Великий пост: почему многие считают канон преподобного Андрея Критского скучным

31012
Фото

Испросив друг у друга прощения, прямо из храма мы отправляемся мы в сорокадневное странствие Великого поста. Шагать во тьму, не зная, куда направляешься, и какую дорогу выбрать — по меньшей мере странно. Поэтому мы внимательно вглядываемся в богослужебные особенности великопостной жизни, стараемся уяснить, к чему же зовут нас те или иные священнодействия, молитвы, обычаи церковного уклада, к чему зовёт нас Господь Своим постом.

Сегодня мы вступаем в великое странствие. Сколько же много интересного и, поистине, жизненно важного нам предстоит узнать! Литургия Преждеосвящённых Даров, великопостные чтения Священного Писания, знаменитая молитва святого Ефрема Сирина, мало знаемая верующими книга «Триодь Постная», особые субботы и воскресения Поста... Не зря восклицает святой Давид: «В законе Его поучится день и нощь» — надо подсобрать силы и постараться как можно внимательнее шагать по дороге великопостного странствия, потому что всё остальное — хоть и нужное в этом мире, но действительно, «суета сует».

Сегодня началась первая седмица Великого поста. В Чистый понедельник, в церквях начнут читать Великий канон преподобного Андрея Критского. Слово об этом — протопресвитеру Александру Шмеману...


Начало: Великий Канон

В самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим повечерием, вечером, в первые четыре дня поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством святой Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием.

События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом — как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены — как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства

Канон начинается с глубоко личного вопля:

Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?

С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу; история первого грехопадения — это моя личная история:

Первозданного Адама преступлению поревновав; познах себе обнажена от Бога, и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих...

Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов...

Я потерял все божественные дары:

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию. Омрачих душевную красоту страстей сластьми, раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель из начала, и оттуда лежу наг...

Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...

Зачем говорить о Каине и Авеле, когда проще сказать: «я согрешил»?

В течение четырех вечеров девять песен канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.

Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния.

Исповедуемся, но не каемся

Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией.

Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие.

Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Явить грех и привести к раскаянию

Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например:

Авелева, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочного...

Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни...

Мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное и в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу, или, другими словами — отказ от жизни для Бога и по Божьему. Мы понимаем, что корень греха — это отклонение нашей любви от высочайшего ее объекта. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой.

Брение здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание и жизнь: но, о Творче мой, Избавителю мой и Судия, кающася приими мя.

Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Почему многие считают Великий Канон скучным

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божию славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

* * *

В следующем материале отец Александр Шмеман расскажет читателям нашего сайта о молитве святого Ефрема Сирина. Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всём великопостном богослужении? Не поленитесь заглянуть на сайт и узнать ответ.

И ещё одно: не стесняйтесь задавать вопросы, не стесняйтесь рассказывать хорошие истории о себе и прихожанах своего храма. Наступает Великий Пост, и Церковь ещё сильнее собирается вокруг Христа, все мы — и православные татарстанцы в том числе — становимся ещё ближе друг к другу. Мы изучаем строй Великого Поста — пишите о том, помогают ли вам объяснения Александра Шмемана. А может, вы нашли что-то очень интересное у других проповедников? Рассказывайте всем нам в комментариях под статьями, ведь у каждого из тех, кто читает сейчас эти строки, есть огромная семья — братья и сёстры, живущие по всему миру, по всей России, по всему Татарстану. А членам семьи полагается дружить — кто станет спорить?

Обычно на вечерни с чтением Великого канона приходит множество верующих. По этой причине не всем удаётся приблизиться к читающим творение Андрея Критского священнослужителям, и драгоценные слова расслышать не получается.

Что делать? Можно распечатать текст Великого канона и взять его с собой на службу. Если вам пока тяжело понимать церковнославянский язык, то советуем принести с собой русский перевод.

Новости по теме

О событиях Великой пятницы
Публикации 2 мая 2024
О событиях Великой пятницы

Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.

Великое событие — Тайная Вечеря
Публикации 1 мая 2024
Великое событие — Тайная Вечеря

Великий день… В храмах молится народ, отложив все земные попечения. Велико желание принять участие в Тайной Вечере. Нет, не оскудела вера в человеке!

Великая среда
Публикации 1 мая 2024
Великая среда

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Ииисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро

Страстная седмица — последняя схватка между Небом и преисподней
Публикации 29 апреля 2024
Страстная седмица — последняя схватка между Небом и преисподней

На нашем сайте завершается проект, посвящённый изучению книги «Великий Пост». В дни Страстной седмицы мы предлагаем читателям воскресную проповедь протопресвитера Александра Шмемана, прозвучавшую несколько десятилетий назад на «Радио Свобода».