Памяти казанского протоиерея Бориса Филипповского

6879
Фото

7 декабря 2020 года исполняется 63 года со дня кончины протоиерея Бориса Филипповского.

Протоиерей Борис Филипповский (1885 — 7.12.1957 гг.), был замечательным пастырем и необыкновенным человеком. Большая часть его долгой жизни и 43 года служения в священном сане связаны с Казанью. Это было страшное и сложное время в истории России, время невиданных за всю историю Русской Церкви гонений за веру. Отец Борис разделил с верующим русским народом его судьбу. Он был бескровным мучеником, промыслом Божиим сохраненным в эти тяжелые годы, смиренно переносившим все посылаемые ему испытания, поставившим целью своей жизни жертвенное служение ближним.

Борис Федорович Филипповский родился в селе Троицком Курской губернии в семье священника. Жизнь его началась как обычный путъ православного благочестивого человека — выходца из духовного сословия. Первоначальное образование он получил в Курском духовном училище, по окончании которого поступил в Курскую духовную семинарию. Но Господь послал отцу Борису тяжкий крест болезней. В детстве он неудачно упал с дерева и повредил себе позвоночник. Во время учебы в семинарии болезнь возобновилась с новой силой, и отец Борис был вынужден оставить учебу. Два года безуспешного лечения. Наконец состояние его стало критическим — юноша готовился к смерти. Исцеление пришло неожиданно по молитвам к новопрославленному угоднику Божию Серафиму Саровскому, который не только поднял с одра болящего, но и стал «другом», «скорым помощником» его на всю жизнь.

Отец Борис приехал в Казань в 1914 году после окончания Московской духовной академии уже в сане священника. Вначале он получил место законоучителя в Родионовском институте благородных девиц, в 20-е годы в течение 8 лет он служил в Воскресенском храме, был арестован, но в тюрьме пробыл недолго. После ареста несколько лет служил в Евдокиевской церкви, а в начале 30-х годов стал настоятелем Серафимовской церкви, находящейся в бывшей академической слободе. В декабре 1935 года в связи с закрытием Богоявленской церкви весь приход и клир храма были причислены к Серафимовской церкви и настоятелем ее стал протоиерей Григорий Смеловский, бывший настоятель Богоявленской церкви. Отец Борис с этого времени до закрытия храма в 1938 году служил в нем простым священником. В 1939 году батюшка по состоянию здоровья (и еще потому, что все церкви были закрыты и служить было просто негде) ушел за штат. После войны, оставаясь за штатом, приходил помогать при служении в кладбищенский храм: исповедовал, вынимал частицы на проскомидии, читал Апостол на Литургии. Каждый день, не считаясь со своими болезнями, спешил отец Борис в храм. По представлению архиепископа Казанского Иова (+1977) в 1957 году он получил Благодарственную патриаршую грамоту «за ревностное посещение храма Божьего и за помощь духовенству».

Отец Борис сумел создать прекрасную православную семью. У них с матушкой было семеро детей, один из которых — приемный, но даже не все родственники знали, кто был неродным. Сохранился трогательный рассказ, почти легенда, о том, как однажды батюшка нашел в палисаднике сверточек с подброшенным новорожденным ребенком, взял его и принес домой: «Вот матушка, Господь нам подарок прислал».

Дом Филипповских на улице Комлева был необыкновенно гостеприимным. Как вспоминают его родные, двери почти никогда не закрывались: приходили духовные чада батюшки, почитатели из далеких деревень и сел, друзья и родственники. Отец Бориса навещали священники кладбищенского храма отец Иоанн Тавельский и отец Михаил Колокольников, неоднократно приезжал архиепископ Иов. И все отмечали особую атмосферу мира, любви и покоя, царившую в доме, никому не хотелось покидать этот благодатный уголок.

На протяжении всей жизни отец Борис ощущал чудесную помощь угодника Божия Серафима. И жизнь батюшки — это яркий пример подражания преподобному в вере, в благочестии, в милости, в молитве — во всем.

Отец Борис был очень милостивым человеком. Сам многое претерпев в жизни, он обладал глубоким чувством сострадания. Рассказывают, что на Пасху за первый стол он собирал нищих прямо с улицы, а к вечеру уже приходили родственники. Около дома его всегда ждали дворовые ребятишки, которым он раздавал деньги и дарил гостинцы. В голодные 30-е годы люди обращались к отцу Борису с различными материальными просьбами, и он никому не отказывал, отдавая нуждающимся последние деньги. И хотя жить было очень трудно (после выхода за штат батюшка пенсии не получал — жил подаянием), он делился с бедными, чем мог.

У отца Бориса был особенный талант — это исповедь. По словам монахини Антонии (Берг), батюшка исповедовал так, что словно всю душу наизнанку выворачивал. Не замечая времени, мог подолгу разговаривать с одним человеком. Он обладал удивительной способностью постигать проблемы и душевное состояние приходящих к нему людей. Те, кто близко знал отца Бориса, свидетельствуют, что он имел молитвенный дар и не раз помогал людям, находящимся в скорбных обстоятельствах.

Кончина отца Бориса была венцом его праведной, подвижнической жизни. Судя по поведению батюшки, можно предположить, что Господь заранее указал ему время отшествия из этого мира. В день памяти великомученицы Екатерины 7 декабря 1957 года утром перед уходом в храм он сказал матушке: «Молитесь за меня, я сегодня отойду». Во время службы отец Борис причастился, а уходя из храма в последний раз, как-то по-особенному простился со всеми. Дома тоже попросил прощения у близких, захотел, чтобы все оставили его одного. Скончался батюшка на молитве перед иконами, со скрещенными на груди руками, как и его небесный покровитель — преподобный Серафим. Смерть на молитве — нет выше счастья для христианина, это милость Божия к праведнику, небесный дар за молитвенный подвиг жизни.

Самым образом смерти батюшка уподобляется святому. И по смерти угодник Божий не оставляет его. Знаменательно, что сороковой день кончины батюшки, тот день, когда душа возносится к престолу Божию и определяется ее посмертная участь, пришелся на 15 января 1958 года, когда вся полнота Церкви празднует память преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца.

Более 60-ти лет прошло со дня смерти отца Бориса. Ушли в другой мир родные, близкие, многочисленные почитатели и духовные чада батюшки. Но память о нем жива в сердцах людей. До сих пор приходят к нему на могилку, расположенную за алтарем храма Ярославских чудотворцев, и просят помощи, как к живому обращаются к нему. И есть свидетельства, что помогает он! Особенно тем, кто приходит со сложными семейными вопросами и нуждами.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой
Публикации 31 октября 2024
Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет
Публикации 29 августа 2024
Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»