«Главнейшая задача родителей и учителей — воспитывать душу ребенка как основную составляющую часть человека…»

8307
Фото

Беседа с заместителем директора по воспитательной работе православной гимназии имени святителя Гурия Казанского Марией Елпидинской

— Мария Валерьевна, расскажите, как Вы пришли к Богу?

— Мои мама и бабушка были верующими. Они с детства меня приучали к молитве, службам и постам. Правда, в подростковом возрасте либо от перенасыщения, либо из-за возрастных особенностей у меня было охлаждение к вере, однако к моменту окончания школы я уже самостоятельно «вернулась» в храм. Записалась в воскресную школу, которую посещала много лет, благодаря чему получила много знаний и определенный опыт и в богослужебной практике, и в церковном пении, и в общении с людьми из церковного круга. Впрочем, нельзя сказать, что я уже пришла к Богу — я до сих пор иду к Нему. Мелкими перебежками, через преодоление трудностей, через ежедневные познания и борьбу со своими недостатками.

— А какой школьный предмет был самым любимым и почему?

— Моими любимыми предметами в школе были русский язык и, как ни странно, татарский язык. Русский язык я любила потому, что у нас был прекрасный учитель, любящий свой предмет и умеющий донести знания до сердца ребенка. А татарский… Изначально было огромное желание знать и понимать язык своей республики. В то время татарский язык еще не был обязательным предметом, поэтому я записалась в татарскую группу, чтобы его изучить. А затем я влюбилась в него: мне нравилось произношение, грамматика, и я получала огромное удовольствие от его изучения.

— Какие книги Вы читаете сейчас? Что Вам нравилось читать в детстве?

— В настоящее время я читаю в основном методическую и духовную литературу. А вообще мне очень нравилась классика, я любила читать художественную духовную литературу. В детстве на меня произвела большое впечатление книга Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна». Меня поразила крепость духа и вера княгини и всей семьи Романовых. Я даже завела альбом, в котором рисовала эпизоды из ее жизни. Я до сих пор обращаюсь к этому источнику мудрости, чтобы почерпнуть из него мысли.

— Как Вы считаете, почему книга все меньше интересует современного человека?

— Современного человека увлекли новые технологии, и он с головой погрузился в Интернет. Он черпает из глобальной сети различную информацию, порой даже не просеивая ее, тем самым засоряя свои разум и душу. Клубы, кинотеатры и всевозможные центры тоже забивают сознание людей мусором, поэтому им не приходит в голову взять книгу и почитать ее в тишине, чтобы духовно обогатиться.

— Мария Валерьевна, когда Вы учились в школе, Вы часто посещали библиотеки? Был ли интерес к литературе у Ваших сверстников?

— В мое время школьники достаточно часто посещали библиотеки. Перед нами ставилась четкая задача: прочитать определенные произведения и разобраться в судьбах героев, в их характерах, в их поступках. Это значило разобраться в самих себе. Мы всегда обращались к книге как к основному источнику знаний, как к другу и советчику. И потом, не было ничего, что бы отвлекало ребенка от учебного процесса.

— Оба Ваших сына обучаются в православной гимназии. Почему Вы решили отдать их именно в православную школу?

— Выбор образовательного учреждения был непростым. Мне хотелось, чтобы мои дети обучались в школе, которая бы не навредила детской душе. Именно эта ситуация подтолкнула меня к тому, что я, имея дошкольное педагогическое образование, начала готовить к школе детей дошкольного возраста. В подготовительной программе основной образовательный компонент тесно переплетался с духовно-нравственным воспитанием детей. Затем Господь послал в нужное время нужных людей, познакомив нас и с программой русской классической школы, и с проектом, целью которого являлось возрождение лучших традиций этой школы. Со временем проект вырос в православную гимназию, хотя изначально мы это не планировали.

Пока проходило становление учебного заведения, мой старший сын посещал обычную общеобразовательную школу. Результаты обучения не впечатляли, поэтому, когда православная гимназия получила лицензию, я незамедлительно перевела сюда старшего сына, а младший как раз пошел в первый класс. Я счастлива, что мои дети имеют возможность обучаться в православной школе, получая одновременно и хорошее образование, и духовное воспитание. Здесь мы растем вместе с детьми не только личностно, но и как единая семья, стараясь плыть по одному руслу, как в школе, так и дома.

— Читают ли они книги?

— В нашей учебной программе литературе отведен большой объем. Во внеучебное время дети, конечно, тоже читают, но не так много, как хотелось бы. Им нравятся сказки, а также рассказы широко известного в православных кругах автора Бориса Ганаго. Дети с большим удовольствием читают его произведения, и это радует меня как маму и как педагога.

— Что, на Ваш взгляд, самое важное в воспитании?

