С семьи начинается род человека

5218
Фото

С настоятелем Раифского подворья отцом Константином Исаковым в селе Большие Ключи мы сидели в тихом храме. Беседовать об активной жизни прихода как-то не получалось. Иконы смотрели на меня, и все слова терялись. А ведь 9 октября Православная Церковь отмечает память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — в этот день престольный праздник у храма...

— Отец Константин, Вы ведь начинали служить в Раифском монастыре. Знаете и монастырскую и, теперь уже, приходскую жизнь. Есть ли различия какие-то? Принципиальные, имеются в виду...

— Эта два разных образа жизни, конечно. Монастырь живет по внутреннему уставу, а приходская жизнь, хотя все мы соблюдаем общий Устав Русской Православной церкви, направлена на просвещение прихожан. Те, кто идет в монастырь, стараются обрести себя в гармонии с Богом, отрекаясь от внешнего мира, сосредоточившись на молитве.

Жизнь в монастыре достаточно сильно отличается от мирской жизни за стенами монастыря. Да, мне знаком монастырский устав, так как некоторое время находился в Раифском монастыре на послушании, когда приходилось посещать все утренние и вечерние правила... В приходах строгости такой строгости нет. Здесь совершаются службы в праздничные и выходные дни.

Монашество сильно отличается от жизни в миру, где есть семья, работа, и от приходской жизни.

Приходы — передовая линия, где Церковь встречается с миром, где культура освящается и преобразуется Евангелием. Люди очень заняты мирской жизнью и не имеют возможности вести такую же активную литургическую жизнь, как в монастыре. Приходская жизнь часто не может быть такой максималистской и редко является таковой. Однако церковный приход — не компромисс, не какой-нибудь второсортный путь христианина. Быть христианином в миру означает нести Евангелие в мир, жить и свидетельствовать о Христе, в то же время полно и активно живя культурной жизнью. Это очень высокое призвание!

У монахов другое призвание — быть «не от мира сего» и строить свою жизнь только по Евангелию и согласно традициям Церкви, особенно её литургическим циклам. Очень важно помнить, что нет разницы между службами для прихода и для монастыря. Нет разницы в правилах для поста и молитвы. Главное различие заключается в том, что люди в приходах живут в миру, а монахи нет.

Монастыри исключительно важны для жизни приходов: они составляют вместилище живой Традиции в её чистоте, где люди могут получить опыт жизни по Евангелию. Монашество может наполнить их жизни, вдохновить верующих мирян на большую верность Христу и Евангелию. Монастырь может быть местом духовного исцеления и утешения.

Приходская жизнь храма Иоанна Богослова ничем не отличается от других приходов — здесь совершаются регулярные богослужения, Таинства, проводятся беседы с людьми. Среди прихожан нашего храма — люди разного возраста. Есть представители старшего поколения и очень много молодежи. Слава Богу, что молодые люди сегодня обращаются к Богу, к вере, приходят в храм! Ведь вера делает нашу жизнь счастливой. Все мы знаем, что в жизни два пути — это дорога к Богу и дорога от Него. Человек, который посещает храм, всегда приближается к Богу, он учится жить по заповедям Божиим. И если жизнь такого человека поставит в тупик, он не будет унывать и отчаиваться, а всегда найдет выход, всегда будет чувствовать помощь Божию.

— Батюшка, при храме ведь есть и воскресная школа?

— Есть. Здание. Знаете, из-за дефицита кадров в школе сейчас проходят только детские праздники, а летом организуем детский православный лагерь: дети 10-12 лет из местной школы трудятся при храме.

Худо-бедно учебный процесс идет, но не постоянно. У нас — кадровый голод, я сейчас практически остался один. А скоро престольный праздник — а это значит, надо подготовить праздничный вечер, а потом Рождество, и так вот весь церковный год. Совмещаем и богослужения и мирские мероприятия.

— Слышала, что в селе Ивановское строят храм на том месте, где был первоначально нынешний храм Иоанна Богослова...

— Да, по Божией милости заканчиваются работы над возведением храма в селе Ивановское. Возрождается храм: проведены работы по внутреннему убранству, изготовлен иконостас, жертвенник...

Это храм исторически был родиной нашего храма. Первоначально он возник именно там. Но в конце 19 века после очередного пожара было принято решение переместить его в Большие Ключи. И теперь Господь послал нам прихожан, которые заинтересованы в том, чтобы возродить на историческом месте святой храм. Строительство шло очень долго. Лет десять. Но Господь вершит свои дела неспешно. Славу Богу, сегодня все свершилось: в храме регулярно совершаются богослужения, правда, не так часто, как хотелось бы. Так что в селе Ивановское тоже начала возрождаться духовная жизнь.

— Чтобы Вы хотели бы добавить, отец Константин?

Выразить благодарность всем тем людям, которые не остались равнодушны к возрождению нашего храма, приходской жизни. Как сказал один мой знакомый, «создать не стены, а создать приходскую жизнь» — вот что главное. Потому спасибо прихожанам, которые неравнодушны к нашему прошлому, настоящему и будущему.

Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. Ведь в храм, в который верующий человек регулярно ходит, люди, совместно с которыми он постоянно молится, батюшка, у которого он всегда исповедуется, — это важная (если не самая важная) часть его жизни. С семьи начинается род человека, а с церковного прихода, в сущности, начинается народ. Общность людей, которые вместе молятся в храме, — фундамент, делающий народ народом, это главное условие нашего единения и согласия.

