Служить Господу — предназначение каждого человека

5457
Фото

Выросшая в среде, совершенно оторванной от Церкви с её Таинствами, я, хотя и приняла Крещение в возрасте четырёх лет, к моменту вступления во «взрослую жизнь» имела весьма скептическое отношение ко всем религиям, считая, что любая форма, загоняя человека в рамки, убивает в нём искреннее общение с Богом. Это очень распространённая установка среди людей, которые, по крайней мере, признают, что Бог рядом всегда и везде. Её «небезосновательность» мы рассмотрим ниже, а пока я расскажу о том, что составляло основу моего поиска, что было моей целью в жизни, ибо ничего, кроме пустоты вокруг, я тогда не видела.

Я искала людей способных на любовь, на ту самую любовь, которая объединяет отдельных людей в единое целое. Как было написано в моём дневнике: мне не хватает «настоящих отношений между людьми, искренности в отношениях, взаимопроникаемости друг в друга…» Я писала, что любовь для меня — это «наподобие перехода от одноклеточных организмов к многоклеточным. Сначала каждый сам за себя, все «едят» друг друга, «жажда власти и превосходства рулит», а потом (неизвестно каким образом) происходит объединение клеток в многоклеточный организм, в котором каждая отдельная клетка обладает определённой долей альтруизма. Фактически — это для меня и есть любовь, так сказать. Я рассуждала так, более исходя из теории революции, преподаваемой в школе, но впоследствии, познакомившись с Православным видением смысла христианской жизни, жизни во Христе по воле Божией, выполнение которой происходит от Любви к Господу, я увидела, именно то, что я и ищу. Но мне по промыслу Божиему глобально повезло в том, что я сразу столкнулась с сутью Православия, с Евангелием и успела проникнуться им раньше внешнего церковного опыта, раньше столкновения с каким-то «неправдами», имеющими быть в Церкви. Оттого всё это уже не отталкивало меня и не пугало. Я не искала Бога в храмах, и для молитвы храм меня не звал, но по благословению начала искать работу при церкви.

В то время писала стихи, писала их каждый день, и мой первый опыт посещения церковных служб не прошел незаметно: в стихах отразилось многое. Несмотря на то, что моё сердце полюбило почти сразу церковную службу, как единую церковную молитву, вливаясь в неё, как ручеёк в большую красивую реку, дома я писала совершенно противоположные стихи, весьма резко и отрицательно отзывающиеся о любых внешних проявлениях службы. А точнее, о любых внешних проявлениях, не соответствующих внутреннему состоянию человека, в момент его якобы «общения с Богом». А потом я начала постепенно вливаться, привыкать к тому, что происходит в церкви, так сказать «воцерковляться» и, в какой-то момент, увидев эти свои старенькие стишки, мне вдруг стало очень стыдно, и я начала их удалять, вырезать. К тому же я стала более серьёзно относиться ко «внешнему»: если раньше для меня существовало «внутренне-истинное» и просто «внешнее», то теперь я уже понимала, что христианин — это тот, у кого «внутреннее» всегда соответствует «внешнему», и это всё соответствует Истинному.

Однако, оказавшаяся в моих руках книга протоиерея Александра Шмемана, как мне показалось, в один момент стёрла эту мою «воцерковлённость», заключающуюся в многомесячной «притирке» к современной Церкви, во имя которой я так упорно работала над собой. Вся моя работа превратилась в прах: я вновь оказалась в состоянии понять свой первоначальный протест, относящийся к искаженности сути церковной жизни, которую сам отец Александр выявляет, как кризис Таинства Евхаристии, суть которого заключается в «несоответствии между совершаемым и восприятием этого совершаемого, его переживанием», и это несоответствие отравляет и «подкапывает саму основу церковной жизни».

Отец Александр прослеживает изменение в восприятии сущности Таинства Евхаристии со времён раннего христианства до настоящего времени: от «Трапезы Господней», когда все причащающиеся в Таинстве соединялись со Христом и друг с другом в Единое Тело Христово, до того, что мы имеем сейчас — Евхаристию, как Таинство индивидуального освящения, «попаления» своих грехов и очень часто не более того. Истинные христиане никогда не ждали Царствия Небесного где-то за гранью смерти, где Вселюбящий Бог помилует их и дарует им наслаждение вечное. Они это Царствие являли собой на земле своими жизнями, в своих сердцах пронося эту Вечность; через Таинство Евхаристии образуя единую Живую Церковь — свидетельство «Неба на Земле». Оттого так быстро и распространялось христианство в ранние века, потому что встреча язычника с христианином была встречей с Самим Господом, и многие были способны узнать Его. А у нас в настоящее время и те, кто способен узнать Господа, встречаясь с называющим себя «христианином» не находя в нём Бога, как то должно быть, и христианство уже не хотят знать.

