Православная Россия с благоговением вспоминает, как древнейший список Казанской иконы вновь появился на святом месте обретения. В 2005 году в Казани при многотысячном стечении народа прошел первый молебен перед чудотворной иконой.
Появление этого древнего списка в Казани, в Богородицком монастыре, стало одним из главных чудес нового времени. Впрочем, вся история обретения чудотворного списка похожа на глубокую духовную притчу, истинный смысл которой смогут постичь грядущие поколения. Пока же мы можем лишь полагать, что икона «вернулась» только тогда, когда Россия вступила в новую эру православия и духовно очистилась, пройдя путь страшных испытаний...
Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, преодолевая границы, прославлялась, объединяя весь христианский мир.
Она совершила «кругосветное путешествие» из России в Европу через Азию в Америку и вновь через Европу вернулась «домой». Молитвами Пресвятой Богородицы еще до возращения списка в Россию стали происходить чудеса: руководство Санкт-Петербурга, Москвы, Казани пожелало принять икону у себя, что способствовало возрождению разрушенных храмов, освященных в честь Казанской иконы. Так была снята вывеска «Музей атеизма» со святых стен Петербургского Казанского собора, прекратилось кощунство в Москве на Красной площади — в восстановленном Казанском соборе возобновились богослужения. На месте явления и обретения Казанской иконы был возрожден Богородицкий монастырь.
21 июня 2005 года, в год 450-летия основания Казанской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля передал верующим великую святыню.
История иконы, волей Божией оказавшейся в последние десятилетия у (папы Римского, вызывала немало споров и даже предположений о том, что это и есть утраченная первоявленная святыня...
Совместная ватикано-российская экспертная комиссия вынесла заключение:
«В Ватикане хранится чудотворный список с первообраза Казанской иконы, датируемый периодом не позднее начала XVIII века».
Впрочем, точное происхождение иконы до сих пор не установлено. В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.
Первый раз перед общественностью эта икона появляется в 1920 году: Советы выставляют святой образ на продажу среди других святынь и ценнейших произведений искусства. В те годы продажа икон имела массовый характер и шла под лозунгом: «Все, что не нужно народу — вон из революционной России».
Тогда ее пытался купить ювелир из Лондона Норман Вайс, но сделка не состоялась: баснословна была цена, которую запрашивали большевики. Впоследствии икона была вывезена за границу и передавалась из рук в руки коммерсантами, которые мало смыслили в иконописи, их больше интересовал драгоценный оклад. Отдельные камни из ризы иконы изымались и продавались, но существенных утрат, к счастью, не произошло. В 1928 году старинный список все же выкупил НорманВайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового «хозяина», им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Местным жителям Хеджес кажется персоной загадочной и неординарной. Списки «Тайме» дают ему характеристику как исследователю, талантливому писателю и путешественнику. В 20 лет он отправляется в геологическую экспедицию в Арктику, затем посещает Америку. В путешествиях он становится ценителем древностей, начинает собирать произведения искусства.
Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем «Черная Богородица замка Фарлей». К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Русская община предлагала Хеджесу продать ей святыню, оставив в его распоряжении оклад с драгоценными камнями, но безрезультатно. Среди первых паломников, пришедших к обретенному чудотворному образу, оказались люди высокого духовного звания, представители высшего сословия царской России. Поклониться Казанской иконе Божией Матери приезжали митрополит, графы и представители княжеских кровей, среди них — великая княгиня Ксения Александровна, которая «узнала» в иконе первоявленную. Увы... Одни эмигранты убеждалихозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие — в том, что видели ее в столице Российской империи — Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся.
Ф.А. Митчелл-Хеджес пытался выяснить судьбу оказавшейся у него иконы. Приглашенным экспертом становится Сирил Бант — специалист по византийскому искусству музея Альберта и Виктории в Лондоне. Выводы эксперта приведены в книге «Русское искусство от скифов до Советов», опубликованной в 1946 году: «Икона Казанской Божией Матери. Старинное изображение, покрытое золотом и позолотой, самоцветами, изумрудами, бриллиантами, восточными рубинами и т.д. Икона была написана в XVII веке, инкрустация драгоценными камнями и работа по металлу были выполнены еще позднее».
В 1956 году, при переиздании монографии, автор дает более подробное заключение: «...Краски и дерево, на котором написана икона, абсолютно сохранились, что было доказано рядом рентгеновских снимков, и краски лишь смягчились с годами, только еще больше подчеркивая красоту и святость ликов. Это смягчение и потемнение красок, наступающее с веками, стало причиной, почему и знаменитый список иконы получил в народе название «Черной Казанской Богородицы». Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода.
Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней. Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России...».
Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году за год до смерти и сделал попытку продать коллекцию серебра, желая собрать хорошее наследство своей семье. Но не успел: 12 июня 1959 года он умер, оставив все состояние приемной дочери Анне. Наследница перевезла иконы в Гонконг. Местная англоязычная газета тогда написала: по легенде, распространенной среди русской эмиграции, когда икона «встанет на место», в Россию вернется вера в Бога — начнется эпоха духовного возрождения.
Мисс Анна сделала ряд шагов, чтобы передать святую икону русской православной миссии в Америке. Делая святую икону доступной для Русской Православной Церкви Америки, она выполняла желание отчима, при этом соблюдалось условие: святыняне должна попасть к коммунистам. Чудотворная икона считалась экспертами бесценной, поэтому владелица предложила верующим оплатить стоимость драгоценных камней в окладе, оцененных в $500 000.
Первую попытку продать икону русским эмигрантам предпринял еще Фредерик Митчелл-Хеджес в 1954 году, обратившись с письмом к архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому). Владыка впоследствии писал об этом: «Ясно видя всю трудность и даже невозможность для себя и своей епархии приобрести эту икону, я захотел выяснить происхождение этого образа Казанской Божией Матери». Экспертом тогда выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета: «При осмотре владелец постоянно твердил о том, что икона тысячелетней давности, из Казанского собора в Ленинграде, а камни оклада — из складов драгоценностей царя Соломона. 500 фунтов мне предложили за подтверждение, что икона настоящая, явленная, из Санкт- Петербурга. Что, естественно, было с негодованием отвергнуто».
Эксперт провел сравнительный анализ трех Казанских икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт- Петербурге. Вот полученные выводы: «Образ Казанской Божией Матери, по явившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере. Лик Младенца в плохой сохранности, и на лике Богоматери нет поновления, как показывает царапина. В глазах празелень черная, абсолютно круглая точка зрачка находится в центре радужки, прожилки глаз белые, под носом заметна празелень. Нос подчеркнут полутонами, с празеленью под губой. Лик Младенца написан той же техникой, при этом верхние его веки отмечены белилами, глаза светло-зеленые, а зрачок — круглая черная точка в центре глаза. Брови едва намечены. Мафорий Богоматери алый с черными описями складок, кайма мафория и две звезды его золотые. Чепец писан темной празеленью с золотыми орнаментальными полосами. Хитон Младенца зеленый, а алый гиматий писан киноварью, оба с золотым ассистом. Нимбы прографлены одной линией. Фон темно-красный, поля — черные. Доска липовая, толщина ее 2,2 см: шпонки, которые отсутствуют, — две врезных встречных.
Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы. Лик Богородицы полнощекий, что также соответствует описанию украденной иконы как греческой... Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Профессор написал подробное письмо владыке Иоанну, но тогда покупка иконы не состоялась. Второй раз переговоры с Америкой начались в 1961 году, при этом звучало предание эмигрантов о добрых переменах в России, которые произойдут при возвращении иконы в лоно Церкви. Владыка ответил: «В поверья не верю, а глубоко верю в то, что все доброе в мире и в русском народе зависит от воли и милости Божией, от покаяния людей».
О мисс Анне писали в те годы мировые издания, и даже советские «Известия». Вот цитата одной из статей под заголовком: «Мифические сокровища пиратов не дают покоя искателям приключений»: «Англичанка Энн Митчелл-Хеджес решила организовать экспедицию в Гондурас, где, по ее утверждениям, спрятаны набитые драгоценностями сундуки капитана Моргана, известного пирата XVII века. Подобная экспедиция нуждается в изрядных средствах, и, чтобы финансировать ее, Митчелл-Хеджес рискнула расстаться с двумя наиболее ценными предметами своей коллекции древностей — чудотворной иконой Казанской Божией Матери и «Черепом судьбы», который использовался в обрядовых церемониях индейского племени майя».
