11 октября 2017 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ответил на вопросы ведущего программы «Главные новости» телеканала «Татарстан-24» Александра Фельдмана.
Ведущий: Традиционная беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном в программе «Главные новости». Сегодня в студии Александр Фельдман. Здравствуйте!
Митрополит Феофан: Добрый день!
Ведущий: Испытываю большую радость всегда, когда мы с Вами встречаемся, беседуем, потому что все беседы очень поучительные, интересные и, самое главное, правильные.
Митрополит Феофан: Спасибо за аванс.
Ведущий: Темы, которые мы сегодня поднимем, довольно сложные — это противодействие наркомании и экстремизму. Недавно Рустам Минниханов, выступая на заседании антитеррористической комиссии, отмечал, что реализация государственной молодежной политики — безусловный приоритет в работе властей. На этом заседании обсуждались вопросы противодействия проникновению в молодежную среду идей терроризма, национального и религиозного экстремизма, ксенофобии. На каком уровне сегодня находится общество? Как Церковь сегодня помогает и включается в эти процессы, как реагирует?
Религиозное образование защищает от псевдорелигиозного экстремизма, — Патриарх
Митрополит Феофан: На каком уровне находится общество? Общество многолико и многослойно на сегодняшний день. С одной стороны, мы видим в какой-то степени в каких-то секторах прорывы. В большом секторе общественного самосознания — это патриотизм. Обратите внимание на то, что мы делаем в Сирии, на наше участие в борьбе с международным терроризмом. Вначале очень много было скептиков, а на сегодняшний день скепсис ушел. Кто только ни говорил: «Зачем? Что за трата денег? Ввязываясь, мы попадем под новую изоляцию!» А оказалось, что это участие подняло Россию на высокий уровень в глазах международной общественности. Россия показала реальную приверженность борьбе с чумой XXI века — терроризмом, не дала буквально раздавить народ Сирии. Ведь это страна древнейшей культуры, древнейших традиций. Посмотрите, что произошло с Ираком, с Ливией, — в местах, где эти вещи происходили.
И ИГИЛ — это тоже в какой-то степени искусственно созданный монстр, который вышел из-под контроля и стал большой бедой для всего человечества. А ведь создавался как инструмент для политической борьбы.
Теперь относительно того, что происходит у нас в стране. Привыкли мы ругать молодежь: «Она такая-сякая! Она безобразная, она потерянная». Неправильно. Я встречаюсь довольно много с молодыми людьми и знаю, что как правило они разные. Все-таки есть стремление сейчас к знаниям. Очень большой процент молодежи, которая уходит от пьянства, от наркомании даже и следует здоровому образу жизни. Молодежь задумывается о смысле и цели жизни — об этом мне говорят встречи со студентами. Когда мы беседуем на различные темы, я вижу, какой у них живой интерес.
Вопросы терроризма, нетерпимости, нравственного состояния имеют прямое отношение к религии. Что такое терроризм вообще, как становятся террористами? Причина — ложное понимание религии и смысла жизни.
Ведущий: Духовный мир переворачивается у человека.
Митрополит Феофан: Да, это духовный мир, а не только внешняя какая-то часть. Ведь люди действительно идут на смерть. Они знают, что идут умирать, но они зомбированы, сбиты с пути в поиске высших духовных ценностей. Вот в этом опасность.
Нам говорят, что «слишком много у нас клерикализма, много религии». Мало, и упущено уже во многом время. Отсюда в юные головы под видом религии насаждается экстремизм, через непросвещенность в религиозном смысле.
Ведущий: Я с Вами абсолютно согласен. Даже если мы отберем у этих людей финансовые потоки, оружие — они никуда не денутся, потому что вопрос скорее не материального плана.
Митрополит Феофан: Когда говорят, что «мы покончим с терроризмом, разбомбив ИГИЛ», — не совсем это правильно. Это крайняя мера борьбы с терроризмом, когда он уже стал настолько опасен. Прямое столкновение ведет к уничтожению целой цивилизации. Бороться надо раньше, за умы. Откуда берутся террористы? Есть благоприятная почва, основанная на неразумном, непросвещенном, неправильно сориентированном религиозном представлении. Вот истоки терроризма. Сейчас большие успехи по борьбе с терроризмом в силовом секторе, но люди там многие остались. Кто-то убежал, кто-то куда-то вернулся — и не дай Бог, чтобы к нам домой вернулся.
Надо бороться за умы, и здесь нужна профилактическая работа — не только одни силовики, но всё наше общество должно искать инструмент, как больным людям привить нормальный, здоровый вкус к жизни, в том числе, во взглядах на религию.
Ведущий: Не так давно был опубликован некий рейтинг удовлетворенности культурными событиями, количеством музеев, исторического наследия в городе. И Казань заняла, по-моему, второе место после Санкт-Петербурга — во многом благодаря той красоте, которая у нас существует. И я бы хотел перейти к теме возведения храма Казанской иконы Божией Матери. Работа уже завершается, проинспектировал ее государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. Сейчас идут кровельные работы, утепление дверных и оконных проемов, создается каркас иконостаса. Строители также продолжают работу в восстанавливаемом уникальном Пещерном храме собора — туда уже подано отопление, и он готов к реставрации. Минтимер Шаймиев попросил строителей строго следовать графику работ.
