Каждый год осенью, 11 сентября, Православная Церковь отмечает особенный праздник: День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Впрочем, праздником в обычном понимании назвать этот день трудно — скорее, это день памяти и скорби. Ибо 11 сентября христиане отмечают трагическое событие — мученическую смерть святого Божия пророка.
Историю жизни, пророческого служения и мученической кончины Иоанна Крестителя мы встречаем в Евангелии, в повествованиях всех четырех евангелистов, а также у древнеримского историка первого века нашей эры Иосифа Флавия в его книге «Иудейские древности».
Пророк Иоанн, сын Захарии (или Йоханан бен Зехарья, как звучит его имя на иврите), согласно Священному Писанию и Преданию Церкви, был предшественником Иисуса Христа (на что и указывает один из его титулов — Предтеча: Иоанн Предтеча по-славянски означает буквально «Иоанн Предшественник»). Предтеча возвещал скорое явление Машиаха — Мессии, то есть Спасителя мира, которого со времен грехопадения Адама ожидало страждущее от зла и греха человечество. Предтеча заявлял, что время исполнилось, и древние пророчества начинают сбываться: обещанный пророками Спаситель уже здесь и идет вслед за ним, Иоанном. Чтобы подготовить людей к встрече со Спасителем, Иоанн призывал своих современников к покаянию, к осознанию грехов и исправлению жизни, к очищению сердца и преображению души. Символом же этого покаянного очищения было ритуальное омовение в водах реки Иордан, которое Иоанн совершал над всеми, приходившими к нему, и благодаря которому за Предтечей закрепился еще один всем известный титул — Креститель. Крещение — это ритуальное погружение в воду и омовение; соответственно, Креститель — это тот, кто таковое погружение и омовение совершает.
Однажды, увидев в толпе пришедших к нему Иисуса Христа, Иоанн Креститель указал на Него и воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Крестившийся от Предтечи Иисус начал Своё мессианское служение, а Иоанн продолжал будить людскую совесть пламенной проповедью, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Мессию — Христа-Спасителя.
При этом Иоанн Креститель не взирал на лица и не считался ни с должностью, ни с саном. Так, под его грозное обличение попадает тетрарх Галилеи — то есть правитель одной из областей Палестины — царь Ирод Антипа. Дело в том, что Ирод сожительствовал с женой своего родного брата, грубо нарушая тем самым целый ряд заповедей Закона Божьего. Пророк Иоанн решительно указывал царю на недопустимость подобного поведения. Ирод не стерпел обличения и бросил Крестителя в тюрьму, чтобы устрашить, подавить, покорить праведника и заставить его замолчать. Нечестивая жена Ирода — Иродиада — в ярости требовала смерти святого; однако казнить Предтечу царь боялся — ибо и сам почитал его, как пророка, да и знал, что в народе Израильском Иоанн пользуется колоссальным духовным авторитетом.
Но вот однажды, на пьяном пиру в честь дня рождения Ирода, перед царем и его высокопоставленными гостями сплясала дочь Иродиады, и так угодила юбиляру, что тот в алкогольном угаре поклялся исполнить любую просьбу девицы — и дать ей всё, чего они ни попросит, даже до полцарства своего в награду.
Подученная коварной матерью, дочь Иродиады потребовала страшной награды — головы Иоанна Крестителя.
И царь, обезу́мевший от вина, тут же отдал роковой приказ своему телохранителю — пойти в темницу к заточенному там праведнику и обезглавить его.
Так мученически закончился земной путь Предтечи Иоанна. Знал ли он о смертельной опасности, грозящей ему за проповедь и смелые обличения? Конечно, знал. Но невзирая ни на что, оставался до конца, до последнего дня, до самой смерти верен своему долгу, верен обязанности, порученной ему Богом: всеми силами и средствами будить, пробуждать человеческую совесть.
И именно об этом, в первую очередь, праздник 11-го сентября: о мужестве и стойкости настоящей веры, о безграничной верности своему долгу; о том истинном бесстрашии, которое свойственно лишь верующим людям — потому что тот, кто боится Бога, больше не боится никого и ничего.
