Масленица, или сырная седмица, предваряет Великий пост. К сожалению, в сознании большинства это время ассоциируется лишь с блинами, народными гуляниями и сожжением чучела зимы. Церковь же смотрит на это несколько иначе. Мы знаем, что по уставу воскресный день, открывающий сырную седмицу, именуется Неделей о Страшном Суде. В храмах в это время неизменно читается евангельское повествование о кончине мира, в котором мы живем, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Церковь говорит этой притчей, что кончина физического мира — это великое событие, являющееся началом нового бытия. Для христианина естественно думать об этом великом и вместе с тем страшном событии, и о своем месте в грядущем. Трудно представить, как оно будет выглядеть, но ясно одно — этот день будет днем суда, который восстановит попранную справедливость.
Думаю, что подобного рода доводы указывают на неуместность каких-либо увеселительных мероприятий в этот период. Кто-то, наверное, упрекнет меня, в излишней серьезности и скажет, что такой образ мысли присущ лишь монахам. Но я осмелюсь не согласиться с этим, ибо все мы — и монахи, и миряне — призваны двигаться к достижению единого идеала — идеала Христова. И Церковь предлагает нам средства для прохождения этого пути, в частности, пост и молитву.
Богослужение сырной седмицы пропитано духом приближающегося поста. Оно настраивает верующих на некоторую строгость, делает их собранными. В службах появляются отличительные особенности великопостного времени — первые земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Рацион питания верующих в это время изменяется.
Естественно предположить, что церковные люди, подобно своим благочестивым предкам, должны посещать совершенно особые богослужения этих дней. Помню, раньше многие пожилые прихожане обязательно стремились пойти на первые поклоны — и делали они это с неподдельной радостью, с любовью к Церкви и богослужению.
Субботний день на масленичной седмице посвящен воспоминанию всех преподобных отцов, в подвиге просиявших — подвижников всех времен, явивших примеры воздержания и постничества.
Что касается участия церковных людей, особенно молодого возраста, в масленичных гуляниях, то здесь важно соблюдать некую золотую середину и поступать, сообразуясь со своей совестью. Обидно, что многие верующие, искренне считающие себя православными, сводят веру лишь к участию в праздничных обрядах — святочных и масленичных гуляниях, крещенских купаниях, катании пасхальных яиц, троицких хороводах и т. п.
Хочется надеяться, что приобщение к бытовой культуре православной Руси и к традициям наших предков поможет верующим приблизиться к пониманию Православия и явить добрые примеры христианского благочестия.