В Евангелии от Луки мы читаем: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». С тех пор в православных храмах амвон, символизирует корму лодки, священник символизирует Спасителя, Который с нее учит народ.
Читаем дальше: «Когда же перестал учить». Вот интересно, апостол Лука все описывает, а, казалось бы, о самом главном, то чему учил Господь, ничего не говорит. И сейчас мы поймем, почему. Иногда дела, которые Он совершал, были не менее важны, чем слова: «…сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали…» Мы здесь видим, что Симон начинает противиться. Его можно понять, он профессиональный рыбак, всю жизнь занимается этим делом. Он знает, что если рыба не идет, то нет смысла ее ловить. Он устал, всю ночь не спал, дома жена ждет, дети. Но, тем не менее, он осекается и смирятся: «Но по слову Твоему закину сеть. И сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Здесь мы видим, что с Петром произошло преображение. Когда он сначала обращался ко Христу, то назвал его просто «Наставник», а теперь он понял, кто перед ним стоит. И мы видим, как смирение и послушание не остаются у Спасителя без награды. Также и мы с вами, если мы молимся, слушаемся Спасителя, смиряемся, то Бог никогда не оставит нас без Своей награды. И дальше здесь продолжает евангелист: «Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Да, понятно, что ужас, потому что никогда рыбаки с таким не сталкивались. И не удивительно, что их записал Лука. Такие события на всю жизнь запоминаются. Продолжаем: «…также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».
Ловить для чего людей? Для Царства Небесного, не для себя. И это не только к апостолам относится, а к любому христианину. Мы с вами должны быть ловцами человеков. Взять, например, святую равноапостольную Нину просветительницу Грузии. Или святителя Николая Японского. Когда он начал проповедовать в Японии, там за одно только слово «Иисус» могли казнить. А когда он умирал, то даже японский император выразил соболезнование. И сейчас там есть потомственные православные христиане. А святой равноапостольный князь Владимир? Сети закинул и сколько уловил людей! Вот и мы с вами потомки тех христиан. Они ведь тоже были простые люди, но ведь смогли же, зажгли людей для Царствия Небесного. Конечно, на священников особая ответственность возлагается, но и простые миряне должны проповедовать. Несмотря на то, что у нас 85 процентов в стране называют себя православными людьми, из них 60 процентов верят в гороскопы. Это по сути язычество. У них в голове все перемешано. И мы должны нести людям свет христовой истины. Красоту христианскую показывать и не только на словах, но и делами.
Таким же ловцом человеков был и наш удивительный святой, спаситель нашего Отечества преподобный Сергий Радонежский. Святых такого уровня во всем мире на пальцах одной руки можно сосчитать. То, что он сделал для России своей христианской жизнью переоценить невозможно. Он основал монастырь Святой Троицы. Спустя время его ученики еще сеть монастырей по стране создали. И вся страна стала ими окормляема. Как он сам любил Россию, переживал, болел за нее! Благословил на битву благоверного князя Димитрия Донского, Пересвета и Ослабю. В Смутное время, он трижды являлся Кузьме Минину и призывал защищать Отечество. И когда в третий раз пришел, тот начал организовывать ополчение. Известно, что когда Наполеон в 1812 году поднялся на колокольню Ивана Великого, чтобы осмотреть завоеванную Москву, то вдруг увидел на небе воинство, а впереди схимник с крестом. И он устрашился и слез с колокольни, зашел в Успенский собор начал смотреть на иконы и узнал в том схимнике Сергия Радонежского. Он никогда не оставлял свой народ и свое Отечество.
И что удивительно, я недавно только узнал, последний настоятель Сергиевой лавры после революции архимандрит Кронид очень сильно переживал, когда храмы разоряли, вскрыли и, по сути, осквернили мощи преподобного Сергия. И он не мог понять, как такой великий святой попускает это? И во сне ему явился преподобный Сергий и говорит: «Я сам хочу страдать со своим народом». Понимает какая высота и любовь к нам грешным и недостойным? Поэтому будем чтить память этого удивительного святого, обращаться к нему. В Троице-Сергиевой лавре по милости Божией я частенько бываю. И когда к раке с мощами подходишь, представляешь, сколько здесь народу прошло: царей, князей, патриархов. И все известные люди, которые приезжают в Россию, первым делом стараются побывать у преподобного Сергия, потому что Лавра это сердце нашего народа, духовный центр. И даже, если географически посмотреть, то Сергиев Посад это наша сердцевина.