В сочельник существует традиция — не есть ничего до первой звезды, да и потом вкушать только сочиво. Откуда она? Может, очередное суеверие?
На самом деле не суеверие, а вполне себе церковное правило. Вот только исполняем мы его чаще всего номинально, абсолютно не понимая смысла.
А дело всё в Божественной литургии. В нашей поместной Церкви эту великую службу принято совершать в разное время. Например, в большие праздники и воскресенья — примерно в восемь утра, такое правило есть в Типиконе. В субботу и будни — попозже. На Пасху и Крещение — пораньше...
И заметьте, от времени начала службы зависит время предпричастного поста — полного воздержания от пищи. Например, если в воскресенье мы постимся от полуночи до девяти утра примерно (а потом причащаемся и кушаем в трапезной), то на Пасху — постимся всего несколько часов накануне, и уже ночью совершая Литургию, как бы бегом, радостно врываемся в великое торжество — и с его Божественными Дарами, и с последующим разговлением.
Но вот накануне Рождества или Крещения, у нас есть сочельники. Это такие дни особого поста. И совершается в них Литургия позже, заметно позже обычного. Мы как бы растягиваем время полного воздержания и сугубого подвига, чтобы помочь себе возвыситься до Литургии, чтобы плоть была немощна, а дух бодр.
В эти дни Литургия совершается после вечерни. По времени — примерно в три часа дня. То есть наша традиция не есть ничего в сочельники до первой звезды — это отголосок того поста, который мы должны держать, если совершать службу в соответствии с уставом многовековой давности. Действительно, если Литургия совершается в 15:00, если я на ней причащаюсь (а как не причащаться), то раньше первой звезды я никак не смогу поесть!
Кроме сочельников, подобные «вечерние» литургии положено совершать в будни Великого поста (по чину Григория Двоеслова), в Великий четверг и в Великую субботу.
Почему же в подавляющем большинстве храмов эти службы проводят всё же до полудня? В принципе, из-за снисхождения к немощи людей. Но есть приходы, в которых традиция вечернего совершения литургии в особые дни возрождается.
Вот как далеко мы зашли! А начиналось всё с народной, кажется, приметы: не есть в Сочельник до первой звезды.
Глубока наша вера, глубока и интересна... Всем рекомендуем купить или скачать книгу Марии Красовицкой «Литургика» и прочесть обо всё этом поподробнее. Вы и представить себе не можете, сколько интересного узнаете!
Источник: У стен Церкви