А еще это день, призванный напоминать нам о том, к какому безумию, к каким трагедиям и катастрофам неминуемо приводит человека пьянство.
Поэтому ежегодно 11-го сентября, на Усекновение Главы Иоанна Крестителя, Русская Православная Церковь отмечает еще один праздник: День трезвости.
Праздник это старинный, но на долгие годы хорошо забытый. Традиция его проведения была восстановлена всего лишь несколько лет назад, а впервые начал отмечаться он в начале прошлого века — в 1914-м году.
По Уставу церковному в этот день соблюдается строгий пост. В православных храмах совершаются особые молебны о страждущих недугом винопития и наркомании, произносятся проповеди о важности, богоугодности и спасительности трезвого образа жизни.
Ну, а самую главную всероссийскую проповедь, приуроченную к Дню трезвости, произносит, конечно же, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. По традиции, каждый год 11-го сентября он обращается к многомиллионной пастве Русской Православной Церкви со специальным посланием, в котором рассматривает различные аспекты порока пьянства, анализирует причины, порождающие этот тяжкий грех, призывает к борьбе с этим злом и к ведению здоровой, разумной и трезвой жизни.
Выступил с посланием в честь Дня трезвости Святейший Патриарх и в нынешнем году. И я, пользуясь предоставленной мне возможностью, хотел бы, чтобы оно прозвучало не только с церковного амвона, но и в эфире нашей радиопрограммы — чтобы как можно большее количество людей услышало патриаршее слово — слово о трезвости.
Итак, вот оно — Обращение Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости 2018 года.
«Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как пророк Божий, которого Сам Спаситель называет большим между рожденных женами, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был усечен мечом. Это злодеяние совершилось на пиру, во время хмельного веселья, когда опьяненный вином и пляской дочери Иродиады царь Ирод легко и бездумно отдал приказ казнить мужа праведного и святого. В напоминание о том, к каким страшным последствиям приводит неумеренное употребление алкоголя, был установлен строгий пост, а впоследствии и День трезвости.
Церковь неустанно напоминает своим чадам о том, что каждый человек призван к святости, к взращиванию своей души для Царствия Небесного, к духовной радости. Эта радость достигается жизнью по правде Божией, исполнением заповедей и делами милосердия. Это совершенная радость (по слову евангелиста Иоанна), и ее невозможно отнять у человека.
К сожалению, нередко люди избирают мнимые удовольствия, которые оборачиваются горем не только для них, но и для их близких. Многие наши соотечественники в поисках сиюминутных наслаждений попадают в алкогольную или иную зависимость, погибая и душой, и телом.
Отрадно, что сегодня во многих епархиях открываются реабилитационные и консультационные центры, действуют братства и группы трезвости, проводятся мероприятия по профилактике алкоголизма и популяризации идей трезвого образа жизни. Тем не менее работы еще очень много. Только на учете в наркологических учреждениях стоит более полутора миллионов россиян, и чтобы помочь попавшим в зависимость людям вернуться к полноценной и трезвой жизни, необходимо продолжать эту работу, в том числе во взаимодействии как с государственными, так и общественными организациями.
Молитвами Крестителя Спасова Иоанна да ниспошлет нам Всемилостивый Господь Свою щедрую помощь, дабы мы, а по нашему примеру и наши близкие, проводили воздержанную жизнь в трезвости душевной и телесной».
Вот такое краткое и ёмкое слово Предстоятеля Русской Православной Церкви…
Обратите внимание, вот на это важное противопоставление, которое прозвучало в послании Патриарха: с одной стороны, истинная радость, которую «никто не отнимет» у нас; и, с другой стороны — мнимые удовольствия и сиюминутные наслаждения, всегда приводящие человека к жизненной катастрофе. Действительно — человек, прибегающий к алкоголю или наркотикам, хочет ощутить радость, легкость бытия, освобождение от груза печалей и забот — но получает лишь ядовитый, смертоносный суррогат: грубую подделку, лживую имитацию радости.
И всё же сердечную радость и духовную легкость можно получить — но путь к ним лежит не через вещества и напитки, а через веру, через молитву и добрые дела, через служение Богу и людям.
Будем же усердно искать веселия духа только на этих путях — и да обретем радость истинную и непреходящую.