Плыл над землей пасхальный звон…

12532
Фото

18 апреля 2018 года исполнилось 25 лет со дня мученической кончины троих оптинских монахов. Их безжалостно убили на Пасху. Пасха красная — самый главный праздник православных христиан, и в 1993 году в Оптиной пустыни она действительно стала красной…

С тех пор появилось много литературы, рассказывающей и об этом скорбно-радостном событии, и о мирской и монашеской жизни троих убитых насельников монастыря. Лучшим духовным произведением, на мой взгляд, является повесть Нины Павловой «Пасха красная».

Повесть эта — не просто жизнеописания убиенных — иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Она в первую очередь о торжестве смерти. Но не о той, привычной нам смерти, омываемой безутешными слезами горя, а о той, которая вызывает слезы радости и укрепление веры. Именно это чувство испытываешь прежде всего, читая эту книгу. Повесть читается со слезами — иначе просто нельзя…

Жить, не касаясь земли

В основе повести Нины Павловой «Пасха красная» лежит биографический материал. В книге есть воспоминания членов братской общины, паломников, родных и близких людей убитых братьев — иеромонаха Василия (Игоря Рослякова), инока Ферапонта (Владимира Пушкарева) и инока Трофима (Леонида Татарникова). Имеются в ней и личные воспоминания автора, и описание истории возрождения Оптиной пустыни, и выдержки из дневника отца Василия, благодаря чему перед глазами возникают описываемые события, и лики братьев уже навсегда остаются в сердце.

Повесть «Пасха красная» никого не оставит равнодушным. Она с первых строк переворачивает весь внутренний мир, заставляя задуматься не только о жизни и смерти, но и о мирских ценностях. После ее прочтения начинаешь смотреть на жизнь совсем другими глазами — глазами убиенной братии, и понимаешь, что совсем не так надо жить. Все наши мирские ценности ничто в сравнении с будущей жизнью. В сравнении с тем, к чему так стремились убиенные монахи, прожившие недолгую жизнь, но вместе с тем искреннюю, пламенную и жертвенную.

Подумать только, в мирской жизни все убиенные достигли немалых вершин; им прочили славу и известность, почет и карьеру. Но они, несмотря на все это, ушли в монастырь, будучи в душе истинными монахами. Никому не известно, сколько душевных волнений и тревог им пришлось пережить на тернистом монашеском пути. Но, глядя на их истинную христианскую жизнь, мы понимаем, что они были настоящими монахами.

Только после их кончины братия осознала степень их аскетизма, силу веры и их великую, жертвенную любовь. Ту самую любовь, которая, по словам апостола Павла, все покрывает, все переносит, долготерпит и милосердствует.

Именно любовь спасла их убийцу. Монахи могли постоять за себя — они были сильными и крепкими. Но они все хорошо помнили слова Господа о том, что «взявшие меч, мечом погибнут», потому и не обрушили ответный удар на убийцу, приняв мученическую смерть на святой земле, где даже воздух пропитан любовью. И даже в словах послушника Алексия «Братиков убили! Братиков!» звучит не столько скорбь, сколько любовь. Не «братья», не «монахи», а «братики».

В Оптину пустынь они пришли как и все, а ушли оттуда избранниками Божиими. И хочется хоть немного подражать им, прожившим свою жизнь в чистоте, вере и любви. Хочется подарить кому-то свою любовь или пожертвовать чем-то ради счастья других, чтобы была польза от пребывания в этом мире.

Ангелы среди нас

В книге Нины Павловой нашлось место и чудесам. Чудесам, которые начали происходить после смерти оптинских монахов. У православных не принято акцентировать на них внимание, но и не упомянуть о них тоже нельзя. Как, к примеру, не поведать о чудесных исцелениях на могилах убиенной братии или о постоянно мироточащем напрестольном кресте отца Василия? Или о пропитанных кровью мучеников земле и щепочках звонницы, которые разобрали прихожане монастыря и паломники, и которые благоухают доныне в самых разных уголках России?

