5 марта 2016 года, в канун Недели мясопустной, о Страшном Суде, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе города Казани. По завершении богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Незаметно мы подошли вплотную к Великому посту. Эта седмица — о Страшном Суде, и завтра вы внимательно послушайте, о чем говорится в Евангелии, что за Страшный Суд и что надо делать, чтобы войти в обители Отца Небесного. Давайте вспомним, о чем говорится в этом Евангелии (Мф. 25:31-46).
Когда наступит Страшный Суд, все люди станут на это судилище и Господь с каждого будет спрашивать. Одним Он скажет: «Придите, благословенные Отца Моего Небесного, потому что когда Я был болен, вы Меня посещали. Когда Я был в темнице, вы Меня утешали. Когда Я был голоден, вы Меня накормили. Когда Я был нищ, вы также Мне помогли. И за всё это наследуйте Царство Небесное». Обратится и к другим, отсылая их от Себя: «Идите в муку вечную». И в ответ на вопль: «За что, Господи?!», Он говорит: «Голодный был — не покормили. Раздетый был — не одели. Больной был — не помогли, не приютили. Нищий был — вы меня гнали». И на вопрос и с той, и с другой стороны даст ответ: «Делая единому от меньших сих, от ваших братий, вы делали Мне». Всё просто, ясно и без обиняков.
К великому сожалению, многие забыли об этом. Забыли, что надо лично думать о конкретных своих делах и накормить, приютить, обласкать. А у нас нередко происходит горе от ума; начинают бегать, смущаясь и смущая других, то ИНН-нами, то еще страхами какими-то. Начинают бегать, подталкивать: «Возьмите, подпишитесь!» А если спросить этих ратующих с листками: «Что вы сделали?», — нередко окажется 25 абортов в жизни и постоянная злоба. И они хотят учить других. В Евангелии не сказано, что за это мы будем или помилованы, или отторгнуты, но за то, что лично мы делали, каждый из нас. Дело в нашей личной ответственности за свою жизнь на земле: были ли мы милосердны, щедры, благоприветливы? Или же, умствуя о высоких материях, забывали о тех, кто рядом с тобой страждет и нуждается в помощи? Если ты говоришь о православной вере, то докажи ее добрыми делами. Тогда ты будешь примером. Пойди в больницу — там нередко люди оставленные, им некому перестелить постель. Там нередко бывают люди стоящие уже у гробовой доски, нуждающиеся в простой ласке. Оглянись вокруг себя, и ты увидишь человека, который нуждается в твоей помощи. Можно прийти и помыть полы у человека немощного, сходить в магазин или просто утешить. Вот, где надо применять наше усердие и направлять наши силы.
К великому сожалению, мы нагоняем страх там, где его нет. Исторический опыт показывает, что именно псевдо-ревнители, когда наступало время стать за веру, отрекались. Легко учить других, но трудно самим исполнять.
Я задаю себе вопрос, когда обращаюсь к вам со словом проповеди, а потом иду домой: «А ты, Феофан, исполняешь то, чему учишь?» Нередко бывает стыдно: говорил, а не исполнил. Но очень хочу исполнять. Очень хочу! Потому что чувствую, что и мой день близок, и мне надо будет давать ответ, как и каждому из вас.
Сейчас мы стоим на пороге Великого поста. Может быть, кто-то видел передачу вчера, на телеканале «Эфир» я отвечал. Задали вопрос там о Масленице, что это такое. Нередко это скоморошество — вывернутая шуба, недельные попойки, хождения к теще, к свекрови. Такой разгул, вроде бы, эта Масленица. И даже среди православных есть понятие «Широкая Масленица». А в чем же широта этой Масленицы, в разгуле? А ведь это время вплотную перед Великим постом. Мы с вами уже слышали песнопения и «На реках Вавилонских», и покаянное песнопение. Эта неделя чтобы подумать и подготовиться. К теще на блины, конечно, сходите, но не пьянствуйте там и не ругайтесь. Пообщайтесь, поговорите о Великом посте, с милой тещей договоритесь, чтобы и она, и доченька ее постилась, и вы вместе с тещей тоже. Вот, с чего надо начинать. И тогда поприще Поста для нас с вами будет благоприятно.
Еще раз повторяю: личная, конкретно каждого из нас, жизнь и поступки, дела и мысли — вот то, за что спросит с нас Господь. А смущающие слухи, страхи, которые тревожат наше сердце, мысли и не дают спокойной жизни — к хорошему не приводит это. Если когда надо постоять за веру, мы должны твердо стоять. Сколько уже было этих различных слухов? Только Бог знает, когда придет кончина времени. Потому что даже Спаситель сказал, что: «Не Я, Христос, Сын Божий, а только Отец Мой Небесный знает исполнение времен» (Мф. 24:36). А для каждого из нас это время наступает с гробовой доской здесь, на земле. Вот нам и начало Страшного Суда, и конец покаяния. Потому что там уже нет времени на покаяние, там дают ответ. Вот об этом надо нам думать, это должно нам свидетельствовать, к этому мы должны с вами стремиться.
Помогай Господь всем вам, мои дорогие, сознательно, разумно подойти к Великому посту. Запомните: нельзя играть в веру, нельзя метаться из стороны в сторону, вера должна с разумом сочетаться, с Евангелием, с верой святых отцов и Святой Церкви. И не поддаваться бабьим сказкам, потому что хорошего в них нет. Если в сердце поселяется после этого общения некий непокой, ясно, что это дело не совсем Божие. Бог там, где смиренное стояние, подобно мытарю, а не фарисейское самохвальство. Бог там, где мы будем стоять и смиренно говорить: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.