Храм преподобного Сергия Радонежского в Свияжске: История и реставрация

15658
Фото

18 июля 2018 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил чин великого освящения отреставрированной Сергиевской церкви в бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре острова-града Свияжск и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Сегодня мы расскажем об истории изучения и реставрации Сергиевской церкви.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свияжске изначально была построена во времена Бориса Годунова на территории бывшего Троицкого монастыря — подворья знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. На месте деревянной церкви, возведенной в 1551 году при основании города, построен в период 1570—1604 гг. артелью псковских мастеров белокаменный храм, освященный одновременно с Троицкой церковью 7 октября 1604 года в честь особо почитаемого православного русского святого — преподобного Сергия Радонежского, считавшегося одним из покровителей Свияжска. Весьма интересна компоновка сооружения, объединившая храм, трапезную и хозяйственные помещения.

В 1604 году верхний этаж перестроен под одностолпный храм с двумя престолами: главный, южный — во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; северный — во имя преподобного Никона (позднее обращен в ризницу). В XVIII веке был устроен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1790-е годы пристроена трехъярусная колокольня, над главным престолом возведен невысокий глухой четверик, с таким же глухим барабаном и небольшою главкой, возведена еще одна главка на высокой шейке, вероятно, в это же время черепица на кровлях и главках заменена железом.

Внешний декор Сергиевской церкви выполнен в древнерусском псковском стиле. При входе в церковь, на западной (прежде наружной) стене сохранилась древняя фреска — «Троица Ветхозаветная» и надпись, свидетельствующая о времени освящения храма. В храме хранились мощи святителя Германа.

***

Автором проекта реставрации является главный архитектор ЗАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» Рания Раимова.

Сергиевская церковь таит в себе множество загадок. Отсутствие архивных данных давало возможность авторам исторических работ второй половины XIX века, ссылаясь на надпись у входной двери, датировать ее 1604 годом.

Однако планировка, конструктивная схема, строительные материалы, примененные здесь, позволяют утверждать, что здание было построено раньше, в конце XVI века, и имело назначение трапезной палаты монастыря.

Впервые натурные исследования памятника были проведены архитекторами Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Г.П. Рыловым, С.С. Айдаровым, В.В. Мальковской.

Архитектура и планировочная схема здания типична для трапезных XVI века.

В общий объем, помимо трапезной одностолпной палаты, входили с восточной стороны храм и келарская. Особенностью храмов при трапезных тех времен был их небольшой объем и отсутствие алтарных выступов.

Первый этаж — подклет трапезных — ис­пользовался как кухня и включал в себя по­варни, служебные помещения, мукосеи.

Подклет Сергиевской церкви по фасаду отделяется простым междуэтажным поясом и имеет небольшие арочные окна без обрам­ления, окна второго этажа, большие по раз­меру, с наличниками килевидной формы из кирпичного валика. По размещению лопаток на фасадах можно прочитать конструктивно­пространственную структуру здания, они либо укрепляют углы здания, либо связаны с размещением опорных частей сводов. Особенностью трапезных является также отсут­ствие внутренней связи между подклетом и палатой второго этажа, вход в нее вел через красное крыльцо.

Одной из загадок в здании Сергиевской церкви являются две лестницы, расположен­ные в толще стен, которые ведут со второго этажа в подкровельное пространство. Одна из них расположена в западной стене, слева от главного портала, из-за нее смещен от оси вход. Вторая лестница расположена в стене между келарской и храмом и выходит в по­мещение над храмом. Вполне вероятно, что здание не было достроено, и у него предполагался третий этаж. На чердаке белокамен­ный столб высотой в 2,5 метра является про­должением опорного столба первого и вто­рого этажей, что тоже подтверждает пред­положение о недостроенности здания. Воз­можно, еще строящееся здание трапезной пострадало от пожара и было перестроено под храм, об открытии которого в 1604 году го­ворит надпись у входного портала на втором этаже. Следы перестроек видны в помеще­нии над храмом, следы от первоначальных сводов расположены ниже. Храмовая часть была надстроена, выполнено позакомарное покрытие, которое вплоть до последней ре­ставрации было скрыто под четырехскатной кровлей XIX века.

Анализ материала, техники исполнения, архитектуры Сергиевской церкви выявляет схожесть с постройками Успенского собора и Никольской церкви, но есть и ряд отличий, которые позволяют утверждать, что строи­ли или достраивали здание мастера другой школы, не псковской. Сочетание белого кам­ня и кирпича в конструкциях здания (стены выполнены из белокаменных блоков, своды из кирпича), позакомарное покрытие над храмом, килевидные кирпичные наличники, барабаны над храмом и приделом, резной портал на западном фасаде указывают на влияние московского каменного зодчества конца XVI века. Объясняется это также тем, что монастырь был основан в XVI веке как Троице-Сергиевский мужской монастырь и припи­сан к подмосковному Троице-Сергиевскому монастырю (ныне Троице-Сергиева Лавра), и, скорее всего, специалисты были присланы из подмосковного монастыря.

