Антипасха — Фомина неделя

3845
Фото

Первый воскресный день после праздника Пасхи Христовой носит название Антипасхи или Фоминой недели, а, в народе его называют ещё и Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» — не противопоставление, а обращение Церкви к прошедшему празднику Светлого Христова Воскресения, повторение его. Издревле этот восьмой день по Пасхе, как завершение Светлой Седмицы, празднуется особенно торжественно.

Название Красная горка закрепилось за этим днём потому, что именно после Фоминой недели Церковь вновь благословляет на заключение браков, чего не было начиная с Масленицы ввиду покаянного времени Великого Поста и особенностей Светлой Седмицы.

Фоминой же неделей называется это воскресенье в воспоминание об уверении апостола Фомы. Существуют разные понимания поведения апостола Фомы после Воскресния Христа: большинство толкователей указывает, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, граничащей с упорством. Когда Спаситель, незадолго до входа Своего в Иерусалим, шел воскресить умершего Лазаря, Фома высказал уверенность в том, что из этого ничего доброго не получится — он сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11, 16).

Фомино воскресенье, или Что Христос подарил нам на Пасху

Фомино воскресенье, или Что Христос подарил нам на Пасху

Смерть Господа произвела на Фому очень удручающее впечатление. Упадок духа апостола был настолько велик, что он даже не был с остальными учениками в день Воскресения... На весть учеников о воскресении Иисуса Христа он отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

На восьмой день после Воскресения Христос явился Фоме и не стал ожидать его вопросов, показав ему Свои раны, ответив тем самым на невысказанную просьбу сомневающегося апостола. Уже одно это знание Спасителем его тяжких сомнений поразило Фому. Христос к тому же добавил: «И не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20,27). Иными словами это значило: «Сейчас ты в положении решительном. Перед тобой только два пути — полной веры или полного ожесточения духовного». В Писании не сказано, осязал ли Фома раны Господа, но вера возгорелась в нем таким ярким огнём, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20,28). Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Иисуса Христа, но ещё и веру в то, что Он есть истинный Бог.

Новости по теме

В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани
В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

12 июня, в день отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме
В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме

Вечером 11 июня 2024 года, в канун отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил пасхальную вечерню и утреню в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии.

В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт

19 мая, в Неделю святых жен-мироносиц, в Торгово-развлекательном центре «Мега» в Казани состоялся миссионерский пасхальный концерт.

В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

18 мая, в канун Недели 3-й по Пасхе, святых жён-мироносиц, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.