Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл дал интервью сербскому журналисту Желько Шайн. Материал опубликован на сайте «Kosovo Online»
Не так давно мы посетили Казань, столицу Татарстана, республики в составе Российской Федерации. Несмотря на то, что нас встретила очень низкая температура, которая в среднем составляет целых 16 градусов ниже нуля, мы были очарованы зимними пейзажами, облагороженными снегом до человеческих плеч. Ночи еще холоднее, но они имеют свое очарование в свете изобретения Теслы, которое черпает пищу из российских природных ресурсов Волги и природного газа, о котором жаждет мир, в то время как белоснежный цвет окрашивает романтическую атмосферу в сочетание христианской и мусульманской молодежи.
Большинство населения составляют татары (52 процента) и русские (39 процентов). Официальные языки — татарский и русский. Христиане и мусульмане на территории современного Татарстана имеют многовековой опыт совместного проживания. Хотя так было не всегда, сегодня они могут служить примером успешного симбиоза. Сегодня Татарстан широко известен уровнем мира и согласия, дружбы и братской взаимоподдержки христиан и мусульман. Их девиз: «Мы можем!», а наш мог бы быть: «Мы можем подражать им!»
Целью нашего визита было убедиться в том, что такое возможно, особенно сегодня, когда мы являемся свидетелями вооруженных конфликтов между славянскими братьями недалеко от Татарстана.
Мы посетили Казанскую епархию, которая находится в 800 км от Москвы, где в большую зимнюю метель нас принял митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, который был нашим проводником по истории взаимоотношений двух народов и двух религий. За теплым русским чаем и домашней выпечкой мы говорили о переплетении светской и духовной культуры этой части мира, где различия удалось примирить и доказать, что жизнь в гармонии между двумя религиями и двумя народами возможна, пока политика интересов не стоит на пути. Однако недалеко оттуда, на территории Украины, воюют славянские братья, и о прекращении этой борьбы каждый день в этом храме произносятся молитвы о мире и любви среди всех народов мира.
«Когда-то здесь, на средней Волге, существовало государство, известное сегодня как Волжская Булгария. В 922 году его официальной религией стал ислам, но христиане были также широко представлены на его территории: в городах Волжской Булгарии, которая находилась на важном торговом пути Евразии, постоянно проживало немалое количество византийских и армянских купцов и купцов из других христианских государств. Здесь в течение многих лет жили и выходцы из древнерусских княжеств. Более того, существует легенда, что креститель Руси равноапостольный князь Владимир направил к болгарам одного из христианских миссионеров, поэтому несколько местных князей и их семьи приняли крещение", — начал беседу митрополит Кирилл.
Христианство сохранилось в этих странах даже после завоевания Волжской Булгарии монголами в 13 веке.
Затем она была присоединена к Золотой Орде, от которой зависели и русские княжества. В 1261 году по инициативе святого благоверного князя Александра Невского в столице Орды, городе Сарае, была основана православная епархия, к которой принадлежали и общины на территории нынешнего Татарстана. Жития святых болгарских мучеников Аврамия (13 век) и Феодора (14 век) ясно свидетельствуют о значительном количестве православных христиан в нашем крае в то время.
— Конечно, в то время отношения между христианами и мусульманами были еще далеки от мира и согласия. Как установилась гармония в их сосуществовании, свидетелями которого мы являемся сегодня?
— Значительную роль в этом процессе сыграло вхождение Среднего Поволжья в состав Российского государства и учреждение в 1555 году Казанской епархии. Вспомним, что первый архипастырь Казанской земли святитель Гурий перед тем, как его отправили в Казань, получил от царя такой наказ: «Не приводить их невольно ко крещению, относиться кротко, с умилением, не чинить жестокостей и, если понадобится, освобождать их от суда воевод и наместников». Таким образом, на территории Казанского края постепенно формируется уникальная многонациональная и многоконфессиональная общность представителей разных народов (русских, татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других), преимущественно исповедующих православие и ислам.
— Какова роль императрицы Екатерины Великой в укреплении межрелигиозного равновесия во второй половине XVIII века?
— После визита в Казань императрица узаконила официальную деятельность мусульманского духовенства в России и разрешила строительство новых мечетей. В результате уже в XIX веке Казань представляла собой уникальный российский город, над которым возвышались колокольни православных храмов и минареты мечетей, в атмосфере которых смешивались звуки церковных колоколов и азана. Приведу интересный пример: в середине XIX века татарский язык преподавал в Казанской духовной семинарии и Казанском духовном училище выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри. Хотя он был мусульманином, он не только решил для себя, что сможет работать в православных духовных школах, но даже получил жилье в здании семинарии. Итак, мы видим, что в православном образовательном учреждении тепло встретили человека иного вероисповедания, открытого к сотрудничеству и диалогу. По тем временам — это был достаточно смелый шаг с обеих сторон.