Чем бы ни руководствовалась новая владелица иконы, важно, что в 1962 году образ прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Почти сразу же из-за заявленной огромной ценности икона была помещена в подземный сейф Sutter-Stockton Office Банка Калифорнии. Почитание этого святого образа было настолько велико, что уже здесь началось моление православных людей к Пресвятой Богородице пред Ее Казанским образом. По промыслу Божию, молебны «под землей» служил архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Позже по просьбе верующих икона была вынесена на поверхность земли, и впервые пастыри обеих церковных юрисдикций русского православия в Америке, забыв про взаимные обиды, при огромном стечении верующих, заполнивших Русский Центр Сан-Франциско, совместно служили пред нею молебен. По свидетельству очевидца, «все ощущали необычайный молитвенный подъем и умиление от дивного образа Богоматери и Богомладенца».
Вот как писала об этом газета «Русская Жизнь» (Сан-Франциско):
«Сейчас Божия Матерь стучится в наши православные сердца через Свою прибывающую в наш город из-за океана икону. Стучится, чтобы оживить наши очерствелые сердца, чтобы влить в них веру, чтобы прославить веру православную. Никому из нас неведомы пути Бо-жии, но по вере нашей подаются защита и благодать Божия и милости Царицы Небесной, а поэтому, как поется в кондаке иконы Казанской Божией Матери, «притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя».
После той памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля и предложили собрать средства для выкупа иконы и возвращения ее в Церковь, а ему — это деловозглавить. Решение владыке давалось с трудом:
«...Меня обуяло малодушие пред многими заботами от такого начинания, сомнение в успехе и опасение не завершить этого святого дела, чувство моего недостоинства и желание уклониться от предложенного проекта. Пошли мысли о том, что лучше сбирать на бедных, чем на выкуп иконы и построение нового храма Богу. Хотя Господь сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Матф. XXVI. 2), и храм может стать и становится для многих вдохновителем милосердия и помощи ближнему. Опасался я и множества предлежащих здесь хозяйственных забот, могущих отвлечь от единого на потребу. Все это побуждало меня отказаться от проекта. Но я все же решил принять на себя. И, если дарует Господь это, хотел бы сделать все, что в силах моих, для того, чтобы икона была возвращена Православной Церкви».
Так в 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован «Фонд Казанской Божией Матери» для выкупа святыни и строительства храма. Архиепископ Иоанн писал: «С верою в помощь Божию и в то, что не случайно прибыла к нам, православным города Сан-Франциско, икона Казанской Божией Матери, мы сохраним эту нашу православную святыню с нами здесь, дабы была она всем, без различия, тихим и добрым пристанищем и избавлением от всяких бед и зол». В конце мая 1963 года святая икона была доставлена в собор Покрова Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие рекламы, весь путь иконы сопровождался неожиданно большим притоком верующих (на литургии присутствовало более 6 тысяч). Именно это обстоятельство и привело к грандиозным по замыслу планам организации расширенного тура со святой иконой по США и Канаде осенью 1963 года.
Было решено, что представитель владелицы иконы — Джон Хеннесси в сопровождении еще одного человека — охранника объедет на автомобиле те епархии и приходы в Соединенных Штатах Америки и Канады, которые пожелают молитвенно принять святую икону. Этот тур в прессе получил название «крестового похода для освобождения святой иконы Казанской Богородицы».
В путешествии чудотворный образ все время находился под надежнейшей охраной. Каждый приход, где икона была показана, предоставлял священника для сопровождения «Казанской Леди» до следующей ее остановки. Джон Хеннесси лично носил тяжелый переносной сейф в виде кейса, на который он надевал наручники, пристегивая кейс к запястью. В православных приходах за океаном Казанская икона привлекала тысячи верующих, ее появление становилось настоящим праздником веры. Владыка Иоанн писал: «Нередки были и случаи чудесного исцеления безнадежных больных по вере их, о чем я имею, из разных мест, свидетельства наших священников». Многие исцеления, как и в годину обретения иконы, были связаны со зрением.
