Митрополит Феофан: Настало время, когда мы возрождаем собор Казанской иконы Божией Матери

4958
Фото

В интервью корреспонденту электронной газеты «Бизнес Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан рассказал о предстоящих торжествах в честь закладки в столице Татарстана собора Казанской иконы Богородицы.

— Владыка Феофан, будущие торжества в Казани, связанные с закладкой собора Казанской Божией Матери 21 июля, породили множество ожиданий. Ждут, в частности, 200 почетных гостей — от митрополита Нью-Йоркского Илариона до экс-главы Счетной палаты Сергея Степашина. Есть надежда, что все эти уважаемые и известные люди приедут на праздник в Татарстан?

— Кто точно приедет, говорить пока преждевременно. Времени еще много, период — летний, и у людей всякое может быть. Кто-то приедет, а кто-то нет. Не потому что не захочет, а потому что обстоятельства не позволят. Но все-таки в основном люди приедут.

Программа международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»

Богословская конференция 19-20 июля будет проходить преимущественно с участием православной общественности. А представители других конфессий на ней будут присутствовать?

— Нет, все-таки это православная богословская конференция, поэтому при сугубо православной тематике и участники будут соответствующие. Конечно, далеко не все из них облечены саном, но практически все активно участвуют в жизни Православной Церкви, занимаются изучением ее наследия и ее истории.

— Папа Римский как лицо, которое тоже облечено саном, наивысшим в Ватикане, все-таки не ожидается в эти дни в Казани? Дело в том, что после встречи Папы Франциска с Патриархом Кириллом на Кубе многие стали искать признаки дальнейшего сближения с Католической Церковью.

— Прямо говорю: не приедет! Этот вопрос никогда даже не поднимался и не поднимается. За то, что будет дальше, я отвечать не могу — этот вопрос не в моей компетенции. Но то, что Папа Римский не имеет никакого отношения к нашему будущему торжеству и что его никто сюда не приглашал, — это однозначно.

В наше время слишком часто начинают пользоваться слухами. Вы же знаете мое мнение на этот счет... Я человек дела. Я люблю вначале все довести до логического конца, а уже потом делать заявления. И журналистам нельзя полагаться только на информаторов. Эти информаторы зачастую бывают никакие не информаторы, а провокаторы, которые хотят взбудоражить народ, внести смуту. Мы знаем по советской истории, кем были так называемые «информаторы». Они губили десятки тысяч людей. Но в картотеках спецслужб тоже числились «информаторами». А в народе их называли «стукачами». И люди гибли.

— Будет ли открыт при Богородицком монастыре большой паломнический центр?

— При всех монастырях создаются паломнические центры. Приезжаете ли вы в Троице-Сергиеву лавру или в Серафимо-Дивеевский монастырь — вас надо где-то разместить. Это ведь совершенно естественно. Но указывать сейчас на сотни или на тысячи паломников, которые приедут в Казань после возрождения Богородицкого монастыря, я думаю, не стоит. Жизнь сама должна показать, как будет работать паломнический центр. Важно не только физически восстановить собор Казанской иконы Божией Матери, но и духовную жизнь, которая была при монастыре на протяжении 400 лет, возродить. Это не менее важно. Почему люди приезжают в Дивеево сотнями тысяч? Не только потому, что там жил преподобный Серафим Саровский и что он основал там монастырь, а потому что духовная жизнь в настоящее время там возродилась. Поэтому должно быть сочетание зримого, ощутимого — того, что в Казани на данном этапе мы хотим возродить в виде собора, — и духовного. Но паломнический центр не должен обернуться неким шоу или некоей турбазой. У него другие великие задачи: создать молитвенную атмосферу. Люди идут в святое место, чтобы, отстранившись от суеты мира, прикоснуться к возвышенному, проделать путь от земли к небу.

— Где разместится паломнический центр? В бывших помещениях табачной фабрики?