— Главнейшая задача родителей и учителей — воспитывать душу ребенка как основную составляющую часть человека. А для этого нужно ограждать детей от всего дурного и неполезного, ибо «что впервые будет внушено детям — будет это добро или зло, — крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся». Очень важно в первую очередь воспитать в детях любовь и послушание, потому что на этом строятся все остальные добродетели. Послушание через умение слушать учителя и понимать его помогает развивать успехи в учебе. Необходимо приучать детей и к трудолюбию, к умению понуждать себя к ежедневной борьбе. А для успешного воспитания детей мы должны показывать им собственный пример благочестия и понуждать к этому окружающих.

— Вы являетесь заместителем директора по воспитательной работе в православной гимназии им. свт. Гурия Казанского. Скажите, пожалуйста, в чем различие учебно-воспитательного процесса в гимназии и в обычной общеобразовательной школе?

— Опять же, главное различие в том, что мы стремимся развивать в ребенке в первую очередь душу. А развитие это начинается через правильный выбор образовательной программы, через методы подачи материала и его грамотный подбор. Одна из главных составляющих нашего учебно-воспитательного процесса — посещение учащимися богослужений и участие в Таинствах, как детским коллективом, так и семьей в целом. Церковь, семья и школа должны идти вместе, неразрывно и всегда стоять на одной ступени для полноценного развития наших детей.

Безусловно, мы развиваем детей и творчески, стараясь преподнести им материал так, чтобы не навредить их нежной душе, а только обогатить. В нашей школе есть и музыкальное отделение, создан и хореографический коллектив, фольклорный ансамбль. Каждый гимназист посещает эти занятия, а значит, имеет возможность участвовать в спектаклях, петь на богослужениях, танцевать, водить хороводы, изучать народное ремесло и многое другое.

Вот это сочетание — освоение основной образовательной программы, молитвенный труд и развитие творческого потенциала — и есть, на наш взгляд, единственно правильный путь, ведущий к тому, к чему мы все стремимся — вырастить человека духовного, нравственного, достойного нести в себе образ Божий.

В гимназии имени святителя Гурия Казанского отметили День православного гимназиста

Фильм о православной гимназии имени святителя Гурия Казанского

— Есть ли проблемы с дисциплиной в вашей гимназии?

— Если бы проблем с дисциплиной не было, то это выглядело бы более чем подозрительно. Дети к нам приходят из разных семей, где в каждой свое воспитание, свои традиции, свои достоинства и недостатки. К сожалению, есть и такие семьи, кто еще не может до конца принять все правила и устав нашей гимназии, кто не готов к «соработничеству». И поэтому они идут вразрез с совместным воспитанием. Как правило, проблемы с дисциплиной возникают у детей из подобных семей, так как гимназия, Церковь их учат одному, а в семье — совершенно противоположному. Ребенок «теряется», страдает, не понимая, где истинные ориентиры, что и влечет за собой нарушение дисциплины.

— Какие мероприятия проходят в вашей гимназии?

— Несмотря на то, что наша гимназия еще очень молода, в ней уже сложились определенные традиции. В первую очередь это добрая и необходимая традиция совместного посещения богослужений и участие в Таинствах, как говорилось ранее. А что касается проведения праздников и творческих мероприятий, то и этим мы богаты. Наиболее значимыми для нас являются праздники Рождества Христова и Пасхи. К ним мы готовимся с особым размахом и проводим эти мероприятия «в широком формате».

Традиционным праздником у нас является День гимназиста, отмечаемый 17 октября, в день памяти покровителя нашей гимназии — святителя Гурия Казанского. Это мероприятие более официальное, нежели другие праздники. На нем ежегодно мы посвящаем вновь пришедших учеников в гимназисты. Также мы не забываем и о Дне Матери, Дне православной книги, Масленице, Дне Победы. Отмечая эти праздники, мы пробуем различные формы проведения: это могут быть и народные гуляния, и музыкально-поэтические вечера, и концерты, спектакли, музыкальные постановки и прочее.

Помимо «внутренних» мероприятий есть опыт участия в региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах. Выезжаем со спектаклями в соседние епархии, одновременно знакомясь со святынями родного края. Наши детки также участвуют в городских и районных олимпиадах различного направления. Среди юных гимназистов есть уже дипломанты разных степеней в олимпиаде по татарскому языку. В летнее время детки имеют возможность отдохнуть в православном лагере, где также могут проявить свои таланты, способности и помнить о самом главном — спасении своей души, приобщаясь и там к Церкви через молитвенный труд и послушания.

В православной гимназии Казани начался новый учебный год

— Вы также являетесь руководителем Хореографического коллектива «Радужные веселинки». Расскажите немного о своем коллективе. Как возникла идея о его создании?

