Храм преподобного Сергия Радонежского в Свияжске: История и реставрация

15000
Фото

18 июля 2018 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил чин великого освящения отреставрированной Сергиевской церкви в бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре острова-града Свияжск и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Сегодня мы расскажем об истории изучения и реставрации Сергиевской церкви.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свияжске изначально была построена во времена Бориса Годунова на территории бывшего Троицкого монастыря — подворья знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. На месте деревянной церкви, возведенной в 1551 году при основании города, построен в период 1570—1604 гг. артелью псковских мастеров белокаменный храм, освященный одновременно с Троицкой церковью 7 октября 1604 года в честь особо почитаемого православного русского святого — преподобного Сергия Радонежского, считавшегося одним из покровителей Свияжска. Весьма интересна компоновка сооружения, объединившая храм, трапезную и хозяйственные помещения.

В 1604 году верхний этаж перестроен под одностолпный храм с двумя престолами: главный, южный — во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; северный — во имя преподобного Никона (позднее обращен в ризницу). В XVIII веке был устроен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1790-е годы пристроена трехъярусная колокольня, над главным престолом возведен невысокий глухой четверик, с таким же глухим барабаном и небольшою главкой, возведена еще одна главка на высокой шейке, вероятно, в это же время черепица на кровлях и главках заменена железом.

Внешний декор Сергиевской церкви выполнен в древнерусском псковском стиле. При входе в церковь, на западной (прежде наружной) стене сохранилась древняя фреска — «Троица Ветхозаветная» и надпись, свидетельствующая о времени освящения храма. В храме хранились мощи святителя Германа.

***

Автором проекта реставрации является главный архитектор ЗАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» Рания Раимова.

Сергиевская церковь таит в себе множество загадок. Отсутствие архивных данных давало возможность авторам исторических работ второй половины XIX века, ссылаясь на надпись у входной двери, датировать ее 1604 годом.

Однако планировка, конструктивная схема, строительные материалы, примененные здесь, позволяют утверждать, что здание было построено раньше, в конце XVI века, и имело назначение трапезной палаты монастыря.

Впервые натурные исследования памятника были проведены архитекторами Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Г.П. Рыловым, С.С. Айдаровым, В.В. Мальковской.

Архитектура и планировочная схема здания типична для трапезных XVI века.

В общий объем, помимо трапезной одностолпной палаты, входили с восточной стороны храм и келарская. Особенностью храмов при трапезных тех времен был их небольшой объем и отсутствие алтарных выступов.

Первый этаж — подклет трапезных — ис­пользовался как кухня и включал в себя по­варни, служебные помещения, мукосеи.

Подклет Сергиевской церкви по фасаду отделяется простым междуэтажным поясом и имеет небольшие арочные окна без обрам­ления, окна второго этажа, большие по раз­меру, с наличниками килевидной формы из кирпичного валика. По размещению лопаток на фасадах можно прочитать конструктивно­пространственную структуру здания, они либо укрепляют углы здания, либо связаны с размещением опорных частей сводов. Особенностью трапезных является также отсут­ствие внутренней связи между подклетом и палатой второго этажа, вход в нее вел через красное крыльцо.

Одной из загадок в здании Сергиевской церкви являются две лестницы, расположен­ные в толще стен, которые ведут со второго этажа в подкровельное пространство. Одна из них расположена в западной стене, слева от главного портала, из-за нее смещен от оси вход. Вторая лестница расположена в стене между келарской и храмом и выходит в по­мещение над храмом. Вполне вероятно, что здание не было достроено, и у него предполагался третий этаж. На чердаке белокамен­ный столб высотой в 2,5 метра является про­должением опорного столба первого и вто­рого этажей, что тоже подтверждает пред­положение о недостроенности здания. Воз­можно, еще строящееся здание трапезной пострадало от пожара и было перестроено под храм, об открытии которого в 1604 году го­ворит надпись у входного портала на втором этаже. Следы перестроек видны в помеще­нии над храмом, следы от первоначальных сводов расположены ниже. Храмовая часть была надстроена, выполнено позакомарное покрытие, которое вплоть до последней ре­ставрации было скрыто под четырехскатной кровлей XIX века.

Анализ материала, техники исполнения, архитектуры Сергиевской церкви выявляет схожесть с постройками Успенского собора и Никольской церкви, но есть и ряд отличий, которые позволяют утверждать, что строи­ли или достраивали здание мастера другой школы, не псковской. Сочетание белого кам­ня и кирпича в конструкциях здания (стены выполнены из белокаменных блоков, своды из кирпича), позакомарное покрытие над храмом, килевидные кирпичные наличники, барабаны над храмом и приделом, резной портал на западном фасаде указывают на влияние московского каменного зодчества конца XVI века. Объясняется это также тем, что монастырь был основан в XVI веке как Троице-Сергиевский мужской монастырь и припи­сан к подмосковному Троице-Сергиевскому монастырю (ныне Троице-Сергиева Лавра), и, скорее всего, специалисты были присланы из подмосковного монастыря.