— Как известно, XX век в истории вашей страны ознаменовался большими гонениями на верующих. Насколько это повлияло на отношения между христианами и мусульманами?
— Эти гонения коснулись не только Русской Православной Церкви, но и других религиозных общин. Церкви и мечети массово закрывались, осквернялись и разрушались, репрессиям подвергались представители как православного, так и мусульманского духовенства, активные прихожане. Необходимость выжить в условиях жесточайшего давления атеистической власти, сохранив свою веру и традиции, еще больше сблизила верующих обеих конфессий.
— Важным событием для всех верующих Советского Союза стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Какие изменения оно принесло в жизнь христианской и мусульманской общины Казани?
— С этого момента началось постепенное восстановление храмов и возрождение поруганных святилищ. Причем этот процесс затронул не только Русскую Православную Церковь, но и, повторяю, все религиозные общины СССР, в том числе и мусульман. Так, в Казани зримым знаком перемен в жизни православной и мусульманской общины стало то, что в 1989 году им были возвращены два исключительных памятника духовной культуры и местного зодчества — величественный соборный храм святых апостолов Петра и Павла (шедевр русского барокко начала XVIII века в Поволжье) и красивая Азимовская мечеть.
— С тех пор в Татарстане сложилась традиция параллельного восстановления и строительства православных и мусульманских культовых сооружений?
— В рамках празднования 1000-летия города Казани в 2005 году после реставрации был освящен древний собор нашей епархии — Благовещенский собор Казанского кремля. Тогда же была открыта мечеть Кул-Шариф, построенная на территории Казанского кремля. В 1990-е и 2000-е годы происходило восстановление православных святынь на острове-городе Свияжске и мусульманских святынь в древнем Болгаре. А затем, в рамках празднования Дня народного единства — 4 ноября 2015 года — Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Миниханов подписал указ о восстановлении снесенного в 1930-е годы соборного храма, посвященного Казанской иконе Богородицы (на месте обретения чудотворной иконы) и об основании Болгарской исламской академии. Значительную роль в реализации всех этих проектов сыграл первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев. Мы все были свидетелями того, как он, мусульманин, душой и сердцем заботился о возрождении наших православных святынь, активно участвовал во всех обсуждениях, вникал в каждую деталь, с нетерпением ждал восстановления Казанского собора и монастырей в Свияжске. Считаю, что это прекрасный пример, иллюстрирующий уровень мира и согласия, дружбы и братской взаимоподдержки христиан и мусульман, которыми Татарстан известен далеко за пределами своих границ.
— Выходили ли контакты между православными и мусульманами за рамки официальной сферы?
— У нас много совместных проектов, побед, достижений. Так, в августе прошлого года двое наших священников — иеромонахи Амвросий (Горновский) и Варсонофий (Обозов) из Макарьевского монастыря — поднялись на гору Арарат вместе с группой мусульман во главе с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным. А за два года до этого, в августе 2021 года, те же священники по приглашению хазрата Камиля участвовали в аналогичном совместном восхождении на высочайшую вершину Европы — Эльбрус.
— Насколько важны спорт и образование для развития отношений между двумя народами и двумя религиями?
— Всероссийский хоккейный турнир на «Кубок Дружбы — Дуслык» уже стал традиционным. В нем принимают участие любительские хоккейные команды Казани и других городов. Важно отметить, что в составе казанской команды вместе играют представители мусульманского и православного духовенства республики.
Также проводятся конкурсы для учащихся православных и мусульманских учебных заведений, есть совместное участие в духовном окормлении воинов, выполняющих свой воинский долг. У нас также есть совместные благотворительные проекты. Например, наши священники вместе с представителями мусульманского духовенства участвуют в деятельности гуманитарного фонда «Приют человека» по помощи социально незащищенным слоям населения. Этот фонд предоставляет бездомным кров, еду, одежду, бытовую и юридическую помощь, а духовное попечение о жильцах приюта осуществляют священники. Кроме того, службы социальной поддержки — а именно православная служба «Милосердие Казань» и мусульманские «Ярдам» и «Закят» — помогают друг другу, оказывая поддержку нуждающимся независимо от их вероисповедания, а также направляя православных и мусульман, которые оказались нуждающимися в помощи, к представителям их религии, где им могут помочь не только материально, но и духовно.
Этот полезный разговор обогатил наш взгляд на мир и вселил надежду на примирение всех народов и устранение всех разногласий. Человечность, уважение и любовь — общечеловеческие ценности всех людей, к какой бы нации они ни принадлежали, в какой части света они бы ни проживали, к какой бы религии они ни принадлежали.
Мы каждый день благодарим Бога за этот великий дар жить в мире, согласии, любви и уважении с нашими братьями-мусульманами. И мы надеемся, что наше единство никогда ничем не будет испорчено, омрачено или разрушено.