Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже...» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф...»
Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного...»
Утром в Великую Субботу верующие готовят корзинки с куличами, крашеными яйцами и пасхами, которые будут освящать после субботней литургии. Но это не главное, ради чего в этот день стоит стремиться храм. Длинное продолжительное богослужение Великой субботы — завершение постного подвига, вот о чем следует помнить в первую очередь.
Божественная Литургия в этот день соединяется с Вечерней. После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.
Мы слышим отрывок из книги Бытия о начале мира, затем пророчество Исайи о Царстве Божием, далее — историю об установлении Ветхозаветной Пасхи, прообраза Пасхи Воскресения. Затем следует история пророка Ионы, так же, как Христос во аде, пребывавшего в чреве китовом три дня. Следующее чтение повествует о входе евреев в Землю Обетованную, это образ вхождения в Царство Божие. Войти в него, избавиться от смерти можно подобно евреям, спасавшимся от египтян и прошедшим через Красное море с Божьей помощью, об этом повествует отрывок из книги Исход. Содержание всех 15 паремий — пророчества о Воскресении, победе над смертью и о том, что это событие будет стоить жертвы.
Паремии заканчиваются, и после подготовительных песнопений читается отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, где говорится о нашем крещении. Оно подобно смерти Христовой и Воскресению: вместе со Христом мы распинаемся и воскресаем к новой жизни.
После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на белые, так же и в самом храме черные облачения заменяются белыми, храм мгновенно преображается. Те, кто давно ходит в храм, с особенным трепетом ожидают этого момента. Скорбь закончилась, и мы замираем в радостном ожидании пасхального чуда. Переоблачение в белые одежды — это изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.
После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом. Евангельское чтение повествует об исторических подробностях Воскресения: приход Марии Магдалины к опустевшему гробу, встреча с Ангелом, возвестившим о Воскресении.
Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»... Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»... Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.
После богослужения все выходят во двор храма, расставляют на заготовленных причтом столах свои подносы или тарелки с куличами, пасхами и крашеными яйцами. Священник читает молитву на освящение и кропит пасхальные яства святой водой.
В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).