Большей частью кряшены проживают в Татарстане, от чего примерно с 20-30-х годов прошлого столетия их стали причислять (возможно, по политическим причинам) к родственному им татарскому народу. Если углубиться в изучение статей, научных трудов, общественных и частных мнений о кряшенах, то мы сразу увидим противостояние тех, кто считает кряшен отдельным народом, и тех, кто утверждает, что они являются частью татарской нации. И те и другие приводят свои исторические доводы, и противостоянию не видно конца. Однако, история — вещь противоречивая и ненадёжная, как всё материальное, и очень сильно зависит от наших интерпретаций и восприятий. На почве истории начинаются долгие полемические разговоры без конца и края; здесь же рождаются интересные темы для диссертаций, межнациональные конфликты, но никак не решения проблем. В этой ситуации ключом к понимаю кряшен, возможно, будет их православная вера.
Восточное христианство на территории нашей республики было известно ещё булгарам (предкам татар). Один из самых древних православных святых России Авраамий Болгарский был булгаром, перешёл в своё время из ислама в христианство и был убит соотечественниками в XIII веке за свою проповедническую деятельность. Этот и многие другие факты ясно говорят о том, что христианство наряду с исламом, так или иначе, было на земле Татарстана давно, задолго до завоевания Казанского ханства русскими. Но ведь были времена, когда здесь жили только язычники. Что же принесли сюда христиане и мусульмане? Конечно же — разделение. И те и другие принесли разделение, потому, что никогда у настоящего мусульманина и искреннего христианина не получится подлинного духовного союза, какой бывает между родственниками. Христианин и мусульманин вполне могут жить в мире, но пути богоискательства у них разные и ведут их в разных направлениях (разговор здесь, разумеется, идёт о настоящих верующих, а не о номинальных). Так, возможно, некогда единый языческий народ Булгарии был разделён верой: культура стала разной, быт стал разным, духовные устремления — разными, язык тюрков-христиан от языка тюрков-мусульман стал отличаться. Процесс этот начался уже очень давно, и остановить его невозможно, потому, что для большого количества тюрков православная вера стала родной.
В Евангелии сказано, что искренняя вера отделит человека даже от его семьи (если семья неверующая и или иноверческая): «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее…» (Мф. 10, 34-35). Христиане становятся новым единым народом вне зависимости от национального происхождения. В обществе настоящих христиан стираются мирские различия между народами, ввиду получения ими нового общего духовного гражданства в Таинстве Крещения, и одновременно мир чётко разделяется на христиан и не христиан (что отнюдь не подразумевает конфликта). Разумеется, что то же можно сказать и о людях, живущих в пределах ислама.
Известны многие древние русские дворянские фамилии, основателями которых были татары, перешедшие в Православие во времена Золотой Орды. Известны и русские, практически утратившие свою национальную идентичность после принятия ислама. И дело тут очевидно в том, что некогда важный национальный вопрос для глубоко верующего человека постепенно становится во многом второстепенным, потому, что на Небесах паспорт, конечно, не спросят, а вот за веру придётся отвечать.
Таким образом, некоторое непонимание между жителями Татарстана становится не конфликтом между кряшенами и татарами — нет, это просто христиане и мусульмане издревле живут здесь на границе, которая чётко очерчена религией. И пытаются (на удивление многим) жить мирно, ведь если эту границу нарушить, то всем ясно, что ни к чему хорошему это не приведёт и никому не принесёт победы. И мир, как любая благодать, даётся нелегко, но с Божией помощью… с Божией помощью.
Мне всегда нравилась одна мысль прекрасного французского писателя Экзюпери: в своём «Маленьком принце» он пишет, что люди слишком высокого о себе мнения, и что если всех жителей планеты поставить плечом к плечу на самом небольшом острове в океане, то места… хватит всем. Можем ли мы быть не злыми, но добрыми соседями на нашей огромной планете?
Недавно, когда в Татарстане сожгли несколько кряшенских православных храмов, многие мусульмане Республики ясно показали, что добрососедские отношения возможны, тем, что протянули руку помощи христианам, оказав финансовую помощь пострадавшим церквям и осудив поджигателей. Прекрасно и то, что среди православных не нашлись те, кто в отместку решился бы уничтожать мечети… Слава Богу, что Он ещё даёт всем нам разум к пониманию того, что молитва, угодная Ему, возможна только для людей доброй воли.
P.S.: Я вспоминаю одно богослужение в Петропавловском кряшенском храме села Умяк Елабужского района республики. Храм этот постепенно восстанавливается силами Свято-Вознесенского Архиерейского подворья Набережных Челнов. И вот день апостолов Петра и Павла — любимый праздник народа кряшен. Со многих окрестных сёл и из других городов сюда в Умяк по традиции приехали люди. И я спросил у двоих ещё совсем молоденьких девушек: «А для чего вы здесь? Что для вас этот праздник? Будете ли вы ходить сюда, когда храм отстроят?» Они не смогли рассказать мне об апостолах почти ничего, но сказали, что ходить будут непременно, потому, что это для них очень важная традиция.
Кто-то отметит, что незнание элементарных основ своей веры говорит о поверхностности. Но ведь эти девушки стали внучками почти вековой истории воинственного русского атеизма, им некуда было ходить за верой, их некому было научить. Откуда же это желание прийти в храм пешком за несколько километров? Не вера ли прадедов растворённая в их крови сказала им об этом? Народ кряшен, как и русский, как и татарский народы, многого лишился за годы советского безбожия, но сохранил веру даже в нынешние времена, когда безбожие стало модным. Кряшен совсем немного, и им тяжелее, чем крупным этносам, хранить сокровище своей духовности, но это им удаётся. И, да поможет Господь нашим братьям!