В Вашингтоне более семи тысяч человек пришли поклониться русской святыне. «Нью-Йорк Тайме», «Геральд Трибьюн» и «Вашингтон Пост» публиковали фоторепортажи о «крестном туре» на первых полосах.
Собор в Сан-Франциско
Многочисленные случаи исцеления больных и исполнение просьб верующих, обратившихся через икону с молитвой к Заступнице, подтвердили чу-дотворность Казанского образа и приумножили поток пожертвований. Американские христиане очень хотели, чтобы святой образ остался на континенте. Благоговение перед святым образом ускорило строительство храма во имя Казанской иконы в Сан-Франциско.
В 1964 году открылась Всемирная ярмарка в Нью-Йорке. Архиепископ Иоанн испросил у митрополита Леонтия благословение на проведение выставки Русской Православной Церкви Америки на Всемирной Нью-Йоркской ярмарке. Предполагалось воссоздать русскую православную часовню Форт Росс в виде храма-павильона, где проводились службы. Святая икона должна была демонстрироваться до конца всей ярмарки. Посетители выставки приходили помолиться перед Казанской иконой Божией Матери за свою судьбу и судьбы мира.
Павильон стал символом веры христианской, почитания Матери Божией и сострадания к гонимой Церкви. Так чудотворная икона Казанской Божией Матери перешагнула пределы России, став святыней для христиан всего мира. Теперь изображение Казанской иконы можно встретить не только в России, но в храмах и домах верующих в Италии, США, Ватикане, Польше... Важно, что икона явилась на выставке не как редкий экспонат, а именно как предмет почитания. Православный храм-павильон в течение двух лет был духовным свидетельством о жизни православия в Америке, он украсил то место, где в тридцатых годах стоял павильон СССР. Символично, что с этого места возносились молитвы Господу о судьбе православной России. Активная деятельность архиепископа Иоанна (Шаховского) была замечена в Москве. В 60-е годы в советской прессе появился ряд критических публикаций.
Во время пребывания святого образа в США было сделано еще несколько экспертиз иконы. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. ...Икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником».
В заключении говорится даже о способе приготовлении краски: «...Классический русский способ требует удалять пленку с желтка свежего яйца, оставляя жидкий желток. Желток был слишком густым, чтобы писать им, поэтому в него добавляли каплю или две святой воды. Эта смесь затем разводилась пивом (квасом), приготовленным из кислого русского ржаного хлеба. Небольшое количество алкоголя в пиве способствовало перемешиванию яичного масла, воды и пивного крахмала. Технически это самый прекрасный растворитель в изобразительном искусстве. Натуральные природные пигменты истираются вручную в мелкий порошок. Цветные порошки смешиваются с яично-пивным растворителем и наносятся тонкими слоями. По высыхании в течение короткого времени эта краска становится практически нерастворимой и очень стойкой». О драгоценном окладе говорится: «Ювелиры изучали драгоценные камни и все согласились, что большинство из них очень древние. Исследование отмечает, что риза в существующем сегодня виде была специально приспособлена для большинства камней. Камни закреплены на месте и скреплены металлической основой и тяжелой передней оправой; ...камни, без сомнения, древние ...цвета и раковины, видимые в четырех больших изумрудах слева от головы Богоматери и в двух — справа, указывают, что они происходят из библейских изумрудных шахтцаря Соломона. Остальные изумруды, по их мнению, добыты в русских шахтах в Уральских горах. Сапфиры — хорошего качества, а один, около Младенца-Христа, является редкостью по своей прозрачности и бриллиантовому цвету. Рубины являются бирманскими рубинами, а алмазы — смешанного происхождения и смешанного качества, многие из них являются чрезвычайно старыми и изящными. Всего по счету имеется (данные на начало 1960-х годов): 663 алмаза около 80 карат, 158 рубинов около 35 карат, 32 изумруда около 220 карат, 6 сапфиров около 30 карат и около 150 жемчужин». Общий вывод экспертов: «... икона в своей целостности является величайшим произведением искусства».
Но, несмотря на горячие молитвы, искреннее желание верующих и колоссальные усилия меценатов, американский период ее прославления подходил к завершению. Святой образ готовился в обратный путь — «домой»...
