В Больших Кабанах на Спасо-Преображенской улице стоит аккуратный деревянный дом, вокруг — ухоженный приусадебный участок. Здесь живет Александр Кузьмич Кислов — член Союзов художников Республики Татарстан и России. Александр Кузьмич поделился воспоминаниями из своего детства, рассказал о себе, о своих родных и о своем творчестве.
Вся моя родня с Больших Кабан. У деда Ивана был большой двухэтажный дом, конюшня; он был крепким мужиком, богатырем. Ездил на подводах (грузовая телега) в Чистополь за товаром, брал с собой сына Кузьму — моего отца. Здесь, в Кабанах, у деда имелись торговые лавки, рядом с домом — большие погреба, где хранились продукты.
Мой отец вернулся с фронта до окончания войны, был ранен, лишился ноги.
Военные и послевоенные годы тяжелые были, даже дров не было, топили навозом; отец вынужден был разобрать дом: из одной части построил дом поменьше, другая часть пошла на отопление.
Я родился в 1950 году в Больших Кабанах. У нас в роду все верующие были, крестился я здесь, в церковь с мамой ходил. В храме всю службу мог смотреть на библейские сюжеты, которыми была расписана вся церковь — они меня завораживали.
Так получилось, что в церкви я узнал свое полное имя. Когда подошел к Причастию, говорю: «Саша!» — «Не Саша, а Александр!» — ответил мне батюшка. А домашние ведь меня называли Саша, Шурка, Санек…
Рисовать начал в раннем детстве, еще до школы. Дома при свете керосиновой лампы карандашами делал свои первые наброски, а уже в школе состоял в редколлегии, был школьным художником: оформлял стенгазеты, интерьер к праздникам.
К художеству очень тянуло, но нужно было зарабатывать деньги. После школы пошел учиться на автомеханика, но рисовать не бросал.
После армии работал по специальности. Тяга к рисованию не пропала, решил поступать в Казанское художественное училище, директором которого был заслуженный художник РСФСР В.И. Куделькин. Показал свои рисунки, меня приняли на вечернее отделение.
Кроме рисования меня тянуло к скульптуре, захотелось лепить, делать объемные вещи. Мой учитель по живописи М.А. Соломин познакомил меня со скульптором В.И. Рогожиным. Пришел я к нему в мастерскую, и мне так понравилось, что проработал у него многие годы. Участвовал в различных выставках, где смотрел на работы других профессиональных мастеров.
Свой первый памятник я решил сделать для родного села. Около оврага, где был мост (сейчас его нет, это наискосок от магазина по улице Кооперативной), стоял старый обелиск, он был невзрачного вида. Мне захотелось поставить новый памятник нашим землякам. Договорился с председателем В.П. Андроновым, который активно поддержал мою идею. Прямо у своего дома, в огороде, слепил фигуру солдата, до головы. Особого опыта у меня не было, первый вариант не получился; трактором оттащили его в овраг и закопали. Но мысль поставить достойный памятник в Кабанах меня не отпускала, решил попробовать снова. Нужно было найти помещение для работы — через знакомого нашел большой подвал в Казани. Требовался еще хороший материал — удалось раздобыть белый цемент марки «500», очень прочный (как показало время, не ошибся). Потом готовили место под сам памятник, помощником у меня был дядя Гриша Калёнов — толковый мужик, на лету все схватывал. Стройматериалов тогда особо не было — разобрали сельсоветский сарай, доски пошли на опалубку.
Памятник был темно-серого цвета, а постамент отделали шубой из мраморной крошки. На 40-летие Победы, в 1985 году, мы открывали этот памятник: собралось много народа, ветераны читали стихи, пели песни, памятником остались довольны.
В 1987 году в Спасо-Преображенском храме случился пожар, много икон пострадало, все стены были закопчены, росписи вспучились. Староста храма Анисия Климагина попросила меня помочь в реставрации. Бабушки отмыли копоть, я и еще два художника по-новому расписывали храм, реставраторы занимались укреплением уцелевшей живописи.
Сейчас живу в своем родовом доме, у меня два сына и дочь, внуки. Здесь же своя мастерская. Сейчас делаю эскиз памятника уроженцу Казани Герою России танкисту Алексею Козину, который погиб в Дагестане в 1999 году. Памятник будет установлен в Новосавинском районе Казани.
Есть у меня мечта — сделать скульптуру Христа для нашего Спасо-Преображенского храма. В детстве, когда я сильно заболел, мне приснился сон: стою я в нашем храме около креста и потом начинаю падать, тут Господь, как бы сходит с креста, и поднимает меня. Вскоре я поправился. Этот случай мне запомнился на всю жизнь.
Александр Кузьмич — заслуженный художник Татарстана и России, участник многих республиканских, краевых и общероссийских выставок. Известная работа мастера — огромное дерево из металла, украсившее фасад Дворца земледелия в Казани: это символ роста и процветания сельского хозяйства, и само здание оформлено скульптурами мастера. Кроме этого руке скульптора из Больших Кабан принадлежит барельеф мемориального комплекса в Парке Победы и еще много других городских памятников.
Как известно, в каждом селении есть свой талант, которым гордятся земляки. В нашем случае — это Александр Кузьмич. Мы желаем ему долгих лет жизни и дальнейших творческих свершений на радость большекабанцам и всего Татарстана!