Чудотворный образ Богородицы «Грузинская»

3144
Фото

Нет, пожалуй, ни одного уголка в христианском мире, где в разные времена, при разных обстоятельствах не заявили бы о себе своими чудесными проявлениями Божией благодати чудотворные образы Господа Нашего Иисуса Христа, Заступницы за грешный род человеческий Матери Божией, многих святых.

Казанский край в XVI—XVII веков обрел три, едва ли не самых значительных в Православии чудотворных образа Божией Матери. Несколько веков эти свято чтимые иконы источают чудеса милосердия.

Матерь Божия стала Матерью всех христиан, верующих в спасение от Ее Божественного Сына. Ко всякому, кто приходит с верою к Ее чудотворным образам, спешит Она на помощь и дает утешение. Не исчислить примеров получивших через эти святыни благодатные дары...

Чудотворная икона «Грузинская» имеет свою собственную историю, и сегодня хранящую немало тайн и загадок.

Когда в IX веке в Византии иконоборцы были побеждены, в христианском искусстве начался период, получивший название «македонский ренессанс». Наметился резкий поворот от прежних условных невыразительных, часто статичных образов в иконописи. Он называется в искусствознании эпохой ранневизантийского маньеризма. Его расцвет пришелся на конец XII века. Иногда его называют Комниновский маньеризм, так как в то время в Византии правила династия Комнинов. Иконы Византии второй половины XII века резко отличались от образов доиконоборческой эпохи. Именно в это время в иконописи впервые вводится прием так называемой «обратной перспективы», когда не молящийся созерцает образ, а наоборот. Для икон этого периода характерна повышенная динамика, эмоциональная выразительность, четкая ритмика изображения.

Новое византийское искусство иконописи широко распространялось за пределы империи. Иконы влахернского Богородичного культа проникали на Русь, в Западную Европу, Кавказ. На Кавказе, в Грузии и Армении, где утвердился византийский тип Православия, они нередко копировались, по немало оседало и византийских образцов. В то неспокойное время Грузия нередко подвергалось набегам турок, персов. Шли столетия. В середине XV века пал под ударами турок-сельджуков последний оплот Православия на Востоке — Византия. Грузия, раздираемая местными распрями феодального характера, легко становилась добычей завоевателей. В 1622 году во время очередного набега персидского шаха Аббаса I были в который раз разграблены не только селения страны, но и церкви и монастыри, увезено много добычи.

На восточном персидском базаре бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Егора Лыткина Стефан Лазарев среди многих разложенных на продажу награбленных православных реликвий увидел образ Богоматери. Он выкупил его и по возвращении в Ярославль подарил икону хозяину. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) монастырь на Пинеге, что под Архангельском, которому покровительствовали русские купцы. Икона получила название «Грузинская».

Вскоре по прибытии образа в монастырь начались от нее чудесные исцеления. В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона было установлено празднование иконы «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. Известно, что она и в Грузии XVII века уже почиталась чудотворной. Патриарх Никон тщательно исследовал все сведения о чудесах, исходящих от образа. Празднование иконы Божией Матери «Грузинская» было установлено 22 августа (4 сентября по новому стилю).

При правлении царя Алексея Михайловича молва о чудесных исцелениях от образа «Грузинская» подвигла размножить икону в точных с нее списках. Первый список был сделан в 1654 году. Он находился в храме Животворящей Троицы, что в Никитках близ Варваринских ворот в Москве.

Второй известный список принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, что стал на месте будущего Храма Христа Спасителя. Известно, что молитвами монахинь этого монастыря перед образом в 1655 году была остановлена в Москве эпидемия чумы.

Третий известный список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Его высоко почитали царственные особы: императрица Анна Иоанновна, царь Александр I и другие. Сегодня этот святой образ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на Большой Алексеевской улице в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Четвертый чтимый список с Грузинского образа был сделан для Раифской обители Казанской епархии. В 1670 году митрополит Казанский Лаврентий заказал список одному из лучших казанских иконописцев. Список был так тщательно сделай, что уже во время перенесения иконы из Казани в Раифу стали происходить чудесные исцеления. Есть множество свидетельств того, как этот образ возвращал зрение слепым, очищал беснующихся, исцелял больных.

С возрождением Раифской обители, когда чудотворный образ вернулся в свой соборный храм, построенный по проекту М.П. Коринфского в 1835-1842 годах, со времени возобновления в 90-х годах XX века монастырской жизни, история чудесных исцелений возобновилась и продолжается по сей день для всех, кто приходит к Владычице.

Известно немало и других списков иконы, несущих людям благодать для тех, кто приходит к ней с верою.

Советская эпоха сопоставима разве что с теми иконоборческими гонениями, что развязало в свое время окружение византийского императора Феофила. «Общество воинствующих безбожников» в 20-30 годы прошлого века планомерно проводило кампании по разрушению храмов и истреблению всех предметов религиозного культа — икон в первую очередь. В 1922 году, после закрытия Красногорского монастыря первообраз иконы Божией Матери «Грузинская» исчез из поля зрения, спрятанный в надежном месте, чтобы в 1946 году, после открытия монастыря, вновь появиться в нем. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московский Патриархат, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. В дальнейшем след иконы затерялся.

Утрата первообраза иконы Божией Матери «Грузинская» выдвинула четвертый по значимости список из Раифской пустыни близ Казани в число самых значимых и точных. Известно, что Раифский список буквально не различался ни в малейших деталях от первообраза. После закрытия Раифского монастыря в годы советского богоборчества Раифский список был также надежно спрятан стараниями профессоров Казанского университета и духовной академии, чтобы вернуться в обитель на исходе XX века.

Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа.

Источник: «Раифский Альманах», 2011 г.

Новости по теме

В Раифском Богородицком монастыре состоится Съезд православных психологов
Анонсы и объявления 7 октября 2024
В Раифском Богородицком монастыре состоится Съезд православных психологов

19 октября 2024 года в Раифском Богородицком мужском монастыре (Зеленодольский район Татарстана) состоится Ежегодный съезд православных психологов.

В день памяти преподобного Силуана Афонского митрополит Кирилл совершил Литургию в Раифском Богородицком монастыре
В день памяти преподобного Силуана Афонского митрополит Кирилл совершил Литургию в Раифском Богородицком монастыре

24 сентября, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Кирилл совершил Литургию в Грузинском соборе Раифского Богородицкого мужского монастыря.

Раифский монастырь приглашает верующих оказать продуктовую помощь благотворительному проекту «Не хлебом единым» Раифский монастырь приглашает верующих оказать продуктовую помощь благотворительному проекту «Не хлебом единым»

9 сентября в супермаркетах «Пятёрочка», расположенных в Авиастроительном районе Казани, пройдёт благотворительная акция «Корзина доброты».

Торжества в честь Грузинской иконы Божией Матери прошли в Раифском Богородицком монастыре
Торжества в честь Грузинской иконы Божией Матери прошли в Раифском Богородицком монастыре

Божественную литургию в Троицком соборе обители совершили митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий,  митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Покровский и Новоузенский Фома, епископ Кудымкарский и Верещагинский Петр,  епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил.