Следуя строкам древнего акафиста Богородице…
«Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от Своея иконы Грузинския источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасивши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде МОСКВЕ и в пустыни РАИФСТЕЙ благодати струи от иконы Твоея источаеши всем с верою поклоняющимся Тебе, и во иных градех и весех наших чтущим Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно вопием Ему: Аллилуиа».
Читая акафист перед иконой, именуемой «Грузинской» прослеживается вся ее история. Как появилась икона, где и какие чудеса исцеления, обращенных к ней, совершались.
Возьмем, к примеру, всего лишь 10 кондак. Почему в нем упоминается не только Раифская пустынь, но и Москва?
Оказывается, в Москву икона была перенесена в 1654 году. В это время в Москве была эпидемия чумы. Икона стала особо почитаемой в Москве и по ее образу были составлены многочисленные списки. Патриарх Никон с 1658 года установил празднование в честь Грузинской иконы Богородицы.
Подлинник Грузинской иконы Божией Матери
до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В двадцатых годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся.
Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но после этого образ бесследно исчез.
В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым — изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».
Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
История чтимых списков с иконы Грузинской Божией Матери славно дополняет предание о самом чудотворном образе. Многочисленные чудеса и исцеления от святыни подвигли благочестивых жителей города Москвы сделать точные копии с иконы, три из которых впоследствии прославились чудотворениями.
Первый список
находился в храме Живоначальной Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Он был сделан в 1654 году, когда Грузинская икона была принесена на некоторое время из тогда еще Черногорского монастыря в Москву для поновления живописи и была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. В это время она была принесена для молебствия в дом тяжко болящего прихожанина храма, Гавриила Евдокимова, который тут же получил исцеление. В благодарность за исцеление этот человек заказал список с Грузинской иконы, который вскоре также прославился чудотворениями и с тех пор пользовался усердным почитанием среди жителей Москвы.
Второй список
принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, находившемуся на месте храма Христа Спасителя. В 1655 году в Москве и окрестностях города открылась смертоносная язва. Одна монахиня Алексеевского монастыря, зараженная этой болезнью, обратилась с молитвою к Богоматери, прося Ее об исцелении. Вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся на Варварской улице, она хотела принести ее в монастырь, но сделать это было некому. Через какое-то время этой сестре было видение неизвестного монаха, которой сказал ей: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее — и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры, которым монахиня рассказала о своем видении, долго недоумевали, что это за пещера, которую назвал старец, пока, наконец, в церковной ризнице не увидели устроенный в стене, наподобие пещеры, шкаф для хранения церковных книг и богослужебной утвари. Там они и нашли Грузинскую икону Богоматери, от которой вскоре произошло прекращение смертоносной болезни не только в обители, но и по всей Москве .
Третий список
находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Известны посещения образа Императрицей Анной Иоанновной, Государем Императором Александром Первым.
В настоящее время этот святой образ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II находится в храме святителя Мартина Исповедника на Большой Алексеевской (ныне Большой Коммунистической) улице, в приделе Грузинской иконы Божией Матери.
Ну и, конечно, список, хранящейся в нашем Раифском монастыре.
Четвертый список
Список был заказан митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса, происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне Васильево летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях...
Вот сколько исторических событий содержит всего лишь один кондак акафиста... А сколько в нем приводится реальных имен и личностей, которые заслуживают отдельной публикации или даже исторического исследования: глубокого и вдумчивого.