Макаровна

2332
Фото

6 мая 2019 года на 97-м году жизни отошла ко Господу Мария Макаровна Кузнецова — одна из последних православных активисток Челнов, которые в далёкие 80-е годы прошлого века боролись за возвращение городских храмов.

Старые прихожане Боровецкой церкви и храма в Орловке еще помнят неутомимую Марию Макаровну Кузнецову, бойкую, активную Макаровну, как все ее звали в 1980-90-х годах. Говорят, что она так привыкла, что ее все называют по отчеству, что однажды, подходя к причастию, она вместе имени выпалила: «Макаровна!» А еще ходят слухи, что она, прорываясь на прием, то ли к Горбачёву, то ли к Ельцину, не пожалела своего воротника — оторвали, не пускали к высокопоставленному лицу — но она пробилась-таки, чтобы забрать документы на возвращение храма верующим. Правда это или вымысел — Бог весть, но то, что такие вот бабушки, не жалея ни сил, ни средств, с Божией помощью добились возвращения храмов после советского лихолетья — уже исторический факт. Мария Кузнецова — ходатаица и непосредственная участница передачи Вознесенского собора и храма бессребреников Космы и Дамиана верующим челнинцам.

В старенькой хрущевке в Сидоровке встречает нас баба Маша чаем с пирогами, — ни шагу без молитвы, и редким в наше время деревенским говором, где-то всплакнув, рассказывает о делах давно минувших дней… Слушая Марию Макаровну, удивляешься тому, откуда в человеке, родившемся и выросшем в советские времена, столько веры и жажды правды? Да просто, как не пыталось советское правительство, не смогло оно заглушить в людях веру в Бога и Его Святую Церковь.

Молитвенный дом

Родилась Мария (в девичестве — Зазвонова) в селе Большая Шильна. Дед ее был церковным старостой, с детства ходила девочка в храм, а когда Троицкую церковь закрыли, стали всей общиной ездить в Мензелинск, где не закрывался кладбищенский Казанско-Богородицкий храм — единственный, выстоявший в годы «красного террора».

Всю жизнь трудилась Мария Макаровна на челнинском элеваторе, в годы войны таскала неподъемные, больше своего веса, мешки с мукой. Когда вышла на пенсию, стала хлопотать о церкви. Собрали двадцатку активистов в селе Боровецком и начали обивать пороги кабинетов Горкомов и Райисполкомов, писать письма во все инстанции, в том числе и Л.И. Брежневу. Сначала выхлопотали разрешение на устройство молитвенного дома.

— Купили на средства общины дом, 48 квадратных метров, — рассказывает Мария Макаровна, — его ведь расширять надо. А кто ж это делать будет? Мужиков-то не было, с войны-то почти никто не вернулся — два мужика было всего — Василий и Александр — один с костылями, другой без ноги — а все равно ходят с нами. Дом надо ведь устраивать под храм, перегородки сломать, баню разобрать, расширить алтарь… Ну ничего, кто-то помог начать, кто-то договорился с машиной — вывозить доски — так за один день дружно бабушки и расчистили место под молитвенный дом.

И никого не надо было заставлять — все делали по послушанию. Все наши бабушки на своих плечах, да бесплатно — они ведь работали для храма. И ни одна, ни разу не возроптала, что работает без денег — вот такие были люди.

Потом бабушки увидали бесхозный амбар — попросили в колхозе разобрать его на кирпичи, за один день разобрали этот амбар до единого камушка и перетаскали их к храму — и все ведь одни старухи! И сложили из этих кирпичиков кочегарку. С этих пор и тепло появилось в молитвенном доме, стали уже нанимать охранников.

За утварью тоже поехали одни, без мужиков.

— Как поедем-то?

— Да как? — с Богом!

Доверенность выпросили со слезами у председателя сельсовета, с машиной опять добрые люди помогли, да вот ведь незадача — водитель из Бугульмы только до Заинска едет — но решили, что только Бог нам поможет, не будем тужить. И правда, пересели на другую попутку. Только пришлось уж сказать, что везем инвентарь для больницы — иначе кто бы в начале 1980-х согласился везти церковную утварь? Ох уж, какие мы радёшеньки тогда были, что все привезли!

Потом поехали в Казань просить батюшку. Отца Александра Кормышакова к нам не сразу направили, молодой приехал, да через неделю отпросился обратно. Снова поехали к владыке Пантелеимону:

— Только нам надо батюшку хорошего! Да постарше — город-то у нас молодой.

— Да вот есть один батюшка, да больно ребятишек у него много!

— О, так это ж хорошо!

— А где ж вы для него квартиру возьмете?

— Да Бог пошлет! Бог с нами, Он нам очень помогает.

Приютила благочестивая женщина немаленькую семью отца Александра со всеми девятью детьми. Такой ведь хороший у нас батюшка! Очень хороший — Царствие ему Небесное и вечный покой! И матушка! А потом Господь и дом-пятистеночек послал для батюшки, а потом большой дом в Красных Челнах купили священнику на деньги общины. Перестраивали его опять же сами, помогали во всем нашему дорогому батюшке.

А церковь наша будет!

Ну а потом стали уже подумывать, как вернуть нам нашу Боровецкую церковь — Свято-Вознесенский собор. В молитвенном доме уже места совсем мало стало.

