13 ноября 2018 года после продолжительной болезни почил послушник Раифского Богородицкого монастыря, скульптор Владимир Савельев.
Владимир Савельев — заслуженный художник Республики Марий Эл, член Союза художников России. Он родился в 1947 году в Йошкар-Оле. Окончил Йошкар-Олинский технологический техникум, получив специальность «техник-технолог деревообработки». С 1994 года художник жил и работал в Раифском Богородицком мужском монастыре.
Обитель поразила художника красотой тихой отшельнической жизни, и он вовлекся в процесс ее возрождения, открыв для себя целый мир, незнакомый ранее.
Предлагаем вашему вниманию статью Светланы Колиной «Застывшая молитва», опубликованную в журнале «Казань», в которой рассказывается о жизни и творчестве Владимира Савельева.
Не от хорошей жизни приехал в Раифу из родной Йошкар-Олы Владимир Николаевич Савельев. В начале 90-х, когда страна пошла вразнос, ему, члену Союза художников СССР с 1977 года, стало трудно зарабатывать на жизнь. Ему приходилось выполнять частные заказы, однако получить деньги за выполненную работу в то время было непросто. Помыкавшись по необъятной России, набрел он в 1994 году на Раифский монастырь. Поначалу, как и все послушники, восстанавливал обитель, выполняя любую работу. Его родители — морские офицеры — с 1942 года служили на Соловках, сопровождали караваны союзников. Мама — корабельный врач, родом из Йошкар-Олы, а папа — капитан, происходивший из донских казаков. Их обоих сделали верующими бомбардировки и ужасы войны в северных морях. Познакомились родители в госпитале: после атаки «мессера» они оба оказались в ледяной воде, но их успели выловить, а затем отправили на лечение. Свою веру они передали сыну, в котором горячая донская кровь сильно остужалась боязнью греха.
Детство Володи прошло в родном городе мамы — Йошкар-Оле, куда та вернулась после войны. Окончив восемь классов, он поступил на факультет технологии деревообработки Йошкар-Олинского технологического техникума. Его дипломная работа была посвящена изготовлению деревянных игрушек. Нужно отметить, что игрушки Владимира экспонировались на ВДНХ и на выставке в Монреале, проходившей в рамках Олимпиады.
Работая художником-оформителем на йошкар-олинском заводе «Электроавтоматика», он освоил перегородчатую эмаль. Серия значков, созданная Владимиром, понравилась реставратору киевского Собора Святой Софии — кандидату искусствоведения Алексею Винеру, и тот пригласил его в Московское высшее художественно-промышленное училище. Приехав в Москву, Володя поступил в класс монументальной живописи Александра Дейнеки.
Но тяга к объемному искусству пересилила. Его медаль «Марш Акпарса» экспонировалась на московской выставке «Шестнадцать автономных республик» и Первой Всесоюзной выставке мелкой пластики «Скульптура малых форм», успешно пройдя сквозь сито тогдашних взыскательных выставкомов. Медаль «Не для войны» экспонировалась на Второй Всесоюзной выставке советского медальерного искусства. После серии «Уренгой — Помары — Ужгород», экспонировавшейся в Красноярске в дни юбилея Василия Сурикова, Савельев перевелся на скульптурное отделение художественно-промышленного училища. Но пробыл Владимир в Москве только два с половиной года. Из-за рождения дочери он бросил учебу и вернулся в Йошкар-Олу, так как надо было содержать семью. Работая в Художественном фонде СССР, он поставил «Сизифа» в поселке Горняк, а также «Богатыря» и «Мариечку» в санатории «Сосновый бор».
Заказы однако поступали все реже, и в конце концов Владимиру пришлось уйти из дома. Несколько раз он участвовал в конкурсах ледяных скульптур, проходивших в Казани, а затем прибился к Раифскому монастырю. Однажды Владимир Николаевич изготовил печать для просфор — отцу Всеволоду очень понравилась его работа. Из мрамора, приобретенного на Урале, он вырубил «Богородицу благодатную» — она находится ныне на территории монастыря. После этой работы Савельева освободили от всех обыденных монастырских дел, предложив сосредоточиться на скульптуре.
Скульптуры Владимира Николаевича дарят удивительное ощущение умиротворенности. Когда смотришь на них, душа избавляется от суеты — она просто наслаждается полетным чувством. Наверное, это можно назвать благодатью.
Меня особенно впечатлили две скульптуры — «Серафим Саровский» и «Ангел». Первая — необыкновенной добротой и милосердием, а вторая — освобождением от всех житейских страхов, стремлением к беспредельности и тоской по идеалу.
За серию мраморных рельефов «Четыре евангелиста» для храма Грузинской Богородицы Владимир Савельев был удостоен Национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства «Русская галерея — XXI век».За плодотворную творческую деятельность и активное участие в выставках в культурных центрах России ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл.
***
Среди работ Владимира Савельева есть особенные — не каменные, а ледяные, которые он создавал каждую зиму на Раифском озере совместно со своими друзьями.
«Началось все с ледяного креста. Однажды архимандрит Всеволод попросил нас обустроить территорию вокруг крещенской купели — иордани. Мы решили добавить фигуры изо льда. То, что считали интересным, использовали и в последующие годы. Сейчас планируем создать на детской площадке комплекс архитектурно-скульптурных сооружений — это привлечет большое количество людей. Строительство ледяных городков перед Крещением уже стало традицией», — рассказывал в одном из своих интервью скульптор-послушник.
Царствие Небесное и вечная память рабу Божию Владимиру!