У нас довольно неспокойный подъезд: под окнами нелегально торгуют спиртом, и поэтому на лестничных площадках регулярно собираются пьяные люди, и периодически кто-то (может быть в белой горячке или ещё от чего) ревёт на весь дом нечеловеческим голосом.
Если под вечер мне нужно вынести, скажем, мусор из квартиры, то я частенько крещусь и прошу Господа избавить меня от неприятных встреч. Так было и в этот раз: я перекрестился и повернул ключ в замке. На площадке, прямо за дверью стоял мужчина. Конечно, он был очень пьян, еле держался на ногах, в грязной одежде и от него невыносимо пахло смесью нечистот и дешёвого алкоголя. В руке этот человек держал пустую засаленную кружку с обгоревшей спичкой на дне. Пару секунд он глядел на меня, а потом сказал: «Дай мне, пожалуйста, холодной воды попить».
Я вынес ему минералки и немного печенья. Он поблагодарил, жадно выпил воду, разбрызгивая её по сторонам, взял из моих рук пакет с мусором, выкинул его в мусоропровод и спустился вниз.
Может быть я не прав, но вот что подумалось мне в эти несколько минут нашего короткого общения: вот я вспомнил о Боге и попросил Его о милости, и тут же меня самого попросили о чём-то. Просящий был мне настолько неприятен, что всё христианское в моей душе как бы отошло на второй план, сжалось в комочек, уступив место брезгливости. И далеко не без этой брезгливости я даже и воду ему подал. А вдруг это был Господь — ведь я сам обратился к Нему? Вдруг это на Него я смотрел с таким презрением? Да и как я выгляжу перед Богом?
Где-то читал, что один грешник увидел беса, который стоял в сторонке от него, зажав нос. Грешник спросил: «Почему ты так брезгливо зажал нос и стоишь в стороне?», на что нечистый фыркнул: «Твои грехи настолько смердят, что мне даже приближаться к тебе противно».
Так, видимо, и в нашей духовной жизни: стоим мы перед Богом внешне благополучные и умытые, но вечно пьяные от своих страстей, тела наши пахнут домашним уютом или парфюмом, а души невыносимо смердят грехами. И вот в таком то виде мы просим и даже требуем чего-то у Творца. О каких требованиях может идти речь, если сами мы не выносим опустившихся людей, чужой грязи, чужих ошибок, падений, невежества и тому подобное?
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» — говорит Христос в ответ на все наши вопросы о вечной жизни. И какая же милость для нас эта чашка холодной воды, подаваемая нам, духовно опустившимся детям, ежедневно из рук Божиих — эта незаслуженная, продолжающаяся жизнь, до краёв наполненная возможностями для покаяния, милосердия, сокровенными встречами с Богом и ближними, которых жизненно необходимо любить…