Светлая седмица подошла к концу, но радость о Воскресении Спасителя не спешит покидать сердца христиан всего мира. Воскресший Христос не умирает уже никогда. Пасха Господня длится вечно.
Священнослужитель Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны протодиакон Димитрий Половников рассказывает об особенностях пасхальных служб, о богослужебной практике и традициях дня Светлой субботы и о том, с каким настроением верующим следует входить в неделю вторую по Пасхе.
— Субботняя Литургия подводит итог Светлой седмицы: это последняя Пасхальная служба в этом году. Недаром, следующий день носит название Антипасха (от греч. ἀντι- — вместо-, напротив- и Пасха). Пасха и Антипасха как бы обрамляют Светлую седмицу. На Светлой седмице каждый день совершается воскресная служба соответствующего гласа, с добавлением уникальных пасхальных песнопений — стихир и канона Пасхи. На саму Пасху поются воскресные песнопения первого гласа, в Светлый понедельник — второго, и так вплоть до субботы. В субботу же поются песнопения восьмого гласа, а седьмой глас пропускается. Но Пасха вырывается и за пределы Светлой седмицы. Отдание Пасхи служится в наших храмах на тридцать девятый день по Пасхе, непосредственно перед Вознесением Господним. И в течение периода попразднества Пасхи каждое богослужение начинается троекратным повторением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых….», а воскресные богослужения (за исключением Фоминой недели) этого периода включают в себя канон и стихиры Пасхи. Но и это еще не предел, пасхальная радость остается с нами в течение всего года и всей жизни. Каждое воскресное богослужение — это малая Пасха, и каждый Божий день мы вспоминаем Воскресение Сына Божиего, совершенное нашего ради спасения. Пускай же не только в пасхальный период, но всегда звучат слова: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».
Светлая Суббота примечательна еще и тем, что в этот день принято дробить и раздавать народу артос, или как его еще называют — просфора всецелая. Освящается артос молитвой и окроплением святой водой на Пасху в конце Литургии. Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы священник произносит особую молитву, и артос по раздроблении раздается народу как святыня, хранимая в течение всего года. Но Богослужебный Устав (Типикон) не знает практики хранения артоса после субботы Светлой седмицы. «В трапeзе же внегда сядут брaтия, келaрь раздробивъ хлеб, во всeй седмице воздвизaемый, вместо "пресвятую" ("панагиа"), раздаeт брaтиям прeжде обычнаго их ядения и тако потребляем и» (Типикон, гл. 50). Протоиерей Константин Никольский в «Пособии к изучению устава богослужения Православной Церкви» (изд. 1907 г., с. 634), ссылается на указ Священного Синода от 15 июня 1723 года, в котором в частности сказано: «артос не должно хранить весь год для какого-либо суеверия». На этот же указ ссылается в своей проповеди в Субботу Светлой седмицы святитель Иннокентий Херсонский. Хотя в «Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного вероисповедания» и «Полному собранию законов Российской империи» данного указа найти не удалось. Вполне вероятно, что протоиерей Константин ошибся в дате данного указа.
Но, несмотря на указания священноначалия, артос с любовь разбирается церковным народом, хранится и с благоговением вкушается в течение года. Но не надо забывать, что как артос, так и крещенская вода не заменят в жизни христианина Причастия Телу и Крови Господней, этому воистину созидающему Церковь Таинству.