Сегодня мы чтим память святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей так же, как и его брат, апостол Петр, был родом из Вифсаиды. Вифсаида — это небольшой рыбацкий городок, расположенный на берегу Генисаретского озера. Через некоторое время они переехали в Капернаум, где жили одной семьей: старший брат Симон (будущий апостол Петр) с женой и тещей, и младший брат — холостяк Андрей. Нужно отметить, что в I веке немногие благочестивые иудеи выбирали безбрачие.
У Андрея было непреодолимое желание служить Богу, и он отправился на юг, чтобы послушать проповедь отшельника Иоанна Крестителя. Андрей принадлежал к той части израильского народа, которая ждала пришествия Мессии. Он идет к Иоанну Крестителю, который говорит: «Я могу приготовить путь Мессии». И на берегу Иордана Андрей встретил Христа, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира!». Андрей, который ждал этой встречи, тут же устремился ко Христу и задал Ему вопрос. Вопрос был не богословским и не философским. И это не был вопрос с испытанием, какие любили задавать книжники и фарисеи. Андрей просто спросил: «Учитель, где Ты живешь?». Господь ответил: «Приди и посмотри». Андрей провел весь день со Христом, и стал Его первым учеником. Есть старое присловие о том, что никто не может отвернуться от мира и устремиться к вечности, если не увидит в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В наше время бывает, что люди после встречи с богоносным человеком кардинально меняют свою жизнь. Отец Дмитрий Смирнов рассказывал, что когда он был студентом, у него с друзьями возникали мировоззренческие споры: «Я применял испытанный метод — поездку к Иоанну Крестьянкину. Я брал с собой своего сомневающегося друга, и мы ехали в монастырь к отцу Иоанну. Там особо не богословствовали: просто пили чай и общались. Но обратно человек возвращался уже глубоко верующим. Непонятно, как это удавалось отцу Иоанну. Но от него веяло такой любовью, что люди после общения с ним говорили: „Действительно, Бог есть. Его не может не быть“».
Андрей после общения со Христом понял, что перед ним истинный Мессия, и он вернулся в Капернаум, чтобы рассказать об этом брату. Он приехал домой и сказал: «Симон, мы нашли Мессию!». И мы знаем, что Симон тоже становится учеником Христа, ему дается даже новое имя — Петр. Симон становится первоверховным апостолом. Но дальше, когда мы читаем Новый Завет, мы видим, что Андрей как бы уходит на второй план. Упоминания о нем становятся редкими. Андрею Первозванному не суждено стать первоверховным апостолом, но у него своя роль. Он тот, кто постоянно приводит людей ко Христу. Сначала он привел ко Христу своего брата, а затем — неких эллинов.
Был еще интересный случай, когда послушать проповедь Христа пришли тысячи людей. День клонился к вечеру, люди утомились и проголодались, и Спаситель сказал своим ученикам: «Накормите вы их». Но апостолы были в замешательстве — они не знали, как накормить такое количество людей. Все растерялись, кроме Андрея. Именно Андрей нашел того мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. Перед Андреем была поставлена задача, и он начал ее решать. Он рассудил так: «Ты сделай все возможное, что от тебя зависит, а невозможное сделает Бог». Он верил в то, что Господь способен накормить большое количество людей такими крохами. Действительно, вот эти пять хлебов и две рыбки умножаются Христом, и насыщаются пять тысяч человек.
Но потом, после Воскресения и Вознесения Христова, апостол Андрей, как и другие апостолы, идет по всему миру с проповедью Евангелия. Как гласит предание, апостол Андрей дошел до Киевских гор. Но самый заметный исторический след миссия апостола Андрея оставляет в небольшом городке Византии, который впоследствии стал огромным городом Константинополем.
Свой смертный час апостол встретил в малоазийском городе Патры. Его распяли на Х-образном кресте: руки и ноги туго привязали ко кресту, не прибивая гвоздями, чтобы продлить мучения. Но даже испытывая страдания, апостол еще три дня проповедовал с креста. Апостол Андрей очень многих привел ко Христу. И даже сейчас, в наше время, когда много неверия и много духовных соблазнов, слова апостола «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны. Они указывают нам, живущим уже в XXI веке, все тот же путь ко спасению — путь ко Христу.