18 июля 2018 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил чин великого освящения отреставрированной Сергиевской церкви в бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре острова-града Свияжск и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Сегодня мы расскажем об истории изучения и реставрации Сергиевской церкви.
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свияжске изначально была построена во времена Бориса Годунова на территории бывшего Троицкого монастыря — подворья знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. На месте деревянной церкви, возведенной в 1551 году при основании города, построен в период 1570—1604 гг. артелью псковских мастеров белокаменный храм, освященный одновременно с Троицкой церковью 7 октября 1604 года в честь особо почитаемого православного русского святого — преподобного Сергия Радонежского, считавшегося одним из покровителей Свияжска. Весьма интересна компоновка сооружения, объединившая храм, трапезную и хозяйственные помещения.
В 1604 году верхний этаж перестроен под одностолпный храм с двумя престолами: главный, южный — во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; северный — во имя преподобного Никона (позднее обращен в ризницу). В XVIII веке был устроен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1790-е годы пристроена трехъярусная колокольня, над главным престолом возведен невысокий глухой четверик, с таким же глухим барабаном и небольшою главкой, возведена еще одна главка на высокой шейке, вероятно, в это же время черепица на кровлях и главках заменена железом.
Внешний декор Сергиевской церкви выполнен в древнерусском псковском стиле. При входе в церковь, на западной (прежде наружной) стене сохранилась древняя фреска — «Троица Ветхозаветная» и надпись, свидетельствующая о времени освящения храма. В храме хранились мощи святителя Германа.
***
Автором проекта реставрации является главный архитектор ЗАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» Рания Раимова.
Сергиевская церковь таит в себе множество загадок. Отсутствие архивных данных давало возможность авторам исторических работ второй половины XIX века, ссылаясь на надпись у входной двери, датировать ее 1604 годом.
Однако планировка, конструктивная схема, строительные материалы, примененные здесь, позволяют утверждать, что здание было построено раньше, в конце XVI века, и имело назначение трапезной палаты монастыря.
Впервые натурные исследования памятника были проведены архитекторами Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Г.П. Рыловым, С.С. Айдаровым, В.В. Мальковской.
Архитектура и планировочная схема здания типична для трапезных XVI века.
В общий объем, помимо трапезной одностолпной палаты, входили с восточной стороны храм и келарская. Особенностью храмов при трапезных тех времен был их небольшой объем и отсутствие алтарных выступов.
Первый этаж — подклет трапезных — использовался как кухня и включал в себя поварни, служебные помещения, мукосеи.
Подклет Сергиевской церкви по фасаду отделяется простым междуэтажным поясом и имеет небольшие арочные окна без обрамления, окна второго этажа, большие по размеру, с наличниками килевидной формы из кирпичного валика. По размещению лопаток на фасадах можно прочитать конструктивнопространственную структуру здания, они либо укрепляют углы здания, либо связаны с размещением опорных частей сводов. Особенностью трапезных является также отсутствие внутренней связи между подклетом и палатой второго этажа, вход в нее вел через красное крыльцо.
Одной из загадок в здании Сергиевской церкви являются две лестницы, расположенные в толще стен, которые ведут со второго этажа в подкровельное пространство. Одна из них расположена в западной стене, слева от главного портала, из-за нее смещен от оси вход. Вторая лестница расположена в стене между келарской и храмом и выходит в помещение над храмом. Вполне вероятно, что здание не было достроено, и у него предполагался третий этаж. На чердаке белокаменный столб высотой в 2,5 метра является продолжением опорного столба первого и второго этажей, что тоже подтверждает предположение о недостроенности здания. Возможно, еще строящееся здание трапезной пострадало от пожара и было перестроено под храм, об открытии которого в 1604 году говорит надпись у входного портала на втором этаже. Следы перестроек видны в помещении над храмом, следы от первоначальных сводов расположены ниже. Храмовая часть была надстроена, выполнено позакомарное покрытие, которое вплоть до последней реставрации было скрыто под четырехскатной кровлей XIX века.
