Подвиг сорока мучеников

10746
Фото

Этот праздник в Церковном календаре непреходящий, то есть отмечается он всегда в один и тот же день, а именно — 22 марта. Однако переносы в некоторых случаях Уставом допустимы. К примеру, в этом году праздник переносится на 21 марта.

Событие, которое легло в основу праздника, случилось в 320 году. Святой Константин Великий в 313 году издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Однако его соправитель Ликиний оставался ярым язычником и ненавидел христиан. Он готовился к войне с Константином и, боясь измены, решил избавится от всех христиан в своем войске.

В это время в армянском городе Севастия одним из военачальников был Агриколай — тоже ревностный язычник. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев-христиан. Агриколай приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались, исповедовав Христа — живого истинного Бога.

То наказанием, то лестью воинов принуждали совершить языческий обряд и отречься от Христа. Но они, укрепляемые Самим Господом, смело отказывали мучителям. Тогда их отвели к озеру вблизи города, заставили раздеться и войти в ледяную воду — а дело происходило зимой, был сильный мороз. На берегу для обольщения развели жаркую баню. Один из страдальцев, не выдержав мучений, побежал к бане, но, переступив порог, тут же упал замертво.

Охраняли мучеников стражники. Ночью один из них не спал и увидел над головами воинов сияющие венцы. Аглай — так его звали, насчитал 39 венцов и понял, что тот воин, который вышел из озера, не удостоился венца. Стражник немедленно сбросил с себя одежду, разбудил других охранников и на их глазах побежал в ледяное озеро, крича: «И я христианин!». Стоя в воде Аглай молился Господу, чтобы Тот его тоже сопричислил к страдальцам, терпящим муки за веру и имя Христово.

Утром мучеников вывели из озера и перебили им голени молотами. Мать одного из воинов была там, и укрепляла сына — чтобы тот вытерпел все до конца. Звали его Мелитон. Он был самым юным из дружины. Тела мучеников положили в колесницы и повезли на сожжение, а Мелитона, еще дышавшего, оставили на земле. Тогда мать взвалила тело сына на свои плечи и пошла вслед за колесницей. А когда Мелитон сделал последний вздох, она положила его рядом с телами других воинов.

Мучители развели большой костер, но огонь не тронул останки святых мучеников. Тогда в бессилии язычники сбросили кости страдальцев в реку. Однако и вода не повредила им. По прошествии же трех дней святые мученики явились во сне епископу Севастии Петру и сказали: «Приди ночью и вынеси нас». Ночью, придя на реку, он и другие мужи увидели дивное сияние. В воде светилась каждая косточка святых. Тогда епископ с помощниками собрали все останки мучеников и достойно их погребли.

Вот имена тех 40 мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Где сегодня та самая Севастия?

Город, называемый Севастия или Себастия, основан в I веке до нашей эры. В конце III века он становится столицей Малой Армении. Город множество раз подвергался набегам то арабов, то персов, пока в конечном итоге, не перешел под власть турков. Они переименовывают его в Сивас. И ныне город под этим же названием существует в Турции. Это живописный туристический городок, привлекающий иностранцев древними архитектурными постройками, термальными источниками и шопингом.

Сейчас здесь мало что напоминает о подвиге мучеников, от христианских святынь тоже остались лишь руины. Нет уже и того озера, в котором пострадали святые. Из древних рукописей известно, что это было большое озеро — его длина составляла 24 километра. Когда же оно еще существовало, христиане весной, в день памяти 40 севастийских мучеников, освящали в озере воду. Она считалась святой.

Одна из популярных достопримечательностей Сиваса — горячие источники Балыклы Каплыджа. Если верить преданию, эти источники располагаются в том самом месте, где когда-то было озеро, в котором пострадали 40 мучеников. Считается, что озеро пропало из-за сдвига тектонических плит.

Народные традиции

Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. В этот день всей семьей пекли «жаворонков» — булочки в виде птичек. Почему именно жаворонков — есть несколько версий. Во-первых, жаворонки символизируют души мучеников, возносящихся к Богу. Во-вторых, летящая птица — что молитва святого к Господу о даровании сил в перенесении подвига. Крестьяне замечали, что жаворонки летают, то взмывая ввысь, то камнем падая к земле, словно пораженные величием Господа. Так и души мучеников — как с дерзновением, так и с великим смирением и благоговением возносятся к Богу.

Рецепт жаворонков довольно прост. Готовится он, естественно, из постного теста. Необходимо: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки — сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Завязываются узлом, головке придается соответствующая форма. Затем нужно слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком «перышки». Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки. Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день памяти мучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском Зилантовом монастыре
В день памяти мучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском Зилантовом монастыре

15 октября, в день памяти мучеников Казанских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Зилантовом женском монастыре в столице Татарстана

В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских

10 сентября 2024 года, в день памяти преподобномучеников Казанских, в Зилантовом монастыре пострадавших (1918), в Успенском соборе Зилантова женского монастыря состоялись праздничные богослужения.

«Для всех я сделался всем»
Публикации 10 июля 2024
«Для всех я сделался всем»

Преподобный Амвросий Оптинский жил в XIX столетии. И простые крестьяне, и столичные интеллигенты, и опытные монахи, и знаменитые писатели почитали Амвросия как святого ещё при жизни, и спешили к нему за духовным советом и помощью.

Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить
Публикации 2 июля 2024
Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить

Пожалуй, Россия ещё не открыла для себя имя этого святого. Его образа не висят на стене каждой православной квартиры. Житие и чудеса знают далеко не все верующие. Не так много молитв возносится ему в отчаянных ситуациях и нежданных горестях.