Митрополит Феофан: Я бы сказал, что в строительстве собора мы показываем образец, как ответственно подходя к делу, можно быстро и качественно продвигаться вперед в строительстве. Я часто говорю добрые слова в адрес первого президента Татарстана. Поражаюсь его настойчивости, его умению увидеть главное и заставить, если надо, принять решения, которые будут претворяться в жизнь. Решение о воссоздании Казанского собора — это историческое событие в культурной, духовной жизни не только Татарстана, но и всей России.
Действительно, обычно строители борются за что? За тепло. Здесь же Шаймиев строго сказал: «По графику мы должны в начале октябре запуститься», — и тепло уже заведено в собор, и нижний храм уже отапливается. Конечно, вы видели верхний храм — колоссальная технически сложная работа проводится. Я надеюсь, что в зиму мы войдем с полным закрытым циклом, и будет возможность работать внутри храма, заниматься отделкой и техническим обустройством.
Благодарим фонд «Возрождение», всех, кто участвует, и непосредственно строителей…
Иконостас — наиболее яркая часть в интерьере собора. Им полностью занимается Ваш собеседник, в том числе, изыскивает финансирование. Иконостас будет удивительный. Сложно сейчас над ним работать, потому что он уникальный — мраморные колонны, бронзовые пилястры… Думаю, нам всё удастся тоже.
Ведущий: Хотел бы вернуться к нашим человеческим душам и затронуть такую тему, как празднование «Хеллоуина». Дело в том, что молодой человек в Красноярске пытается запретить чуть ли не на государственном уровне этот праздник. Мне интересно Ваше отношение.
Митрополит Феофан: Этот праздник имеет корни в древнем язычестве кельтских племен. В чем суть этого праздника? Почитание некоего верховного бога мертвых; учение, что жизнь рождается от мертвецов. И раз в году, в октябре, жрецы собираются, разжигают большие костры и приносят жертву этому богу смерти и богу нечистой силы. На языке современном — сатане.
Это не безобидный праздник. Вовлеченность в это, я бы сказал, духовное «пойло», становится небезопасным для здоровья — особенно молодого поколения, особенно детей. Мы к чему их ведем, вызывая ведьм различных? Опять, когда конфеточки раздают — кому? Мы идем к этому богу языческому, а в конечном итоге — к сатанизму. Это неприемлемо ни в христианской, ни в мусульманской традициях. У нас совершенно иной взгляд на Бога и иной взгляд на жизнь и смерть. А поклонение и даже общение с этими людьми, которые стремятся войти в контакт с нечистой силой — это не игрушки…
Мы говорим: «Это же как на Западе, это красиво, модно». На Западе модны нетрадиционные «браки» — у нас это тоже должно стать модным? Мы говорим о том, что это несовместимо с нашей исторической, культурной и духовной сущностью. Наркомания на Западе тоже очень модной была, а потом эта «мода» пришла к нам. И что случилось? Мода в извращенном духовном понимании — это та же мода, которая приводит к проблемам, о которых мы говорили раньше. Увлечение ложными духовными ценностями приводит к беде.
Шабаш тыквы: ночь глумления над смертью
Ведущий: Болевая точка относительно татарского языка. Вы уже давали комментарии по этому поводу непосредственно на телеканале «Эфир», говорили о том, чтобы вопрос татарского языка не становился политическим инструментом. Кому это выгодно? Зачем этим занимаются?
Митрополит Феофан: Я не хотел бы сейчас вдаваться в политику. Я высказался, это мое мнение, но повторю: знание языков — это замечательная, нужная, важная и необходимая вещь, если мы хотим считаться людьми культурными. В том месте, где мы живем, народы говорят на татарском и на русском языках. В том, чтобы знать татарский язык, я не вижу ничего предосудительного, желательно знать татарский язык. Вопрос в том, чтобы был соблюден баланс, не было перекоса, как обычно у нас бывает: хотели как лучше, а получилось как всегда. Здесь надо найти разумный компромисс. Есть законодательная база. Нужно ровно, спокойно разбираться, что полезно и как решить эти вопросы. Но знание языков — особенно языка традиционного для того места, где мы живем все вместе — конечно же, обязательно. Но следует при этом знать хорошо и русский язык — как язык государственного общения.
Ведущий: Конечно. У нас буквально несколько секунд. От Вас — пожелание и напутствие для наших телезрителей очень ожидаем.
Митрополит Феофан: Дорогие мои! Какое пожелание одно сейчас у нас, чего все мы ждём? Чтобы жить мирной, спокойной жизнью, чтобы у нас была возможность наслаждаться данной нам Богом природой, достижениями. А для этого надо ценить свою культуру, свои традиции, любить свою веру.
И еще мое пожелание к молодым относительно проблемы экстремизма. Если услышите призыв «возвращаться к вере» с нотками ненависти — бегите оттуда, как от чумы. Если через «религию» прививают ненависть, знайте — это грозит бедой и вам, и вашим близким. Религия — это мир и согласие, к чему мы и должны с вами стремиться.
Пусть Всевышний хранит мой любимый Татарстан, ваши семьи, ваших деток и ваших близких. Божьего благословения всем нам.