«Пресвятая Богородица, помогай нам!» — эти слова за Литургией шёпотом говорят многие священники после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Эти слова ни в каких служебниках не прописаны, но прекрасна традиция их произнесения, связывающая иереев нашего времени с апостолами, которые именно этими словами, согласно преданию о празднике Успения Божией Матери, призвали Её на помощь в своих трудах во славу Имени Её Божественного Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Эти слова ни в каких служебниках не прописаны… Да и вообще о необходимости почитания Девы Марии мы не увидим ни слова в текстах Священного Писания. Но священники всё равно призывают Божию Матерь к себе на помощь в момент совершения самого великого Таинства Церкви, а православные христиане считают Богородицу Матерью всего человечества — всесильной его заступницей и покровительницей. Отчего так? Откуда такая, казалось бы, несогласованность с Уставом богослужения, со Священным Писанием, в конце концов?! А несогласованности нет.
Можно ли перечислить чудеса Божией Матери! Их великое множество. Но найдутся книжники, которые «запретят» Её почитание «именем» Священного Писания — найдутся, как нашлись книжники, осудившие Мессию на смерть именем того же Писания. Господь творил чудеса, а ему не верили, ссылаясь на Писание. Так же и с Божией Матерью — не счесть чудес и откровений о Ней от Самого Бога (взять хотя бы усыновление Деве Марии всех людей в лице апостола Иоанна при Кресте Господнем), но всё равно найдутся те, кто не поверит Ей и нам, уже почти две тысячи лет молящимся перед Её образами. Впрочем, Господь не отнимал свободы у древних иудеев; не отнимает её Он и у ныне живущих людей: хочешь — верь, не хочешь — не верь. Не верят, и ладно. Раньше не верили книжники, теперь — атеисты. Но как важно нам держаться ныне нашей веры, несмотря на настойчивые и такие убедительные предложения от неё отказаться, изменить, «улучшить» и тому подобное!
Когда-то чудом явленная Казанская икона Божией Матери была принята православным народом на веру, и Царица Небесная столько раз по причине этой детской (а ведь не случайно явлена она была именно ребёнку!) народной веры спасала Россию от бед. И каким страшным предзнаменованием явилась утрата Казанского образа в начале XX века — какой поистине зловещей, угрожающей тайной опутана история кражи чудотворной иконы и возможного её уничтожения. Об этой краже не лишне вспомнить и сегодня, в радостный день прославления этой святыни. Почему она была украдена? Почему народ лишился такого чуда? Вероятно, это исчезновение можно считать попущением Божиим, показывающим то, с какой стремительностью народ России стал скатываться с духовной высоты Святой Руси в бездну безверия и хаоса.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал тогда, пророчески глядя в будущее России:
Это страшные слова святого человека, которого однажды в те годы во время причащения мирян за Литургией ударил по лицу какой-то молодой безбожник. Всё так и было, всё так и случилось.
Но что было, то было. Что же нам делать теперь? Как сохранить нашу страну, нашу веру, за которую так дорого заплатили сотни тысяч новомученников XX века? Теперь и икона Казанская с нами, и собор в честь неё строится в Казанско-Богородицком монастыре столицы Татарстана. Пусть икона не та самая, явленная; пусть и собор — новый, а тот, старый давно взорван. Но по вере нашей да будет нам! Икона Казанская снова с нами, и новый собор строится точно на том месте, где была найдена когда-то эта чудесная всероссийская святыня. И замечательно, что начав расчищать место под строительство нового храма, строители обнаружили там храм подземный, сохранявшийся под землёй все эти годы не иначе, как по воле Божией. Сохранилось, так сказать, старинное основание. Теперь на этом добром основании возводятся новые стены — стены кирпичные.
Но вот возведение стен духовных храма нашего, всё ещё страдающего от прошлых десятилетий неверия, Отечества зависит уже не от строителей, а только от нас. От нас зависит: наполним ли мы тот же новый Казанский храм верой своей, или нет; поместим ли образ Казанской Божией Матери в сердце своём, или он станет просто экспонатом для туристов. Что нам может помочь в этом духовном строительстве? Как снова не погрузить своими руками Россию во мрак, как это сделали наши предки? Как не предать?..
Об этом хорошо и просто говорил ещё в 1912 году один из любимых своими современниками архипастырей епископ Уфимский Михей (Алексеев), бывший одним из первых духовных чад святого Иоанна Кронштадтского:
Не нужно верить людям, отрицающим Бога, или искажающим Православное учение, но стоять за свою веру, быть твёрдыми. Вот и весь разговор, и вернейшая инструкция к возведению новых духовных стен храма Православной веры в России. Пресвятая Богородица, помогай нам!