— На самом деле никакой идеи возникновения подобного коллектива не было. Он возник сам собой. Началось всё 15 лет назад с обычных занятий в воскресной школе, которые я разнообразила сценическими вкраплениями и музыкальными элементами. Наблюдая за тем, как дети оживают, раскрываются в такие моменты, стала приглашать их в отдельное от занятий время, где сначала занималась с ними музыкальной логоритмикой, потом хореографией, не ставя при этом цели вырастить танцевальный коллектив. Наша основная задача на тот момент заключалась в том, чтобы подготовиться к праздникам, стараясь сделать их разнообразными, яркими через постановку различных танцев, спектаклей и музыкальных номеров. Так я увлеклась сама и незаметно увлекла детей. Увеличивалось количество занятий, количество детей, а с ними — количество и качество танцевальных постановок. Зрителями на наших праздниках были совершенно разные люди: помимо простых людей, прихожан, родителей были и учителя, заведующие, завучи образовательных учреждений, которым понравились наши выступления. Нас стали приглашать для участия в различных мероприятиях и конкурсах. Так появилась необходимость «дать имя» нашему на тот момент уже сложившемуся коллективу.

Наверное, спросите, почему именно «Радужные веселинки»? Откуда именно такое название, это необычное сочетание? Отвечу просто: ребята были настолько живыми, искренними, настоящими, весёлыми и радужными, что название родилось само собой. Мы не думали о красоте или благозвучии названия — был некий внутренний искренний порыв. И все нас приняли именно такими.

Ну а уж потом, выйдя за пределы воскресной школы, так сказать, «в свет», задумались и о том, что нужно повышать свой профессиональный уровень. Мне и самой пришлось поехать в Москву за опытом работы в танцевальных студиях, чтобы суметь дать девочкам что-то большее, чтобы не стыдно было показать себя на серьезных мероприятиях и конкурсах. Много лет со своим коллективом мы занимались только постановкой отдельных танцев, вклеивая их в канву праздничных концертов или просто выставляя на фестивали и конкурсы. А сейчас мы доросли до того, что стали ставить музыкальные спектакли — мюзиклы, где девочки теперь не только танцуют, но и поют, пробуют себя в разных серьезных ролях. Я не захотела останавливаться на одном узком направлении — танцах, так как видела, что девочки настолько талантливы и энергичны, что преступлением было бы закапывать их способности и погасить их желание развиваться дальше. И я не ошиблась. Они теперь не только прекрасные танцоры, но и замечательные актеры.

Надо сказать, что нам очень помогают «расти» наши родители. Они пишут нам слова и музыку песен к спектаклям, они шьют нам костюмы, делают все декорации, помогают в организации спектаклей, записывают детей на студиях, участвуют в постановках и просто живут любой моей идеей, стараясь воплотить ее в жизнь. Я безмерно счастлива и благодарна им за помощь в развитии наших детей, в становлении дружной православной семьи и ее укреплении.

Хореографический коллектив «Радужные веселинки» стал лауреатом конкурса «Вдохновение»

Хореографический коллектив «Радужные веселинки» стал лауреатом конкурса «Вдохновение»

— Какие танцы сейчас более востребованные?

— Для нас нет такого понятия — «более востребованные»… Девочки готовы танцевать и танцуют всё. В нашем репертуаре и народные танцы, и классические, и сюжетные. Пробуем брать и элементы модерна. За что бы мы ни брались, девочки делают это с огромной любовью к своему делу и с большой отдачей.

— Как проходит отбор в ваш коллектив?

— Отбора как такового нет. Самый первый набор, выросший из моих воспитанников группы воскресной школы, — это уже подростково-юношеский состав. Его мы считаем основным и самым сильным, что естественно. Новые детки — это преимущественно также ученики воскресной школы, а сейчас уже гимназисты. Занимаюсь со всеми без исключения. Среди всего количества участников, конечно, видны дети с большими творческими задатками и даже выдающимся талантом. Они сами проявляют желание заниматься дополнительно и стать частью коллектива «Радужные веселинки», но уже младшим его составом, не входящим в основной, но имеющим возможность принимать участие в совместных танцах. Перед нами не стоит задача сделать из детей танцоров-профессионалов. Да я и не смогу это сделать, потому что сама не являюсь профессионалом. Я просто с любовью делаю свое дело. Таким образом, мы просто развиваемся, возрастая в совместной любви друг к другу и своему делу.

Новости по теме

Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году
Личности 21 ноября 2024
Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году

21 ноября 2024 года в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день. На торжественном мероприятии ректор КазПДС иерей Никита Кузнецов представил отчёт о деятельности семинарии за 2023—2024 учебный год.

В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день
Личности 21 ноября 2024
В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день

21 ноября в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день, приуроченный к престольному празднику домового Михаило-Архангельского храма Казанской духовной академии, действовавшей в 1797–1818 и 1842–1921 годах.

В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
Личности 20 ноября 2024
В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

20 ноября 2024 года в Казанской православной духовной семинарии стартовала XXII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Личности 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).