Мы каждую неделю ходили в Райком, отец Александр нас благословит пойти, а мы зайдем в старый храм, он был поломанный, сперва помолимся на коленях со слезами, потом пойдем, с Николаем Ивановичем Пашутиным, — председателем нашей двадцатки — он был с медалями, его пропустят, а меня не пускают, хоть я была помощником старосты, а я все равно силом зайду, а они меня за рукав — и за дверь, а я им все равно говорю: «А церковь наша будет!» Нас все выгоняли, а мы каждый вторник снова идем.

И в Москву ездили, и до патриарха Пимена доходили. Нам говорили: «Вот миллион накопите, отдадут вам храм». Сдали мы документы в Москве и уехали, ждали месяц, документы вернулись в Казань, но нам об этом не говорили — умалчивали. Но мы узнали и пытались пробиться на прием к Шаймиеву — а нам все время отвечали, что его нет, приходите завтра. На завтра приходим, опять не пускают, ну я посмотрела, что милиционеры у кабинета молодые больно, да как кинусь, оттолкну и пытаюсь прорваться. Тут в кабинете услышали шум, и нас впустили. Шаймиев нам и сказал, что документы пришли, а моя подружка как давай его целовать от радости! Он послал к Михайлову (уполномоченный по делам религий) и велел сказать, чтобы документы отдали. А Михайлов не отдает, говорит что нет их, что услал. А я ему говорю: «Не ври! никуда не уйдем, пока не отдашь, ночевать будем, а без документов не уйдем, раз Шаймиев сказал, и точка». Он стал бегать по кабинетам, до ночи ждали, но документы получили. Уж как тут радовалась наша община, что мы привезли документы, обнимали нас, целовали! А до этого, сколько ни ходили, — все нас только обижали.

Но были и те, кто помогал. В итоге при Ю.И. Петрушине все и получилось, дай Бог ему здоровья, он нам очень хорошо посодействовал, и Титов с КБК кирпич дал для реставрации…

И Орловка, и Сидоровка

А потом орловские сельчанки стали говорить мне: что же это ты для Боровецких-то стараешься? Сама за орловским ведь замужем… Хотят из нашего Космодемьянского храма музыкальную школу сделать! И снова начались хождения по кабинетам — тоже долго не отдавали храм, там тогда был склад сельпо. Мы и в Райисполком, и в Казань снова — не отдают храм. Но мы все равно добьемся, будем бороться! К Петрушину на каждое совещание ходили… А когда вернули церковь, решили хотя бы потихоньку ходить в храм и мыть там все, хоть переднюю часть открыть, а там уж до весны. Опять всем миром собрались — у кого печка, у кого топор и пошли храм расчищать. На Введение во храм Пресвятой Богородицы торопились крест на купол установить — успели, и первую службу отслужили, пока в трапезной части храма.

Потом меня парализовало, не смогла уж далеко ездить и стала ходить в Свято-Тихоновскую церковь в Сидоровке. Тогда ее еще строили, а собирались мы в маленькой комнатушке. А на праздники переносили всю утварь и иконы в новый храм, только там даже пола тогда не было, но ничего, постепенно и там все наладилось, слава Богу за все!

Добрые всходы

Своих детей у меня не было, но есть внучатый племянник Мишенька. Маленьким он все ходил со мной в церковь, ему там просфорочки понравились уж очень. Сам спрашивал: «Возьмешь меня бабушка в церковь, булочки покушать?» Так и втянулся, стал прислуживать алтарником в Орловском храме в 1990-х годах. Потом закончил Нижегородскую духовную семинарию, преподавал, долгое время возглавлял Отдел Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, был руководителем, идейным вдохновителем и духовником множества социальных проектов.

Теперь протоиерей Михаил Зазвонов является руководителем направления помощи семьям Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, настоятелем храма Всех Святых, в земле Российской просиявших в Новокосино (г. Москва). Вот такие вот добрые всходы дало семя, посеянное бабушкой в чистой детской душе.

Упокой же, Господи, душу усопшей рабы Твоей Марии!

Новости по теме

Священник Казанской епархии посетил челнинский центр социальной адаптации «Перекрёсток» Священник Казанской епархии посетил челнинский центр социальной адаптации «Перекрёсток»

В канун праздника святителя Николая Чудотворца клирик Никольского храма города Набережные Челны протоиерей Александр Андриевский посетил центр социальной адаптации лиц без определённого места жительства «Перекрёсток».

В Набережных Челнах состоялся благотворительный концерт в поддержку возрождения Никольского храма города В Набережных Челнах состоялся благотворительный концерт в поддержку возрождения Никольского храма города

20 апреля в большом зале Дворца культуры «Энергетик» города Набережные Челны прошёл благотворительный концерт в поддержку строительства храма святителя Николая Чудотворца.

Православная молодёжь Набережных Челнов совершила паломническую поездку в Раифский монастырь Православная молодёжь Набережных Челнов совершила паломническую поездку в Раифский монастырь

Представители православной молодёжи города Набережные Челны совершили паломническую поездку в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В Серафимовском приходе Набережных Челнов состоялись просветительские встречи с казанскими священниками В Серафимовском приходе Набережных Челнов состоялись просветительские встречи с казанскими священниками

10 апреля в приходе преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны состоялись просветительские встречи с казанскими священниками.