Держава Царицы Небесной

7965
Фото

Образ Пресвятой Богородицы Державная был явлен относительно недавно, чуть более 100 лет назад. Произошло это чудесным образом 15 марта 1917 года — в день, ставший знаковым для целой эпохи нашей страны.


История обретения

В 1917 году благочестивой крестьянке, жительнице деревни Перервы Евдокии Адриановой было открыто во сне, что в белокаменной церкви есть некий забытый образ Божией Матери. Его необходимо обрести, чтобы было явлено великое покровительство Царицы Небесной для всего русского народа. Трижды она видела необыкновенный сон, где ясно слышала слова: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».

Увидев Коломенскую церковь, что близ Москвы, Евдокия поняла, что именно ее она видела во сне. Настоятель храма Николай Лихачев не стал препятствовать крестьянке, но, осмотрев иконы в церкви, Адрианова не нашла искомый образ. Тогда священник предложил посмотреть иконы, которые были сложены в подвале храма. И вот там Евдокия и обнаружила потемневшую от времени и пыли икону, явленную ей Господом во сне. На ней Богоматерь — Царица Небесная, величественно восседающая на троне. В одной руке Она держала скипетр, в другой державу — знаки царской власти. На голове Ее — корона, окруженная нимбом, на плечах красная мантия. На коленях Богородицы сидит отрок Иисус Христос в светлом одеянии с благословляющей десницей. Левой рукой Господь указывает на державу. Вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф. В этот же день перед образом был отслужен молебен с акафистом. Спустя совсем немного времени появились списки с иконы Державная, была составлена служба и написан акафист — с участием самого Патриарха Тихона.

Исторические параллели

15 марта 1917 года (2 марта по ст. ст.) — дата обретения иконы Державная — особенный день в истории нашей страны. Именно в этот роковой день император Николай II, ныне прославленный в лике святых страстотерпцев, подписал отречение от российского престола в пользу своего брата — великого князя Михаила Александровича. Однако тот отказался наследовать власть. Великая многовековая империя рухнула.

Догадки о неслучайности совпадения двух дат — обретения (необыкновенного, промыслительного, надо сказать, обретения) иконы Пресвятой Богородицы и отречения от престола императора, сразу стали бытовать в народе. Люди увидели в этом событии знак, что Царица Небесная теперь незримо Сама восседает на Российском престоле. Она владычествует и покровительствует нашему государству.

Это событие в народе вызвало небывалую волну энтузиазма и духовный подъём. Вот, что пишет по этому поводу историк, публицист, профессор И.М. Андреевский:

«Весть о явлении новой иконы в день отречения государя от престола 2-го марта 1917 г. быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни...».

Второе обретение

С установлением безбожного советского режима образ Божией Матери «Державная» вошел в число особо запрещенных элементов религиозного культа. Профессор Иван Андреевский пишет: «…Жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей». Ненависть новой власти к образу Богородицы «Державная» дошла до того, что люди боялись даже произносить это название.

Оригинал образа был вывезен из храма в Коломенском и передан на хранение в Исторический музей. Так многие десятилетия икона находилась в забвении, но милостью Божией, она не была уничтожена — как и память о ней в народе. В конце 1980-х годов икона была передана Издательскому отделу Московского Патриархата. В течение нескольких лет образ Царицы Небесной «Державная» находился в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27июля 1990 года икона была торжественно возвращена в храм Казанской иконы Богоматери в Коломенском.

Интересен тот факт, что восстановление Храма Христа Спасителя в 1995 году началось с постройки часовни во имя Божией Матери «Державная».

И позже, спустя годы, именно этот образ Богородицы был установлен в уже отстроенном главном Храме страны в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. После этого в августе 2007 года чудотворную икону Царицы Небесной «Державная» провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Так, образ стал символом духовного единства Православного мира — той самой Державы, где владычествует Сама Пресвятая Богородица.

Новости по теме

О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев
Публикации 17 июля 2023
О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев

Сегодня, вдень памяти святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и их детей, хочется поразмышлять о том, как важна народная память.

В праздник Державной иконы Божией Матери митрополит Кирилл возглавил Литургию Преждеосвящённых Даров в Казанском кафедральном соборе В праздник Державной иконы Божией Матери митрополит Кирилл возглавил Литургию Преждеосвящённых Даров в Казанском кафедральном соборе

15 марта, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная», в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря столицы Татарстана состоялось соборное архиерейское богослужение.

Кровь новомучеников Российских — плодотворная почва, на которой обильно взошли ростки веры Христовой
Публикации 6 февраля 2022
Кровь новомучеников Российских — плодотворная почва, на которой обильно взошли ростки веры Христовой

Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

Приговор к Жизни
Публикации 10 октября 2021
Приговор к Жизни

Чьи жизни во времена гонений могли быть более трагичными и яркими, чем жизни и страдания архиереев Церкви — тех, кто перед Богом нёс ответственность за духовную жизнь тысяч и миллионов людей?