2 апреля 2016 года, в субботу 3-й седмицы Великого поста, день поминовения усопших, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны. После чтения Евангелия глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13) — вот для чего пришел Спаситель.
Праведный Сын Божий, путешествуя по Палестине, видит мытаря — по-нашему налогового инспектора. Эти мытари последнее имущество за недоимки забирали, отличались немилосердным сердцем. Но Господь приглашает этого мытаря следовать за Собой. Мало того, зовет с Собой грешников, презираемых людей. Конечно, «праведные» фарисеи, саддукеи, книжники начали роптать: «Неужели Он не знает, что эти люди не исполняют Закон, не чтут Писание, воруют и блудят. А Он с ними сидит за одним столом». Видя их помышления, Господь отвечает: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17).
Вот в чем суть поста. Конечно же, необходимо самоограничение в пище, хождение в храм, молитвы, земные поклоны. Но главное в это время — заглянуть в свою душу и ужаснуться, сколько там грехов! Ужаснуться, но не отчаиваться. Пусть звучат слова Спасителя в ушах наших и в сердце: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Это не значит, что если я грешник, значит, меня Бог будет миловать. Без сомнения, Господь помилует и грешника, но какого? Не того грешника, который верит и не кается — дьявол тоже верит. Если человек знает, что у него есть те или иные грехи, но не оставляет их — у одних это пьянство, у других блуд, у третьих клевета, воровство, злословие — не надейся тогда. Бог милосерд, но Бог и правый Судия. Видя нераскаянность сердца твоего, Он оставит тебя ходить по путям твоим. Но настанет время, когда ты покинешь этот мир и дашь ответ перед Богом. И там уже не будет времени для покаяния, там будет ответ и суд.
Как часто мы прожигаем жизнь, надеясь на то, что успеем, что есть запас времени. Мы еще молоды, жизнь впереди. Сначала в удовольствие своё поживу с грехами, а потом каяться буду. Мы знаем, что самолеты падают, бомбы взрываются, происходят иные катастрофы и гибнут люди. Иногда тяжелые болезни вырывают из жизни. Но психология такая лукавая, поистине бесовская: вокруг люди умирают, мы это видим и знаем, а живем так, как будто мы вечные и у нас впереди еще много-много времени. Пока живем, в черновике пишем нашу жизнь в надежде, что потом на чистовик переправим. Но жить надо сразу чисто, по возможности, ибо не ведаем, в какую минуту Бог заберет.
Надо помнить и другое. Каждый человек знает особый свой грех, с которым очень трудно расстаться. Грех сладок внешне, а плоды его горькие. Блудников со всякими гражданскими «браками» я не видел радостными — всегда после этого у них печаль и тоска на сердце. Это касается и многих других грехов. Завидуешь другим — тебе лучше от этой зависти? Загляни в свое сердце, зависть съедает изнутри тебя, как ржавчина. Разлагается сердце, болит душа: И лицо становится злым, ибо завистливый не имеет покоя.
«Нет мира в костех моих от лица грех моих» (Пс. 37:4). Грехи не дают мира, разрушают тело и душу. Задуматься над этим надо.
Я смотрю сейчас на вас. Приехал митрополит, нечасто приезжает. Небольшой храм, а где мы? Русский народ, куда ты идешь? По кабакам? По гражданским блудным «бракам»? По безоглядным абортам? Стремишься любыми путями получить богатство и славу? Мы, русские люди, показываем на других: «А вот они!..» Я специально иду мимо мечети в пятницу, и что я вижу? Мужчины идут, хранят свою веру, молятся. А где наши мужчины, где молодежь? В ночных клубах? Забыли Бога, а предъявляем Ему претензии: «Бог нам во всём обязан». А что мы отдаём Богу?
Я обращаюсь к вам, стоящим здесь: будьте проповедниками. Вчера я услышал, что творится: полно сектантов различных мастей, как волки рыскают. Я спрошу и со священников, которые плохо трудятся, но и со всех вас, как и с себя. Мы должны понять: теряя православную веру, теряя связь с Церковью, потеряем страну, семьи и погубим свои души.
Не праведников пришел спасти Господь, а грешников, но только кающихся. Обращаюсь ко всем вам и умоляю: будьте активными в проповеди своей веры. Начинать надо с того, что не бояться на работе, друзьям сказать, что я верующий человек. Какая-нибудь пирушка: «Не могу, у нас Великий пост сейчас». С этого начинать хотя бы. Не бояться говорить о своей вере, а видя безбожное состояние, сказать: «Слушай, Иван, Татьяна, Дарья, Николай! Куда ж мы идем? Почему забываем веру? Давай сходим в храм, почитаем, чем жили наши отцы и прадеды». И так, постепенно, проснуться надо нам. Не ждать, когда кто-то за нас сделает, а самим вместе.
Не праведников пришел спасти Господь, но грешников кающихся. Для этого крест будем выносить сегодня, вспоминать страдания Христовы. У нас впереди Страстная седмица, но и Пасха Христова. Без Голгофы нет спасения. И каждый человек должен пройти через свою Голгофу, тогда для него будет Пасха Христова радостной и спасительной. Аминь.