это на поверку следствие всё того же тщеславия, оскудения подлинной духовной жизни, оставления покаянных трудов и невежества, которое питается слухами и суевериями.
Так вот посмотришь на раскол и понимаешь, как же прав был преподобный Серафим Саровский, говоривший: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Если будет человек делать по слову святого Серафима, то он не принесёт раскол, не станет последователем раскола. Стоит хотя бы раз посмотреть на раскольнических лидеров и тех, кто сеет такие настроения, чтоб понять: не этот путь ведёт к исполнению слов Саровского старца, но только смирение, только любовь, только борьба со злом в себе могут украшать настоящую дорогу к Богу.
Даже если по пути раскола нас зовут идти те, кому мы доверяем, стоит это мнение проверить, ведь прежде, чем приять ту или иную точку зрения о церковной жизни мы должны, по слову апостола, испытать, какой дух несёт в себе это мнение или учение — Христов ли? И если нет, то и нам это не нужно.