Еще одно открытие ожидало реставраторов при производстве работ в 2013 году. В интерьерах были выявлены полы из керамической плитки в алтаре церкви. Полы сохранились на всей площади алтаря, состояние плит­ки удовлетворительное. Размеры плитки 220x220 мм, по краю плитка имеет бортик для лучшего сцепления с раствором. Плит­ка посажена на глиняный раствор. Плит­ка неглазурованная терракотового цвета. Натурные исследования и анализ плитки дают основание предполагать, что полы эти первоначальные и относятся к XVI веку. По центру рисунок пола прерывается, здесь располагался первоначальный иконостас, когда трапезная палата не была освящена целиком под храм. Также остались следы алтарной преграды, в виде дощатого осно­вания с отверстиями под балясины.

В центральной части трапезной со­хранился фрагмент пола, набранный из дубовых брусков, размерами 310x310 мм, толщиной 65 мм. По библиографическим источникам он тоже относится к XVI веку, бруски называли «дубовыми кирпичами». Все фрагменты подлинных полов удалось сохранить.

При проектировании встал вопрос о вос­становлении Красного крыльца, ведущего на западную паперть к главному входу. Пер­воначально паперть была открытая, об этом говорит фреска «Ветхозаветная Троица», пилястры и междуэтажный карниз, перспек­тивный портал — это была наружная стена трапезной. На рубеже XVI—XVII веков церковь была полностью расписана, сохранился не­большой фрагмент и на восточном фасаде в центральной закомаре.

Было разработано несколько вариантов с восстановлением Красного крыльца и с переходом в разрушенный ныне корпус на­стоятельницы.

В итоге в октябре 2012 года состоялся Научно-методический совет по вопросам го­сударственной охраны, сохранения, исполь­зования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан, на котором были представлены все ранее выполненные вари­анты и варианты с деревянным крыльцом вместо каменного схода. Советом вынесено следующее решение: 1. Из-за недостаточного обоснования восстановления Красного крыльца и с возможностью восстановления корпуса настоя­тельницы в будущем варианты схода со вто­рого этажа паперти отклонить; 2. Выполнить варианты крытой папер­ти с максимальным выявлением на фасаде и в интерьерах следов древней открытой па­перти.

Была восстановлена вну­тренняя деревянная лестница XIX века, ра­зобраны поздние кладки до первоначаль­ного парапета паперти. Крыша над папер­тью выполнена односкатная, опирающаяся на деревянные столбы, промежутки между столбами закрыты остекленными рамами.

Основным документом для раскрытия позакомарного покрытия явились фото­графии, выполненные в 2010 году при смене четырехскатного покрытия, под ним ока­зался еще один ряд закомар. Позже были выполнены архитектурные обмеры двух ря­дов закомар и плана четверика. На Научно- методическом совете по вопросам госу­дарственной охраны, сохранения, исполь­зования и популяризации объектов куль­турного наследия Министерства культуры Республики Татарстан, который рассмотрел эскизный проект реставрации Сергиевской церкви, была рекомендована дальнейшая проработка и реализация раскрытия зако­мар с дальнейшей реставрацией. В процессе работ были выявлены килевидные завер­шения закомар.

В ходе реставрации Сергиевской церк­ви были выполнены укрепление и гидроизоляция фундамента храма («глиняный замок»); реставрация стен и сво­дов — вычинка белого камня, кирпича, инъ ектирование трещин, обмазка и покраска; реставрация фасадов; восстановление позакомарного покрытия над храмом, реставра­ция кровли четверика и трапезной с ремон­том стропильных конструкций и покрытием из меди; покрытие глав медью, изготов­ление, золочение и установка крестов над храмом, колокольней и приделом; изготов­ление и установка столярных заполнений окон и дверей; реставрация кованой двери, изготовление кованых ставен на окна; вы­полнена дискретная отмостка с каменным покрытием.

В храме проведены внутренние рестав­рационные работы, приобретена церковная утварь. 18 июля 2018 года храм был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном.

Источник: История реставрации объектов культурного наследия острова-града Свияжск. — Казань: И90 ИП Гарипова Г.Г., 2013. — С. 157-163.

Новости по теме

В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского
В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского (1567), в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре состоялось праздничное богослужение.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой
Публикации 31 октября 2024
Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.