28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

13493
Фото

28 января 2023 года исполняется 30 лет со дня кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского, ✝1993).

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и Церкви это событие осталось практически незамеченным. 30-летию со дня смерти епископа Пантелеимона посвящается настоящая публикация.

Последние десятилетия советского периода нашей страны и его деятели уже активно изучаются современной исторической наукой. К этому сложному времени относится служение епископа Пантелеимона (Митрюковского), который на протяжении 13 лет был главой Казанской и Марийской епархии (1975-1988 гг.). Еще живы многие из тех, кто лично знал епископа Пантелеимона. Но поколения меняются, и «новому племени» уже ничего не говорит его имя. А это значит, что пришло время «собирать камни», и пусть настоящая публикация будет небольшим вкладом в дело сохранения памяти об одном из Казанских архипастырей.

Жизнь любого человека полна чудес. Мы привыкли по духовной своей близорукости называть их совпадениями. И жизнь автора этой небольшой заметки оказалась какими-то невидимыми нитями связана с епископом Пантелеимоном, хотя ему и не пришлось видеть и знать его лично. Так получилось, что вместе с сыном епископа Пантелимона — Львом Сергеевичем Митрюковским, хотя и в разное время, но мы закончили один институт — Пермский медицинский. Лев Сергеевич после окончания учебы в 1960 году, всю свою жизнь проработал преподавателем на кафедре кожных и венерических болезней в городе Перми. Он доцент, автор многочисленных руководств и атласов по дермато-венерологии. Обучение и подготовку по специальности у него прошли многие студенты и врачи. И в настоящее время, будучи уже далеко не молодым человеком, находясь на пенсии, он не оставляет своего любимого занятия, издает книги и руководства, постоянно находит время для работы и научного творчества.

Наше знакомство с Львом Сергеевичем состоялось около двух лет назад, как-то очень просто и тихо, при содействии и помощи моей однокашницы, которая живет и работает врачом в городе Краснокамске. Она проходила у Льва Сергеевича обучение на кафедре и с радостью согласилась помочь в установлении контакта с ним.

Лев Сергеевич сначала с некоторым скепсисом («А надо ли ворошить прошлое? Кому это может быть интересно?»), а в последующем более охотно, поделился своими воспоминаниями о своем отце и роде-племени. Предоставил для публикации редкие фотографии из семейного архива. Рассказал о личном и наболевшем.

Летом 2015 года нам удалось побывать в городе Воткинске на могиле епископа Пантелеимона, за которой бережно ухаживают служители Преображенского храма.

С высоты нашего времени, фигура епископа Пантелеимона вырастает до значительных размеров и конечно требует пристального внимания и изучения. Возможно, понадобится еще некоторое время, когда возникнет необходимость в издании отдельного труда о верном пастыре Христовом, возглавлявшем нашу Казанскую епархию в сложное и стремительно меняющееся время так называемого «развитого социализма», «перестройки» и перехода к совершенно новым капиталистическим отношениям в обществе. Наверняка обширный материал о владыке Пантелеимоне сохранился в Казанском и Ижевском епархиальном управлениях, в архиве Московской патриархии и, конечно, в личных архивах прихожан и священнослужителей. Есть надежда, что настоящая публикация, послужит небольшим вкладом в начало кропотливого и непредвзятого труда по изучению жизни и деятельности епископа Казанского Пантелеимона.

Авторы сайта приглашают желающих поделиться своими воспоминаниями о епископе Пантелеимоне. Фотографии и материалы по теме, а также отклики к статье можно присылать на эл. адрес [email protected] или [email protected].

* * *

Как следует из официальной биографии, Митрюковский Сергей Александрович, родился 20 января 1912 года в поселке Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье бухгалтера.

По воспоминаниям Льва Сергеевича: «… род Митрюковских обосновался в городе Воткинске давно. Не могу точно вспомнить от кого я слышал (отца или деда), что кто-то из предков был выходцем из Польши после случившегося там восстания. Из первых представителей нашей фамилии мне известен прадед — Тимофей Митрюковский, по-видимому, строитель по профессии. Достоверно знаю, что он участвовал в строительстве первых железнодорожных мостов в Перми через Каму и реку Чусовую. У него во владении были собственный дом и гостиница, которые после революции были национализированы. В последней, после перестроек и надстроек, сейчас располагается мэрия Воткинска. Известно также, что Тимофей в течение многих лет был старостой воткинского собора.