— Что сейчас об этом говорить? Работа должна быть поэтапной. Сначала надо восстановить сам храм. До тех пор, пока это не сделано, загадывать трудно.

Сами посудите: что предусматривает процесс создания паломнического центра? Первое: чтобы где-то существовал офис, распоряжающийся приемом паломников, где-то — гостиница, где-то — трапезная. И далее — вся инфраструктура. Паломнический центр может и не замыкаться внутри монастыря. Если потребуется, мы будем заключать договоры с городскими гостиницами — специально для размещения паломнических групп. Само по себе паломничество — это ведь очень позитивно для города и для республики.

— Католики будут приезжать в паломнический центр? Ведь невозможно им воспретить.

— Мы никому не воспрещаем. Но при этом и не ведем никакой статистики. Возможно, что к иконе приходят люди, совершенно далекие от Православия. Но мы ведь не будем паспорт спрашивать: кто ты, католик или православный? А, может быть, к иконе подойдет мусульманин, почитающий Деву Марию — Марьям в исламе. Мы не должны акцентировать внимание на личности тех, кто приезжает, это плохо. Ну приедут католики, и что? Надо понимать немного пошире.

— Но приезд Владимира Путина 21 июля в Казань и его участие в церемонии закладки собора возможны?

— Никак я не буду это комментировать. На эту тему никаких переговоров не было, и это прерогатива не моя, а Патриарха Кирилла. Глубоко сомневаюсь, что государственная занятость позволит Владимиру Путину приехать.

— Верующие опасаются, что новый храм, воссоздаваемый на месте разрушенного, потеряется за современной высотной застройкой. Будет ли собор приподнят на своем основании?

— Нет, он будет стоять на своем обычном основании. Но поскольку первичный фундамент был разрушен, то его роль сыграет монолитная плита, которая будет расположена на том же уровне, с которого прежде начиналось основание собора.

— В эти же праздничные дни в республиканском музее изобразительных искусств будет проходить выставка икон из собрания Валерия Сорокина, председателя совета директоров ПАО «Ак Барс» банк и гендиректора АО «Связьинвестнефтехим». Это будут иконы «казанского письма»?

— Да, это будут преимущественно иконы «казанского письма». Но я не думаю, что это будет только «казанское письмо», скорее всего, представят иконы, имеющие отношение к Богородицкому монастырю. Замечательная иконописная школа когда-то существовала именно при Богородицком монастыре. Я полного каталога пока не видел — идет подготовка. Но ничего ведь плохого в этом нет. Значительная выставка икон проходила и в первый день, когда я приехал в Казань — в подклети нижнего храма Благовещенского собора.

— Как сложится судьба чудотворной иконы Божией Матери «Паммакариста» («Всеблаженная»), которая недавно была обретена в фондах ГМИИ РТ? Верующих тревожит, будет ли она возвращена Церкви?

Возвращение Всеблаженной

— Переговоры по этому поводу ведутся. Но я же не сторонник способа решать проблемы «стенка на стенку». Нас тревожило и состояние Богородицкого монастыря, разрушенный собор. Но настало время, и мы возрождаем собор Казанской иконы Божией Матери. Вот факт, в котором уже нельзя усомниться: процесс строительства начинается у нас на глазах.

Нас беспокоит и судьба церкви, в которой некогда служил будущий Патриарх Гермоген, — храма во имя святителя Николая Чудотворца на Гостином дворе. Здесь сейчас находится Главное архивное управление при Кабинете министров РТ (на прошлой неделе преобразовано в госкомитет — прим. ред.). Мы ведем переговоры, чтобы здание было освобождено для церковного служения в нем. Почему? В первую очередь, потому что это храм. А во-вторых, именно в этой церкви когда-то подвизался священник (на ту пору) Гермоген, которому впоследствии суждено было стать духовным лидером России, священномучеником, пострадавшим за народ и за веру. А тогда он еще даже не был митрополитом Казанским и Свияжским. Как он сам писал о себе в 1579 году, когда была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери: состоял «...в чину поповстве Святого Николы, иже зовется Гостин».

