Приоткрылись ветхозаветные двери, дана Богом великая божественная тайна. Крещение Христа — не просто символ очищения, Он явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19) — вот она аксиома нашей жизни. Но аксиома не требует доказательств. Так будет только тогда, когда в знаниях христианства у нас не будет пробелов.
Для чего было Богу креститься?
Принять Крещение как данность и не задать себе такой вопрос мы просто не можем, иначе нас спросят об этом неверующие и поставят под сомнение христианство. Смысл — уже в самом названии. Богоявление — явление миру Пресвятой Троицы. Как это удивительно! Бог Отец воссиял с небес, Сын крестился в Иордане от святого Иоанна Крестителя, и, наконец, Дух Святой сошел на Сына в образе голубя. Свет, искупление, очищение — это преобразующее действие Крещения. Без Крещения, показывает Господь, нельзя войти в Царство Небесное (Мф. 28, 19-20).
Зачем Господь крестился от Иоанна?
Ведь мог Иисус креститься и без Иоанна, тем более по Божеству своему Он был непорочен. Когда Иоанн Креститель находился у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1, 28), к нему пришел Христос, чтобы принять Крещение. Конечно, Предтеча был удивлен: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Предтеча не мог ослушаться, а Господь тем самым показал верность заповедям Божиим. Это еще и пример великого послушания воле Божией. Иоанн Креститель родился с такой же грешной душой, как и мы все. Он мог найти отговорки и так не жертвовать всем, как и мы по своей лености не всегда хотим даже сходить на богослужение.
Паломнический брод
Интересно, что точное нахождение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. Согласно церковному преданию, здесь крестил Иоанн Предтеча. С XVI века этим местом считается греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи, недалеко от современной Бейт-Авары. Во времена царя Давида даже устроили паром для паломников, именуя его «Паломническим бродом». Воля Бога указывала этот путь не только Предтече. За сотни лет до Богоявления царь Давид убегал от собственного сына Авессалома этой дорогой. Преподобная Мария Египетская здесь оплакивала свои грехи.
Богодухновение через песни
Не только чтобы украсить богослужение, были придуманы христианские песнопения, как иногда пытаются опрометчиво считать иноверцы. Понять глубоко переживания Иоанна Предтечи при виде Мессии, само величие события можно через праздничные песнопения: «Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, и свет Твой, Господи, зна́менася на нас, в ра́зуме пою́щих Тя: прише́л еси́ и яви́лся еси́, Свет непристу́пный». Церковь сохранила уникальные творения Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина, Иосифа Студита, услышать которые можно в современных храмах.
Самое главное
Самое важное, что мы можем сделать в этот день — это прийти в храм на богослужение, а еще лучше принять в этот день не только святую освященную воду, но и очиститься в Таинствах Исповеди и Причастия. Тогда и саму святую воду мы сможем употребить с благоговением и чистым сердцем. Точно так же, как и в праздник Рождества Христова, в Навечерие служатся Царские часы, Литургия объединяется с Вечернею. Затем в сам праздник Всенощное бдение открывается Великим повечерием. Особенно проникновенно звучат два канона на Всенощном бдении. «Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии» (Канон 2, песнь 9, тропарь 2). Вот оно — избавление от власти диавола и новое рождение.
Глас Господень на водах
Почему Церковь, казалось бы, в век всеобщего упрощения и удобства, не хочет отказаться от двух водоосвящений и объединить их в одно? Одно совершается в Сочельник, второе — в день праздника 19 января, одним и тем же чином, и вода от обоих освящений абсолютно одинаковая, называется Великой Агиасмой. Но есть в этом древнейшая традиция. Еще в VI веке в Палестине была традиция освящения воды в Иордане накануне и в сам день празднования. Даже на Руси имелся обычай (который сохраняется в некоторых церквях и ныне) совершать водоосвящение накануне в храме, а в день Крещения — уже вне храма, с крестным ходом.
Нужно помнить…
…Что ни один церковный праздник не может стоять отдельно от событийной основы. Это звено одной цепи, крестного пути Христа, его цели земного пришествия. Человеку было бы не по силам выдержать Христовы страдания, но человеку с Богом возможно все. Нужно лишь только приобщиться к Богу.