Еще одно открытие ожидало реставраторов при производстве работ в 2013 году. В интерьерах были выявлены полы из керамической плитки в алтаре церкви. Полы сохранились на всей площади алтаря, состояние плит­ки удовлетворительное. Размеры плитки 220x220 мм, по краю плитка имеет бортик для лучшего сцепления с раствором. Плит­ка посажена на глиняный раствор. Плит­ка неглазурованная терракотового цвета. Натурные исследования и анализ плитки дают основание предполагать, что полы эти первоначальные и относятся к XVI веку. По центру рисунок пола прерывается, здесь располагался первоначальный иконостас, когда трапезная палата не была освящена целиком под храм. Также остались следы алтарной преграды, в виде дощатого осно­вания с отверстиями под балясины.

В центральной части трапезной со­хранился фрагмент пола, набранный из дубовых брусков, размерами 310x310 мм, толщиной 65 мм. По библиографическим источникам он тоже относится к XVI веку, бруски называли «дубовыми кирпичами». Все фрагменты подлинных полов удалось сохранить.

При проектировании встал вопрос о вос­становлении Красного крыльца, ведущего на западную паперть к главному входу. Пер­воначально паперть была открытая, об этом говорит фреска «Ветхозаветная Троица», пилястры и междуэтажный карниз, перспек­тивный портал — это была наружная стена трапезной. На рубеже XVI—XVII веков церковь была полностью расписана, сохранился не­большой фрагмент и на восточном фасаде в центральной закомаре.

Было разработано несколько вариантов с восстановлением Красного крыльца и с переходом в разрушенный ныне корпус на­стоятельницы.

В итоге в октябре 2012 года состоялся Научно-методический совет по вопросам го­сударственной охраны, сохранения, исполь­зования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан, на котором были представлены все ранее выполненные вари­анты и варианты с деревянным крыльцом вместо каменного схода. Советом вынесено следующее решение: 1. Из-за недостаточного обоснования восстановления Красного крыльца и с возможностью восстановления корпуса настоя­тельницы в будущем варианты схода со вто­рого этажа паперти отклонить; 2. Выполнить варианты крытой папер­ти с максимальным выявлением на фасаде и в интерьерах следов древней открытой па­перти.

Была восстановлена вну­тренняя деревянная лестница XIX века, ра­зобраны поздние кладки до первоначаль­ного парапета паперти. Крыша над папер­тью выполнена односкатная, опирающаяся на деревянные столбы, промежутки между столбами закрыты остекленными рамами.

Основным документом для раскрытия позакомарного покрытия явились фото­графии, выполненные в 2010 году при смене четырехскатного покрытия, под ним ока­зался еще один ряд закомар. Позже были выполнены архитектурные обмеры двух ря­дов закомар и плана четверика. На Научно- методическом совете по вопросам госу­дарственной охраны, сохранения, исполь­зования и популяризации объектов куль­турного наследия Министерства культуры Республики Татарстан, который рассмотрел эскизный проект реставрации Сергиевской церкви, была рекомендована дальнейшая проработка и реализация раскрытия зако­мар с дальнейшей реставрацией. В процессе работ были выявлены килевидные завер­шения закомар.

В ходе реставрации Сергиевской церк­ви были выполнены укрепление и гидроизоляция фундамента храма («глиняный замок»); реставрация стен и сво­дов — вычинка белого камня, кирпича, инъ ектирование трещин, обмазка и покраска; реставрация фасадов; восстановление позакомарного покрытия над храмом, реставра­ция кровли четверика и трапезной с ремон­том стропильных конструкций и покрытием из меди; покрытие глав медью, изготов­ление, золочение и установка крестов над храмом, колокольней и приделом; изготов­ление и установка столярных заполнений окон и дверей; реставрация кованой двери, изготовление кованых ставен на окна; вы­полнена дискретная отмостка с каменным покрытием.

В храме проведены внутренние рестав­рационные работы, приобретена церковная утварь. 18 июля 2018 года храм был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном.

Источник: История реставрации объектов культурного наследия острова-града Свияжск. — Казань: И90 ИП Гарипова Г.Г., 2013. — С. 157-163.

Новости по теме

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»
Публикации 10 июля 2024
Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона
Публикации 9 июля 2024
История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.