Что может найти человек, зайдя в современную церковь? Каждый может ответить на этот вопрос. И чаще ответы будут не оптимистичны. Я когда пришла впервые в церковь, чтобы работать в ней, один хороший человек (в сане), я уверена, что из лучших побуждений, пробовал отговорить меня: «Бойся закваски фарисейской. Она здесь». Он говорил мне, что и в миру можно служить Богу, а вот в церкви это делать сложно, потому что «нельзя лишнего слова сказать» пусть было бы даже оно от Бога. Вот такой опыт.

Реальная картина современной Церкви, как собрание людей в Единое Тело Христа для Его прославления очень далека от того, чем она должна быть по своей Божественной природе, а потому и во многом отталкивающая многих-многих людей, находящихся в поиске. Человеку нужен смысл жизни, а смысл может дать только Любовь, настоящая, истинная. И это единственное, что может человека вынести из ада. Если человек находит место, где есть истинная Любовь, а значит место, где Бог среди людей, и оказывается способен воспринять её, то ему нечего уже не страшно. Почему меня затронула книга Шмемана? Потому что в ней я впервые нашла то, что искала изначально, ещё до знакомства с современной Православной Церковью. Я искала людей, способных объединиться в единое, в Истинной Любви, в Боге. Я искала этого, и в книге «Евхаристия» увидела, что это не просто возможно, это существовать на нашей земле не только может, но и ДОЛЖНО, потому что все истинные христиане должны являть собой это Единение в Боге, быть Единым Телом Христовым, осколком рая. И каждая Божественная литургия должна выявлять эту Церковь, как единение людей, вместивших в свои сердца Небо. Что такое Церковь? Это люди, свидетельствующие этому миру о том, что приблизилось Царствие Небесное.

Свидетельство несли в себе и ранние христиане, а Таинство Евхаристии было для них единственным источником жизни, как воздух необходимым, потому что только Христос может объединить людей в Себе, наполнив их сердца Любовью. Если представить, что можно перенести в наше время несколько христиан первых веков, смогли бы они участвовать в Таинстве Евхаристии наших дней? Смогли бы они, так сказать, «воцерковляться»? Я уверена, что они уже, будучи Истинной Церковью, так или иначе, остались бы ею, а мы назвали бы их раскольниками и сектантами. Слишком большое различие в восприятии Таинства тогда и теперь. Тогда даже предстоятель отлучался от Чаши, если имел на себе грехи. И во время отлучения, предусмотренное для покаяния, люди действительно каялись, потому что отлучение от Причастия — самое страшное для любого христианина.

Почему так сложно найти Церковь в современном мире? Жизнь Церкви, как пишет отец Александр, никогда не была идеальной, но со временем идеальность оказывается потерянной даже в теории и за нормативное состояние давно принимается нечто слишком далёкое от совершенства. Только вот Небо остаётся идеальным в Вечности. И выбор только за нами: искать ли этот идеал и приближаться к нему или довольствоваться прахом земным. Слава Богу, мы не можем провести эксперимент по перенесению ранних христиан в наше время, да и не полезно бы это было — слишком большой соблазн. Однако у современной Церкви есть большая опасность оттолкнуть от себя людей, способных стать христианами в наши дни и отправить их гулять к сектам. А потому в заключении хочу привести слова отца Александра Шмемана из его предисловия к книге: «…я предлагаю обратить наше внимание на таинство Евхаристии, на Церковь, этим Таинством живущую. Да, я верю, что именно тут, в этом святая святых Церкви — источник чаемого возрождения, в этом восхождение Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие.

И я верю, как всегда верила Церковь, что начинается это восхождение с выхода из мира сего, прелюбодейного и грешного, с «отложения всякого попечения». Не идеологическая суета и шум, а — дар Неба, вот призвание Церкви в мире, вот источник её служения». «Я верю что, по милости Божией, именно Православие сохранило и через все века пронесло это видение, это самопонимание Церкви, это знание, что где «Церковь, там и Дух Святой и вся полнота благодати» (Ириней Лионский, «Против ересей»). Но именно потому, что это так, мы православные, должны найти в себе силу погрузиться в это евхаристическое вхождение в Церковь. Речь идёт не о «реформах», «приспособлениях», «модернизации» и т.д. Речь идёт, напротив, о возврате к тому видению, к тому опыту, которым изначально была Церковь.

Новости по теме

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор

22 ноября заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, совершающий рабочий визит в Казань, посетил кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана.

В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря
В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

20 ноября 2024 года в Казанской православной духовной семинарии стартовала XXII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.