Увы, эмигрантам так и не удалось собрать средства на выкуп чудотворного образа. Владыка Иоанн обратился к Анне Митчелл-Хеджес с просьбой передать ее в дар Русской Православной Церкви в Америке. Со своей стороны, он гарантировал, что икона вернется в Россию, когда там прекратятся гонения на веру. Ответа из Европы он так и не получил. По прошествии двадцати лет владыка Иоанн писал:
«То, что на моем пути встретил я неудачу, можно понять, хотя истинный смысл вещей может открыться только православному оку. Вне России иконе нет места, а в Россию ей пути сейчас «заказаны», не даются. Трудно даже русским в достаточной мере ее охранить. Мы еще не дозрели до осознания глубокого значения этого пути».
Пройдут годы. Во время своего визита в Москву в 1994 году президент США Билл Клинтон пришел в Казанский собор на Красной площади. Визит был очень трогательным. Настоятель выразил Клинтону соболезнование по случаю смерти матери и предложил поставить свечку за упокой ее души. Президент заплакал и поставил свечи к Казанской иконе Божией Матери. Паства попросила мистера Клинтона выяснить судьбу Казанской иконы, выставляемой на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке. Из Америки вскоре пришло послание: президент высказывал сожаление о том, что его спецслужбы потерпели фиаско в расследовании, но уточнял, что след стоит искать в Европе, в Португалии...
Долгая дорога домой
После стараний американской православной миссии за дело взялась католическая «Синяя Армия». Местом хранения иконы были США, Лиссабон, Фатима (Португалия)...
В начале 1970 года ректор Российского Католического Центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско отец Карл Пацельт узнал, что чудотворную Казанскую икону собираются продать частным лицам, выставив на аукцион. Решив не допустить этого, он обратился в Апостолат Святой Фатимы в США. С помощью Джона Хэфферта — главы Апостолата, Пацельт организовал всемирную кампанию по сбору средств, которые позволили приобрести икону. Цена, за которую BlueArmyкупила икону, не разглашается, но явно исчисляется миллионами долларов.
Появление русской святыни в Фатиме было символичным. Пророчества Богородицы, явившейся детям из глухой португальской деревушки, касались будущего мира и России. Матерь Божия явилась детям в канун Октябрьской революции и поведала о страшных испытаниях, которые ждут нашу страну, предсказав грядущую Великую Отечественную войну.
Выкупленная католиками Казанская икона уже 21 июля 1970 года, в праздник обретения святыни, была передана в церковь Святой Фатимы. После молитв в часовне Богоявления в Кова де Ирия, икона была перенесена в византийскую часовню ДомусПацис. Но доступ к ней еще долгое время был закрыт для верующих, икона хранилась в бронированном сейфе банкав Лиссабоне: византийская часовня не могла обеспечить достойную защиту. В дни холодной войны католики опасались «коммунистической мести» — похищения или уничтожения чудотворного списка. Икона приносилась в святилище Фатимы только в дни главных праздников.
Вскоре защиту усилили. Офицер ВВС Павел Близнецов, бежавший из России, получил сан католического священника и стал первым священником Византийского центра в Фатиме. Позже у него принял дела ирландский священник византийского обряда отец протоиерей Иоанн Моватт, который организовал прием паломников и построил часовню во имя иконы Казанской Божией Матери. Икона являла чудеса и в Фатиме, ее ризу украсило «несколько сотен драгоценных камней и более тысяч жемчужин» за помощь и заступничество, которые верующие получили через икону от Пресвятой Богородицы, по своим молитвам. И всеже католики понимали: пребывание великой православной святыни у них — временное...
Из письма владыки Иоанна (Шаховского):
«Оставался единственный выход, на который я и пошел: согласился на предложение международной католической организации, посвященной Фатимскому явлению, что Католическая Церковь, купив эту икону, оставит до срока ее у себя, поместив в храме Фатимы, ее там охраняя как святыню, до того времени, когда явится реальная возможность передать ее Русской Церкви, которой она и принадлежит».
Основной мыслью и мотивом покупки иконы (всегда продавался только оклад, чтимый образ считается бесценным!) была грядущая передача иконы освободившейся от коммунизма России, во что все участники спасения иконы свято верили. Отец Иоанн Моватт писал:
«...Икона должна быть когда-то возвращена в Казань. И я счи тал, что и сама Богоматерь была бы за то, чтобы это время пришло скорее».
