26 ноября 2015 года в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева в городе Казани состоялось пленарное заседание IV форума Всероссийской программы «Святость материнства» на тему «Многовековые традиции семьи — фундамент будущего России». На открытии форума выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Многоуважаемая Наталья Викторовна! Многоуважаемый президиум! Дорогие братья и сестры!
Сегодня постоянно звучала тема сохранения жизни и тревожная тема дня сегодняшнего — терроризм. Не хочется вспоминать, но, к великому сожалению, акт терроризма я перенес лично: до последней минуты я был в Беслане, ходил в школу, встречался с бандитами, выносил этими руками убитых ребятишек, закрывал глаза расстрелянным в спину нашим погибшим героям. Когда хоронили детей — а их около 200 погибло — вспоминается дождь, очень неуютная погода, и трактора роют могилы. Такое ощущение было, что хоронят жизнь.
Почему я делаю такую подводку? Терроризм — это страшная угроза, это чудовищное преступление. Здесь была озвучена цифра — не менее миллиона абортов. Это террор против своих собственных детей — этот миллион, который был уничтожен по решению матери, а нередко и с согласия отцов. И экстремисты в этом плане тоже есть: к великому сожалению, бывает в больницах, когда врачи подталкивают к совершению аборта. И после этого чудовищного преступления нередко бывает то, о чем с беспокойством сейчас говорили — навсегда теряются репродуктивные возможности женщины, ее сила к продолжению рода человеческого.
Также здесь говорилось о традициях. Мне очень понравился доклад нашей гостьи из Японии, в котором красной нитью проходило, что семейная традиция, когда живут несколько поколений вместе, создает совершенно особую атмосферу. Когда ребенок подрастает, за ним смотрят и бабушки, и дедушки, может, и прабабушки, и другие близкие. Он вырастает в атмосфере любви, ограждающей ребенка от пороков, которые может привнести внешняя среда. Значит, это благо для человечества, для общества, для семьи.
Поскольку я нахожусь здесь как руководитель митрополии в очень большом и важном регионе, должен говорить, естественно, с позиции веры. Есть простая заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (Исх. 20:12). Но давайте посмотрим, что происходит на сегодняшний день. Придя на кладбище и читая на могильных надгробиях даты рождения и смерти, мы видим, что поколение, которое родилось до революции еще и пережило революцию, Гражданскую войну, раскулачивание, Вторую мировую войну, жило, как правило, более 80 лет.
А рожденные в благополучные годы после 1960-х, более-менее спокойные — что мы видим? Кладбище молодеет. Мы видим красивое новое надгробие, а не покосившийся крестик 80-летней, а то и старше, женщины, пережившей времена, о которых я говорил. Жутко: умер в двадцать пять-тридцать-сорок лет, редко кто дотянул до пятидесяти. Что же произошло? Вспомните заповедь: «Чти отца и мать, и долголетен будешь».
Вернемся к реалиям нашей жизни. Что случилось с нашим народом, если при сытых, хорошо живущих детях родители влачат жалкое существование, так что порой вынуждены в мусорных ящиках искать себе пропитание? Потеряно самое главное — чувство ответственности и Божий страх. Это нарушение заповедей, которые дал Бог, потому ни нормального благополучия, ни долголетия нет.
Укорененность в традиционных ценностях, в семейной традиции, в правде Божией является наилучшим охранителем жизненной силы и отдельного человека, и семьи в целом, и государства. Ведь что такое государство? Это дерево, которое растет и дает плоды. А у дерева должны быть мощные, хорошие корни. И этими корнями является семья, ее многочисленные ячейки в государстве. Если же понятие семьи, этого питательного корня государства надломлено, то это непременно отражается и на государстве в целом.
Мы говорим о детях, о борьбе с антихристом; об этом ранее говорили многие, в том числе, наши писатели. Достоевский сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое». В этой битве мы выиграем, если по правде Божией будем вести борьбу. Мы подошли к некоей черте, к какому-то краю. Мне вспоминается следующее четверостишье, обращенное ко всем нам:
Но ты хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт.
Не надо идти в эту пропасть. С надеждой, с верой в Бога, благодаря таким вот движениям, совместно мы победим! Храни вас Бог!