Анализ материала, техники исполнения, архитектуры Сергиевской церкви выявляет схожесть с постройками Успенского собора и Никольской церкви, но есть и ряд отличий, которые позволяют утверждать, что строили или достраивали здание мастера другой школы, не псковской. Сочетание белого камня и кирпича в конструкциях здания (стены выполнены из белокаменных блоков, своды из кирпича), позакомарное покрытие над храмом, килевидные кирпичные наличники, барабаны над храмом и приделом, резной портал на западном фасаде указывают на влияние московского каменного зодчества конца XVI века. Объясняется это также тем, что монастырь был основан в XVI веке как Троице-Сергиевский мужской монастырь и приписан к подмосковному Троице-Сергиевскому монастырю (ныне Троице-Сергиева Лавра), и, скорее всего, специалисты были присланы из подмосковного монастыря.
Еще одно открытие ожидало реставраторов при производстве работ в 2013 году. В интерьерах были выявлены полы из керамической плитки в алтаре церкви. Полы сохранились на всей площади алтаря, состояние плитки удовлетворительное. Размеры плитки 220x220 мм, по краю плитка имеет бортик для лучшего сцепления с раствором. Плитка посажена на глиняный раствор. Плитка неглазурованная терракотового цвета. Натурные исследования и анализ плитки дают основание предполагать, что полы эти первоначальные и относятся к XVI веку. По центру рисунок пола прерывается, здесь располагался первоначальный иконостас, когда трапезная палата не была освящена целиком под храм. Также остались следы алтарной преграды, в виде дощатого основания с отверстиями под балясины.
В центральной части трапезной сохранился фрагмент пола, набранный из дубовых брусков, размерами 310x310 мм, толщиной 65 мм. По библиографическим источникам он тоже относится к XVI веку, бруски называли «дубовыми кирпичами». Все фрагменты подлинных полов удалось сохранить.
При проектировании встал вопрос о восстановлении Красного крыльца, ведущего на западную паперть к главному входу. Первоначально паперть была открытая, об этом говорит фреска «Ветхозаветная Троица», пилястры и междуэтажный карниз, перспективный портал — это была наружная стена трапезной. На рубеже XVI—XVII веков церковь была полностью расписана, сохранился небольшой фрагмент и на восточном фасаде в центральной закомаре.
Было разработано несколько вариантов с восстановлением Красного крыльца и с переходом в разрушенный ныне корпус настоятельницы.
В итоге в октябре 2012 года состоялся Научно-методический совет по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан, на котором были представлены все ранее выполненные варианты и варианты с деревянным крыльцом вместо каменного схода. Советом вынесено следующее решение: 1. Из-за недостаточного обоснования восстановления Красного крыльца и с возможностью восстановления корпуса настоятельницы в будущем варианты схода со второго этажа паперти отклонить; 2. Выполнить варианты крытой паперти с максимальным выявлением на фасаде и в интерьерах следов древней открытой паперти.
Была восстановлена внутренняя деревянная лестница XIX века, разобраны поздние кладки до первоначального парапета паперти. Крыша над папертью выполнена односкатная, опирающаяся на деревянные столбы, промежутки между столбами закрыты остекленными рамами.
Основным документом для раскрытия позакомарного покрытия явились фотографии, выполненные в 2010 году при смене четырехскатного покрытия, под ним оказался еще один ряд закомар. Позже были выполнены архитектурные обмеры двух рядов закомар и плана четверика. На Научно- методическом совете по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Татарстан, который рассмотрел эскизный проект реставрации Сергиевской церкви, была рекомендована дальнейшая проработка и реализация раскрытия закомар с дальнейшей реставрацией. В процессе работ были выявлены килевидные завершения закомар.
В ходе реставрации Сергиевской церкви были выполнены укрепление и гидроизоляция фундамента храма («глиняный замок»); реставрация стен и сводов — вычинка белого камня, кирпича, инъ ектирование трещин, обмазка и покраска; реставрация фасадов; восстановление позакомарного покрытия над храмом, реставрация кровли четверика и трапезной с ремонтом стропильных конструкций и покрытием из меди; покрытие глав медью, изготовление, золочение и установка крестов над храмом, колокольней и приделом; изготовление и установка столярных заполнений окон и дверей; реставрация кованой двери, изготовление кованых ставен на окна; выполнена дискретная отмостка с каменным покрытием.
В храме проведены внутренние реставрационные работы, приобретена церковная утварь. 18 июля 2018 года храм был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном.
Источник: История реставрации объектов культурного наследия острова-града Свияжск. — Казань: И90 ИП Гарипова Г.Г., 2013. — С. 157-163.