Новоказанская икона в новой России
Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. На пресс-конференции во время визита Иоанна Павла II в Фатиму в 2000 году историк из Казани Дмитрий Хафизов в присутствии журналистов задал вопрос: «Где сегодня находится святой образ, принадлежавший православным верующим?». Ответ был лаконичным: «Казанская икона находится в личных покоях папы». Затем Ватикан опубликовал эту информацию и вскоре принял делегацию г. Казани, кульминацией встречи стала аудиенция мэра города Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.
По промыслу Божию, в судьбе чудотворной иконы приняло деятельное участие огромное число людей: Патриарх Московский и всея Руси, папа Римский, президенты США и России, дипломаты Италии, Германии, России, Ватикана, духовные и светские лица, великое множество простых православных, католиков и мусульман. Духовная, миротворческая, объединяющая миссия Казанской иконы Божией Матери еще будет по достоинству оценена потомками.
Об истории иконы и в России было немало споров. Ясно одно — переданный в Россию образ Казанской Божией Матери несомненно является чудотворной иконой. Об особом почитании иконы в дореволюционной России свидетельствует ее великолепный драгоценный оклад. Протоиерей Иоанн Чепелев говорил: «Святые чудотворные иконы потому должны быть ценны для русского народа, что они намолены русским народом, что на них застыли слезы, что на них горе, страдания человеческие невидимо присутствуют, потому что веками на этих иконах русский народ на вечные времена оставил как бы в завет нам, его потомкам, ничем не смываемые духовные красоты, бесценные красоты веры, веры в Господа Бога. Поэтому, Бога ради, прекратите умничать там, где надо в смирении преклонить колена перед Господом. Не «обмирщайте» святыни Божией прикосновением к ней мудрования человеческого. Помните завет ветхозаветный, данный пророку: «Иззуй прежде обувь твою и только тогда приблизься к купине несгораемой». Не считайте, сколько камушков на иконе, а считайте, сколько на ней слез, излитых в неизбывном людском горе».
В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, которая хранилась у него более 10 лет и перед который он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой Казанской Божией Матери. 28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Некоторое время оставалось нерешенным, в какой город икона будет передана на сохранение? Пресвятая Богородица распорядилась судьбой чудотворного образа. По решению Патриарха всея Руси Алексия II святой, бесконечно чтимый казанцами образ Божией Матери засиял в храме Казанского Богородицкого монастыря.
Своим возвращением святой образ знаменует начало возрождения православия, предлагает новый источник благодатной помощи и силы всем приступающим к нему с искренней верой и молитвой.
Казанская икона Божией Матери в космосе
После явления Казанской иконы Божией Матери началась державная история России: под покровом Богородицы состоялось присоединение земель, расширение границ на восток до Сибири. Православные традиции закрепились на освоенных землях.
Удивительно, но и в новом веке продолжаются древние традиции... Современная история России неразрывно связана с освоением космического пространства. Впрочем, путешественники к звездам в годы существования атеистического государства, конечно же, не получали напутственного благословения служителей Церкви и не брали на борт кораблей святые иконы.
Только в 2011 году Заступница рода христианского — святая Казан екая икона полетела в космос. Теперь Одигитрия благословляет путешественников в открытом пространстве.
Это случилось 13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста, в праздник Торжества православия. После завершения Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поприветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства. Со словами благословения он вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А.Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А.М. Самокутяеву и А.И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.
Предстоятель сказал:
«Радуюсь, что в день, когда мы вспоминаем победу иконопочитания, когда мы с особым торжеством поклоняемся в центре храма святым иконам, я мог вручить вам и российскому экипажу Международной космической станции икону Божией Матери. Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета.
Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять духовную миссию. Да хранит вас Господь».
7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Теперь Казанская икона Божией Матери хранится в российском сегменте станции.
Как тут не вспомнить шутки о том, что первый космонавт СССР «был в небе, а Бога не видел». Символично, что в 50-летнюю годовщину покорения космоса Святая Заступница освятила корабль, носящий имя героя.
Пусть же наш земной шар, весь наш мир навеки остается под покровительством Пресвятой Богородицы.