Доклад заместителя руководителя отдела по социальному служению Казанской епархии Д.И. Степанова на II Форуме православной общественности Республики Татарстан
Мне хотелось бы коснуться вопроса возрождения церковных традиций социального служения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит, что «церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры» и что «это одна из основных наших обязанностей».
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, отвечая на вопросы журналистов портала «Интерфакс-Религия», отметил, что социальное служение будет одним из приоритетных направлений его деятельности на новой кафедре наряду с молодежным служением, поддержанием мира и согласия.
Особенность церковного понимания социального служения заключается в том, что оно является не только задачей специальных служб, но и задачей каждого человека, будь то священник или простой прихожанин. При этом главным мотивом к оказанию помощи ближним является особое расположение сердца, милосердное и сострадательное отношение к страждущим. Именно это позволяет Церкви избегать формального отношения к людям в социальном служении, ведь помощь ближним воспринимается не как оказание социальных услуг, а как спасение страждущего. Поэтому возрождение традиций социального служения Церкви является важным элементом создания эффективной системы оказания социальной помощи. Сейчас это ясно осознается государством, что нашло отражение в широком привлечении к социальной работе негосударственных социально ориентированных организаций, в том числе и церковных.
Со своей стороны, Церковь, основываясь на заповеди любви к ближнему, всегда призывала оказывать заботу страждущим вне зависимости от внешних условий, и сердца многих отзывались на этот призыв. Но в условиях ограниченной свободы Церкви это были частные примеры личной или приходской помощи. Сейчас же стоит задача организовать церковные силы для такого социального служения, которое не только осуществляло бы поддержку в беде отдельному человеку, но и в целом преображало бы общество. Для этого необходимо восстановление и развитие традиций доброделания.
В данный момент в Татарстане идет активное возрождение социального служения. Его важным элементом является взаимодействие с медицинскими учреждениями. Так, в республике многие больницы посещаются священниками, которые могут причастить болящих и оказать им духовную помощь. При некоторых больницах функционируют домовые храмы. Кроме того, многие приходы и действующие при них воскресные школы проводят мероприятия в больницах, хосписах, реабилитационных центрах и детских домах. При чрезвычайных происшествиях в республике представители православного духовенства оказывают пострадавшим, их родственникам и близким духовную и моральную поддержку.
Есть и положительный опыт сотрудничества с правительством республики, заключен договор социального партнерства с Казанской епархией и Духовным управлением мусульман РТ, позволяющий нести социальное служение более чем в пятидесяти социальных учреждениях Татарстана. Необходимо и далее развивать сотрудничество Церкви и власти, обновлять старые договоренности и заключать новые, поскольку без этого невозможно оказание систематической материальной, моральной и духовной помощи тем, кто находится в медицинских и социальных учреждениях.
Немаловажную роль в социальном служении играют сестричества милосердия. Ассоциация сестричеств милосердия Казанской епархии насчитывает в данный момент 6 сестричеств. Нужно отметить, что сестры милосердия перед посвящением проходят специальную подготовку: они получают медицинское и духовное образование. Их служение заключается в оказании духовной, социальной и другой помощи ближним в больницах, приютах, домах малютки, хосписах и на дому (в рамках патронажной службы). Сестричества имеют большой опыт волонтерской деятельности, и кроме сестер милосердия, привлекают к социальной работе и добровольцев. Также важным элементом служения сестер является кормление бездомных. Так, только одно Свято-Никольское сестричество милосердия Казани еженедельно предоставляет 90 порций горячего питания.
Сестричества активно развивают свою деятельность, стремясь возродить дореволюционные традиции служения сестер милосердия. Так, Зеленодольское сестричество милосердия организует приют для пожилых людей, оставшихся без попечения. В дальнейших планах и создание в приюте мест для матерей с детьми. Никольское сестричество проводит работу по расширению деятельности сестер милосердия, привлечению и обучению новых сестер и добровольцев с целью создания сети сестричеств при храмах Казани. Представляется, что именно сестричества милосердия благодаря накопленному опыту могут стать основой системного развития таких направлений социальной работы как создание комплексной программы ресоциализации бездомных и открытие сети волонтерских центров.
Другим важным направлением социальной деятельности является защита материнства и детства. На данный момент в епархии действует центр поддержки материнства, который проводит консультации с беременными женщинами, высказавшими желание прервать беременность, с целью сохранения жизни ребенка. Кроме того, центр предоставляет небольшому числу матерей с новорожденными так называемые «кризисные квартиры». Также семьи могут получить на епархиальном гуманитарном складе одежду и предметы первой необходимости. Защита семьи и материнства является одним из приоритетных направлений социального служения, поэтому епархия готова поддерживать новые проекты в деле помощи семье. Так, в данный момент митрополит Феофан благословил проект приюта для временного размещения матерей, находящихся в кризисной ситуации.
Кроме того, в епархии оказывается помощь людям с ограниченными возможностями: инвалидам, слабовидящим и слабослышащим. Социальный отдел Казанской епархии регулярно проводит совместные мероприяти со Всероссийским обществом инвалидов и Всероссийским обществом слепых. Это и спортивные праздники, и паломнические поездки, и благотворительные обеды, и духовно-просветительские беседы, и оказание продуктовой помощи. Возрождается деятельность по духовному просвещению слабослышащих, достигнута договоренность о сотрудничестве со Всероссийским обществом глухих, открываются курсы жестового языка, планируется проведение богослужений с сурдопереводом.
В целом, осуществление социального служения Церкви возможно лишь в тесном сотрудничестве с государством. Для этого необходима готовность церковных организаций к сотрудничеству и ответное признание государством Церкви как полноправного партнера в обеспечении социального благополучия граждан. В настоящий момент мы видим, что правительство страны и правительство республики готовы к активному партнерству с Церковью в социальной сфере. Другим важным условием успешности социального служения Церкви является участие всех верующих, так как социальное служение в соответствии со словами апостола о том, что вера без дел мертва, воспринимается как духовная обязанность всякого верующего. Возрождение социального служения зависти от каждого из нас, от нашей активности и решимости делами милосердия доказывать свою верность Христу.