Сегодня мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке по случаю победы над ересью иконоборчества. Кому-то может показаться: «Подумаешь, ну кто-то почитает иконы, кто-то не почитает. Главное ведь люди в Бога веруют, Евангелие читают, Христа знают». На самом деле, очень важно то, как мы веруем. Малейшая ошибка может нас увести от Бога. Например, есть такие христиане — монофизиты. Они считают, что у Христа была только одна природа — божественная. А православные знают, что у Него две природы: божественная и человеческая. Ведь если бы у Спасителя была одна природа, то получается, что Он на Кресте не страдал? Как Бог Он не мог испытывать страдания? Получается, что наш Господь актером был? Но мы-то знаем, что Христос своей человеческой природой все страдания претерпел.
В древних патериках есть история про старца, отшельника Агафона. Он был очень почитаем. Как-то пришли к нему молодые монахи с вопросами о духовной жизни и решили его искусить.
— Авва, а правду говорят, что ты большой чревоугодник, — спрашивает один из них.
— Да, братья, я чревоугодник, — отвечает старец
— А, правда, что ты блудник?
— Да, братья, я блудник.
— А, правда, что ты гневливый человек?
— Да, братья, я гневливый.
— А, правда, что ты еретик? — спрашивает, наконец, один монах.
— Нет, братья, простите, но я не еретик!
И потом они у него поинтересовались, почему он со всеми грехами соглашался, кроме последнего. Авва Агафон пояснил, что все перечисленные страсти в той или иной мере были в нем. Но если бы он признал себя еретиком, то, значит, потерял бы надежду на спасение.
Как правило, все сектанты упрекают нас в том, что поклоняясь иконам, мы нарушаем заповедь. Да, сказано, что нельзя изображать Бога, потому что никто Его не видел. Но это относится к ветхозаветным временам. Христа-то видели! Он ходил среди людей, общался с ними. Так почему у нас возникло такое поклонение иконам? А как же еще можно относиться к образу Бога? Даже если взять пример из жизни: ушел сын в армию, мама хранит его фотографию. Она может даже поцеловать ее, но ведь не к фотоэмульсии мать прикладывается, а мысленно обращается к своему сыну! Также и мы. Воздавая почесть иконам, мы почитаем того, кто на них изображен. Как во Христе было две природы — божественная и человеческая, так и в иконе — материальная и духовная.
Еще икона в каком-то смысле является Евангелием в красках. Раньше многие люди были неграмотные. А зайдя в храм, глядя на фрески, человек понимал, что здесь прославляется.
А кроме того икона может приводить к Богу. Было время после революции 1917 года, когда священникам власти запретили проповедовать. И вот тогда «заговорили» иконы. Многие из них попали в Третьяковскую галерею в Русский музей и в другие музеи. И многие люди, видя их, обращались к Богу. Почти все реставраторы и экскурсоводы того времени были верующие. Те, кто работал с иконами, общаясь с этой красотой, не мог не уверовать. Люди начинали интересоваться Православием, читать Евангелие.
Как же объяснить сектантам, почему мы покланяемся иконам? Нужно, чтобы они нас выслушали. Но для этого требуется смирение.
Итак, возвращаясь к празднику Торжества Православия, хочется задаться вопросом: в чем же это торжество заключается? Может быть, оно означает некое триумфальное шествие нашей веры по свету? Ничего подобного. Как сказал нам Господь: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Торжество заключается в наших добрых делах, в отклике на жертву Христову, в наших мучениках. И, конечно, если какому-то человеку сделали зло, а он на него ответил добром — это тоже, самое настоящее Торжество Православия.