К 700-летию со дня рождения покровителя Руси
Рождение и младенчество
Преподобный Сергий Радонежский был рожден в семье православных благородных родителей, мать его Мария и отец Кирилл были людьми добрыми и сострадающими, внимали просьбам нуждающихся и привечали странников. Точного места рождения никто не называет, известно лишь, что родился мальчик в ростовских землях — официально считают родиной Сергия Радонежского село Варницы, что под Ростовом. В семье было еще два сына, старший отрок Стефан и младший — Петр.
Еще до рождения сына матери его, Марии, был подан знак свыше о том, что она носит под сердцем не простого малыша. На литургии мальчик, как говорят предания, трижды прокричал в материнской утробе, да так, что слышали это все вокруг.
Еще в младенческом возрасте Варфоломей удивлял окружение своим послушанием Божиим заповедям. Он постничал с рождения, молока матери не употребляя, как и положено, по пятницам и средам. Мог он отказаться от материнского молока и в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, заметив это, женщина отказалась от мяса совсем.
Отрочество, первое чудо
В детстве Варфоломей — так назвали мальчика по рождению — был ребенком послушным и кротким, о чем есть немало свидетельств. Так, он всегда стремился к монашеству, но родители просили его быть с ними до последнего дня, и сын исполнил их просьбу. В подвижники Варфоломей ушел после кончины родителей, оставив все наследство брату Стефану, отказавшись ото всех благ, с благодарностью принимая все те испытания, которые приготовил ему Бог.
Юный отрок Варфоломей был отдан в школу, но обучение грамоте шло крайне сложно. Хотя мальчик и старался, был прилежен и послушен, у него не получалось выучиться так хорошо, как у старшего брата или сверстников. В лесу мальчику явился ангел Божий в образе старца черноризца, и благословил на обучение. После той встречи Варфоломей, и вправду, стал читать стройно и ладно, выбирая все больше молитвы. Ревностное отношение мальчика к вере иногда беспокоило мать, ведь Варфоломей порой и ночей не спал, молясь, и отказывался от любой пищи, кроме воды и хлеба, а по пятницам и средам не ел и этого.
Монашество
Итак, уже было сказано, что Варфоломей крайне жаждал постричься в монахи, но родители просили его подождать. Другие сыновья жили отдельно, и родители молили среднего сына пробыть с ними до кончины. Варфоломей внял просьбам, и только после похорон родителей совершил постриг с именем Сергий.
В Хотьково-Покровском монастыре, куда и пришел Варфоломей, уже иночествовал, овдовев, его брат Стефан. Сергий упросил своего брата отправиться вместе на поиски места для отшельнического бытия, и тот согласился. Впрочем, Стефан жизни отшельника не выдержал, вскоре уйдя в Богоявленский монастырь, где спустя время стал духовником князя Симеона.
Сергий остался один в своей обители, нимало не смущаясь, и посвятил все свое время молитвам и служению Богу. Все трудности и испытания, посылаемые свыше, Сергий сносил с благодарностью, справляясь с Божьей помощью и с демоническими нападками, и с атаками зверей. Бесы нападали на Сергия постоянно, он же изгонял их с помощью креста и молитвы, продолжая свое одинокое служение Господу.
Обитель преподобного Сергия
С течением времени о Сергии узнавали и другие иноки, они искали встреч с ним, просили стать наставником, жаждали руководства. Многих трудов стоило сподвижникам уговорить Сергия стать игуменом обители. Только после того, как Сергию напомнили о послушании перед Богом, сказав, что ему свыше уготована роль наставника, он сказал «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!».
Сергий радел за отказ ото всех земных благ, ему чужды были почести, слава, известность — таких вещей Сергий не принимал. В основанном монастыре обитатели питались крайне скудно, жили в условиях нищеты, и Сергий считал правильным именно это, он был уверен, что Бог даст ему и инокам все необходимое. Так и случалось, пища, необходимые вещи всегда были, и приносили их совершенно незнакомые люди, а Сергий исцелял и помогал страждущим, всем, кто нуждался.
Труд как благо
Тех, кто приходил жить в обитель, Сергий встречал спокойно, приговаривая при этом, что «Приемлю вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство небесное». Сам же он трудился, не покладая рук, ни минуты не оставляя на безделье. Нагружая работой других, Сергий сам выполнял самые трудные дела, он мог и плотничать, и готовить пищу, вызывая уважение своим примером, добротой и искренней верой в Бога.
Бог и Русь Святая
Кроме Бога, заботился Сергий Радонежский и о Родине своей, немыслимо было для него разделение Господа и родной земли. Преподобный Сергий выступал в роли миротворца в княжеских распрях, именно он благословил Дмитрия перед Куликовской битвой, а в осажденной Москве не без участия Сергия Радонежского появился некий старец, везущий повозки с хлебами. Старца кто-то видел, кто-то нет, но явление его в городе, осажденном со всех сторон, придало сил, укрепило веру людей в то, что Бог не оставит их в этом сражении, дарует мир.
Память Сергия Радонежского
Сегодня имя Преподобного Сергия Радонежского известно всем, и даже люди, редко посещающие церковные службы, испытывают определенное благоговение перед святым. Чудо Сергия Радонежского, подвиг его в том, что он, не оставив материального наследия в виде писаний и книг, оставил нам Родину. Нравственное возрождение и укрепление православия без Преподобного Сергия вряд ли прошло бы так, как при его участии. Жизнь Сергия сама стала учением и примером, и почитание его отмечено и в светских, и в церковных кругах.
700 лет со дня рождения
К 700-летию со дня рождения Преподобного во всех городах и областях устраивают торжества и праздники, каждый православный человек считает этот день великим торжеством. Разумеется, центром празднования станет Троице-Сергиева лавра, но во всех, даже самых дальних уголках страны, непременно почтут память Преподобного Сергия. Торжества пройдут в Татарстане и в Молдавии, в Украине и Белоруссии, поступает информация и о том, что празднование запланировано в православных церквях дальнего зарубежья.