Его сын (мой дед) — Александр Тимофеевич родился в 1887 году, окончил 5 классов и до революции коммерческое училище. На протяжении всей жизни он работал в основном бухгалтером.

Жена его — Мария Ивановна родилась в 1890 году в Воткинске в семье довольно состоятельных Изергиных, владевших лесопильным заводом и заводом по производству сельскохозяйственных машин. Во время гражданской войны бабушка с 3-мя детьми (моим отцом, дочерью и младшим сыном) и ее братьями (Аркадием, Анатолием и Виктором) были вынуждены бежать вместе с отступающими частями белой армии. В Томске она с детьми заболела тифом, была госпитализирована, младший сын ее при этом умер. В результате она отстала от своих братьев, которые, в конце концов, перебрались в Китай и до прихода к власти коммунистов проживали в Шанхае. По сведениям репатриантов из Китая, с которыми моему отцу удалось пообщаться в послевоенные годы, Изергины уехали «за реку» (в Северную Америку). Дальнейшая судьба этих родственников неизвестна.

По архивным документам, дед в 1919 году был эвакуирован с сотрудниками заводоуправления, где он в то время работал, в городе Томск. В действительности он отказался отступать с белыми и остался в Воткинске или может быть скрывался в каком-то другом месте. Возможно, это послужило причиной значительного охлаждения отношений между супругами, хотя они продолжали жить вместе до конца жизни. В 1920 году бабушка после многих мытарств возвратилась в Воткинск, как и дед. Жить пришлось на квартире у дальних родственников, все, что принадлежало Изергиным и Митрюковским, было национализировано и разграблено. В 1933 году, по понятным в те годы причинам, семья переехала в Сталинград, где отец и его сестра работали на тракторном заводе. Дед часто менял место жительства, но никогда его не уточнял, одно время он, судя по всему, обитал где-то в Средней Азии. Обо всем этом я долгие годы ничего не знал, лишь незадолго перед смертью бабушка немного разоткровенничалась, но, разумеется, без особых подробностей».

Сергей Митрюковский, после окончания семилетней школы с лета 1927 года служил чтецом, певцом, канонархом и иподиаконом в кафедральном соборе Воткинска. С января 1928 года был определен псаломщиком церкви архангела Михаила села Киясова Киясовского района, где прослужил до 20 августа 1932 года.

С 1933 года по 25 мая 1944 года находился на гражданской работе. Работал на Сталинградском тракторном заводе с 1933 года по 1936 год сначала счетоводом, а затем старшим счетоводом цеха. С 1936 года по январь 1941 года работал на Воткинском машинном заводе сначала бухгалтером цеха, затем старшим экономистом-плановиком цеха и, наконец, помощником начальника цеха по труду. С марта 1941 года по 25 мая 1944 года трудился в Воткинском Райуполнаркомзаке в должности заведующего планово-учетной группы. В июне 1943 года Воткинским райвоенкоматом С.П. Митрюковский был признан негодным к несению военной обязанности из-за туберкулеза легких и порока сердца.

По воспоминаниям сына: «После возвращения из Сталинграда в 1936 году отец женился на Силуковой Нине Федоровне, которая была родом из простой крестьянской семьи, переехавшей в Воткинск, по-видимому, после раскулачивания (бабушка Силукова также о своем прошлом не распространялась).