В 10-ю годовщину трагедии один из оптинских священников сказал: «Мы потеряли троих монахов, а получили троих Ангелов». И сказано это было не только из-за свидетельств их молитвенной помощи и чудесных явлений.

Вера убиенных монахов была очень сильна, и свидетельство этому — рассказ одного из паломников. Человек этот был неверующим, и в монастырь попал случайно. Уверовал он в один миг — увидев, как молится один монах. «Я видел лицо Ангела, разговаривающего с Богом. Вы знаете, что среди вас Ангелы ходят?» — заметит он тогда дежурному по храму, указав на инока Ферапонта.

«Вот жили мы, жили и не знали, что среди нас святые», — скажет на панихиде по убиенным игумен Павел. А они и правда были совершенно незаметными в монастыре. Свой духовный подвиг монахи несли молча, но самоотверженно. Они всегда готовы были откликнуться на любую просьбу о помощи.

После убийства у инока Ферапонта в кармане нашли письмо со словами: «Если понадобится помощь, буду рад оказать ее». Кому было адресовано это письмо — неизвестно. Но многим верующим представляется, что адресат — все те, кто будет просить молитвенную помощь у новомученика Ферапонта Оптинского.

Воины Христовы

В первый год монашеской жизни отец Василий написал в своем дневнике: «Милость Божия дается даром, но мы должны принести Богу все, что имеем». Трое убиенных оптинских монахов принесли Богу свою мученическую жертвенную любовь — высшую форму благодарения. Они так любили Бога, что пожертвовали Ему самое главное, что у них было — свою жизнь. И эта мученическая жертва привела многих к истинной вере. В книге есть множество историй обращения в православие неверующих людей. В одной из них рассказывается об искавшем истинную веру баптисте, посетившем Оптинский монастырь. Узнав об убийстве монахов, он, по его словам, понял, что там — Голгофа. И, значит, там Христос. В Оптиной пустыни он и принял крещение.

В начало своей книги Нина Павлова поместила текст телеграммы патриарха Алексия II наместнику Оптиной пустыни архимандриту Венедикту: «Верю, что Господь, призвавший наших братьев в первый день Святого Христова Воскресения через мученическую кончину, соделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего». Думается, что весь православный люд присоединится к такому верованию, ведь на небосклоне русской святости зажглись новые имена молитвенных заступников, готовых прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

Книгу Нины Павловой очень полезно читать в пост. Можно почитать ее и в светлые пасхальные дни, чтобы со слезами пасхальной радости молитвенно вспомнить убиенных оптинских монахов, а затем порадоваться вместе с ними Святому Христову Воскресению. А если появится желание в подробностях увидеть ту далекую Пасху 1993 года в Оптиной пустыни, можно посмотреть видеоролик, в котором есть песня в исполнении иеродиакона Рафаила, посвященная памяти убиенных насельников, в которой есть замечательные и знаменательные слова:

Как ни стремятся силы зла
Свернуть людей с дороги к Богу,
Вновь зазвучат колокола,
Другой звонарь забьёт тревогу.

Источник: газета Елабужского монастыря «Монастырский вестник»

Новости по теме

В день памяти мучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском Зилантовом монастыре
В день памяти мучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском Зилантовом монастыре

15 октября, в день памяти мучеников Казанских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Зилантовом женском монастыре в столице Татарстана

В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских

10 сентября 2024 года, в день памяти преподобномучеников Казанских, в Зилантовом монастыре пострадавших (1918), в Успенском соборе Зилантова женского монастыря состоялись праздничные богослужения.

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

«Для всех я сделался всем»
Публикации 10 июля 2024
«Для всех я сделался всем»

Преподобный Амвросий Оптинский жил в XIX столетии. И простые крестьяне, и столичные интеллигенты, и опытные монахи, и знаменитые писатели почитали Амвросия как святого ещё при жизни, и спешили к нему за духовным советом и помощью.