Из истории храма

Первоначально храм был построен из дерева в селе Ивановском Казанского уезда в 1741 году, но он сгорел в 1821 году. В это время в селе Ивановское было 47 дворов и проживало 148 мужчин и 152 женщины, а в Ключах было уже 257 дворов и проживало 587 мужчин и 60 женщин. И когда решили возобновить храм, ключинские жители послали к Владыке большую делегацию с просьбой построить каменный храм в Ключах. В епархиальном управление у них спросили: из чего строить когда у вас нет кирпича? Тогда делегаты, сказал и, что готовы построить свой кирпичный завод, лишь бы церковь была в Ключах. Против такого аргумента возражений не нашлось, и решением Казанской духовной консистории № 13189 за 1822 год перенесли приход из села Ивановского в Большие Ключи. Строили храм всем народом и строительство его шло 10 лет, т.е. освящён он был в 1832 году. К этому же времени относится и роспись храма, которая чудом сохранилась в в Советские годы и не была уничтожена. Об этом периоде в истории нашего храма мы расскажем подробнее.

В июне 1918 года, когда Раифский монастырь пришли грабить сотрудники ЧК по руководством Валентина Несмелова именно ключинские жители одними из первых прибежали на зов набата и не только остановили грабеж, но видя те бесчинства, которые сделали в монастыре мародеры, не смогли сдержать себя в руках и расправились с ними. Естественно, ЧКистов советская власть объявила героями революции, а крестьян — защитников монастыря от посягательства властей — врагами народа. В Ключах были проведены репрессии, многие жители были арестованы и осуждены, многие «раскулачены» и сосланы в Сибирь.

И вот во время таких гонений на церковь, когда по всей России закрывались сотни храмов и монастырей, в Ключах прихожане не только не дают властям закрыть храм, но и наоборот проявляют небывалую заботу о нем и обновляют все внутреннее убранство в 1928 году. Правда, после очередной волны репрессий, прокатившихся по стране в середине 30-х годов, и когда не осталось тех, кто бы мог отстоять храм, власти его закрывают, забирая особо ценные вещи, проявляя милость к последнему настоятелю отцу Григорию из-за его возраста. После закрытия превращают храм в пекарню, красивую ограду разбирают и отдают на склад МТС, большой колокол весом 128 пудов 10 фунтов увозят в Казань. В середине 80-х в храме сделали склад и магазин хозтоваров, который просуществовал до начала возрождение церкви.

В начале 1992 года храм был передан Русской Православной Церкви и указом архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия в храм был направлен иерей Алексий Смирнов, он и начал восстановительные работы. В первую очередь, нужно было разобрать перекрытие, которое было сделано в храме в советские годы, чтобы открыть купол, начать перекрывать кровлю, заказать кресты. Денег, чтобы нанять рабочих, не было, и настоятель попросил всех прихожан помочь, кто чем может в этом богоугодном деле. Многие откликнулись на призыв настоятеля и старались внести свою лепту в восстановлении храма, кто-то работал день и ночь, кто-то ходил по всем окрестным селам и собирал пожертвования. 2001 году храм стал подворьем Раифского монастыря. Настоятелем был назначен священник Константин Исаков.

Сейчас храм воссановлен, и вместе с храмом возродилась приходская жизнь села, и люди вновь обретать Веру, Надежду и Любовь, которых нам в настоящее время очень не хватает.

Доехать до Больше-Ключ и некого подворья Раифского Богородицкого мужского монастыря можно на автобусах №№ 404,406 из Казани и №405 из Зеленодольска.

Богослужения проходят каждое воскресенье в двунадесятые праздники и в дни памяти особо чтимых святых. Начало Богослужений вечером в 15.00, Литургии 8.30.

Престольные праздники, посвященные апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отмечаются 2 раза в год: 21 мая и 9 октября (по новому стилю).

Новости по теме

В старинном Преображенском храме в селе Юматово совершён молебен В старинном Преображенском храме в селе Юматово совершён молебен

21 февраля, в старинном храме Преображения Господня села Юматово (Верхнеуслонский район РТ) был совершён молебен.

Любительский церковный хор стал лауреатом Республиканского фестиваля русской хоровой музыки Любительский церковный хор стал лауреатом Республиканского фестиваля русской хоровой музыки

В Казани состоялся XXXIII Республиканский фестиваль русской хоровой музыки имени А.В. Коткова. По сложившейся традиции, фестиваль прошел во Дворце культуры имени Саид-Галеева поселка Дербышки.

Приходы Татарстанской митрополии организовали благотворительные мероприятия Приходы Татарстанской митрополии организовали благотворительные мероприятия

В реализации благотворительных проектов и инициатив участвуют городские и сельские приходы, коллективы воскресных школ, некоммерческие организации, добровольческие объединения и инициативные группы.

При Сергиевском храме Казани будут проходить занятия по изучению Священного Писания
Анонсы и объявления 2 февраля 2024
При Сергиевском храме Казани будут проходить занятия по изучению Священного Писания

По воскресеньям при храме преподобного Сергия Радонежского города Казани будут проходить занятия по изучению Евангелия. Встречи будет проводить настоятель прихода иерей Артемий Лушкин.