В 1944 году он решил окончательно посвятить себя служению Церкви, уехал в Пермскую (бывшую Молотовскую) область и 18 сентября 1944 года архиепископом Пермским Александром в селе Пыскор был рукоположен в сан диакона, а 5 февраля 1945 года — в сан священника церкви города Нытва, куда мы с матерью приехали из Воткинска в том же году. В этом городе о. Сергий прослужил до 1948 года, а затем был переведен в город Кунгур, где смог, несмотря на препятствия отреставрировать единственную в то время церковь снаружи и внутри и расширить ее за счет пристроя. Жили мы в церковном доме, довольно близко примыкавшем к храму. В этот период (1948-1956 гг.) отец выполнял обязанности настоятеля и благочинного двух округов. В связи с болезнью и смертью матери от рака он был переведен в 1956 году на службу к Нижне-Курьинской церкви города Перми. В 1959 году по личному прошению отец был уволен за штат с правом перехода в другую епархию. В 1962—1963 годах служба в селах Короленко и Перевозное, в 1963—1966 городах — в Преображенской церкви города Воткинска. Все дальнейшие перемещения моего незабвенного бати в Ижевской и Казанской епархиях известны…».

Согласно официальной биографии: …в 1971 году отец Сергий от клира Ижевской епархии был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. 7 августа 1975 года был пострижен в монашество с именем Пантелеимона, а 10 августа этого же года возведен в сан архимандрита. 19 августа 1975 года хиротонисан во епископа Казанского и Марийского. Хиротонию совершали Патриарх Пимен, митрополит Сергий (Петров), архиепископ Иосиф (Савраш).

В 1980 году владыке Пантелеимону удалось полулегально восстановить почитание казанских святых — он, просто не спросив разрешения у уполномоченного, поместил в Никольском соборе икону Собора Казанских святых. 30 ноября 1988 года епископ Пантелеимон по состоянию здоровья был освобожден от управления епархией и почислен на покой. На покое проживал в родном городе Воткинске.

По воспоминаниям сына: «Я неоднократно предлагал отцу (даже еще в бытность его в Казани) уходить на пенсию и переезжать на жительство ко мне, благо квартира это позволяла, но пересиливала тяга к родине. В Воткинске еще в конце 40-х годов отец купил дом, в который переселил бабушку и тетку с мужем, в дальнейшем после смерти родителей и в связи с почти постоянным проживанием в разных епархиях один из этажей был продан, а на другом остались проживать тетка с мужем, но и они вскоре скончались. Поэтому пришлось покупать новый дом, причем отец почему-то решил оформить эту сделку на чужое имя.

Вслед за переездом из Казани отца прооперировали по поводу аденомы простаты, практически выведшей его из строя. Ухаживающие за ним люди, втершиеся в доверие, постепенно обкрадывали его, а однажды имитировали ограбление дома во время его отсутствия («увезли на отдых в деревню»). Исчезли митры, панагии, кресты, посохи, несколько золотых вещей, оставшихся после смерти матери и пр. После кончины отца в результате инсульта в квартире практически ничего не осталось из привезенного из Казани, в том числе посуда, книги (особенно жалко, т.к. в библиотеке были книги начала XIX века и даже времен Елизаветы). Я успел застать отца еще живым. В это время он проживал уже в благоустроенной квартире, полученной взамен дома, ушедшего под снос. Когда я пошел за справкой о смерти, то оказалось, что он в ней даже не прописан. Очень сожалею, что я не убедил отца в свое время полностью перебраться ко мне. Думаю, он прожил бы значительно дольше под моим надзором. Даже те несколько месяцев, которые он провел у меня после операции, сказались благоприятно — способность самостоятельно передвигаться, прояснился ум (до этого, по-видимому развивалась энцефалопатия), окреп физически…».

Скупые строки биографии: «Скончался 28 января 1993 года и был похоронен у ограды Преображенского храма города Воткинска», сын епископа дополняет своими сведениями: «Похоронили отца слева от алтаря Преображенской церкви. Золотой наперсный крест, две старинных серебряных дарохранительницы, случайно обнаруженные мной в пустой квартире, я подарил ученику отца в кафедральном соборе города Перми.

Отец был очень добрый по характеру, как в семье, так и в общении с мирянами и знакомыми. Он старался помогать материально очень нуждающимся прихожанам в трудные послевоенные годы и позднее. Будучи в Кунгуре также охотно субсидировал учеников духовной семинарии и академии. Конечно, у него могли быть конфликты с некоторыми служителями Церкви из подчиненных ему округов или епархий, но, мне кажется, он всегда пытался разрешить их корректно. Царство ему небесное. 1 июня 2015 года».

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Личности 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Личности 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Личности 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Личности 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.