С именем Патриарха Гермогена связано и освобождение Москвы во время Смуты. Он очень много сделал, чтобы наше государство не пропало, не погибло. Поэтому негоже, чтобы этот древний храм, связанный с жизненным путем русского святого, использовался не по назначению. Слава Богу, президент Татарстана Рустам Минниханов идет навстречу. Ровно, спокойно, постепенно, но мы находим общий язык в этом вопросе. Это то, что я всегда ставил во главу угла: диалог. Нужен твердый настойчивый диалог. Не время противостояния сейчас.

— Относительно событий 1579 года специалисты до сих пор спорят: это было явление иконы или же явление Богоматери из того же ряда, что и почитаемые католиками Фатима и Лурд? Как правильно с богословской точки зрения?

— Это все-таки явление иконы. Эксперты могут что угодно заявлять, но все-таки есть четкое понимание, что такое явление Богородицы. Скажем, Богоматерь воочию явилась преподобному Серафиму Саровскому. А в Казани было именно явление иконы. Известно, что Царица Небесная во сне явилась отроковице Матроне и указала ей место, на котором позже была обретена икона. Поэтому явление иконы и явление Богоматери — это все-таки разные вещи. Но здесь очень тонкая грань. Зрение, о котором мы говорим, оно ведь духовное. Конечно, Богородица явилась во сне, но Ее участие в событиях, которые происходили на месте обретения иконы, неоспоримо.

— Совсем недавно мы отметили тысячелетие русского монашества на Афоне. Праздник почтили своим присутствием Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Почему такое пристальное внимание к греческим афонским монастырям?

— Афон, конечно же, величайшая православная святыня. Это напрямую удел Пресвятой Богородицы. Афон находится под особой защитой и Покровом Божией Матери и имеет совершенно уникальное статусное положение. Известно, что туда не допускаются женщины, не потому что там женщинами гнушаются, а потому что монахи уходят от мира, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Это единственное в своем роде место — монашеская республика. Там творится особая молитва, там особый устав, там с особой строгостью относятся к прохождению монашеского послушания.

А тот факт, что еще тысячу лет назад на Афоне было отмечено присутствие русского монашества и русского монастыря, показывает, что Россия имеет огромный, перешагнувший за тысячу лет опыт православного христианского свидетельства. Это очень важно. С другой стороны, это свидетельствует, что связь России со всем православным миром (а на Афоне все православные народы имеют свои монастыри и присутствия) давняя и непростая. На протяжении всех этих лет русские монахи не только жили там и молились — они возвращались с Афона в Россию, как это сделали в свое время Феодосий Киево-Печерский и его святой наставник Антоний. Они возвращались домой, уже имея опыт монашеской жизни, строго аскетической, в русле учения святых отцов, и переносили этот афонский свет на российскую почву.

То, что Владимир Путин посещал в эти дни Афон, — это нормальное явление для России. Все благочестивые руководители нашей страны начиная от царей и императоров обязательно бывали на Афоне, делали вклады в местные монастыри и в строительство новых храмов. Но безбожные революционные вихри все поразметали и чуть не уничтожили великую Россию. Мы даже чуть не утратили наше присутствие на Афоне. Нам ведь практически запретили пополнять наши монастыри.

— Подчеркнуто теплый и чуть ли не царский прием Путина показывает, что во втором тысячелетии традиция не будет утрачена и что в Греции понимают важность дружбы с Россией?

— Понимают и на Афоне, и в православной Греции. Хотя были страхи и «пугалки», дескать, в Греции Путина встретят протестами и демонстрациями. А встретили любовью и молитвами. И Патриарха Кирилла, и главу нашего государства. Вот вам пожалуйста еще один пример того, какими бывают всевозможные слухи и страхи и как все оборачивается в действительности.

Новости по теме

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор

22 ноября заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, совершающий рабочий визит в Казань, посетил кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана.

В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря
В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому) «Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).