Председатель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин в программе «Интервью без галстуков» на телеканале «Татарстан — 24» рассказал, в чем важность и значимость праздника Рождества Христова, что сейчас значит религия для общества, а также какова вероятность исполнения молитв, которые верующие воздают Господу.
— Здравствуйте, отец Александр. С праздником Вас!
— Здравствуйте, и Вас с праздником Рождества Христова! Хотелось бы пожелать и православным, и неправославным, и тем, кто будет православным, чтобы обязательно свет Рождества Христова светил в их жизни. Мы не случайно говорим про свет Вифлеемской звезды. Это большая звезда, озаряющая наш путь. Хотелось бы пожелать, чтобы главным светом, главной звездой, за которой мы шли, главным двигателем нашей жизни, был Христос! Чтобы свет Рождества Христова сиял в нашей жизни, чтобы он преобразовал ее и в итоге приводил к самому главному, приводил всех нас к Богу!
— Скажите, Рождество Христово — это главный праздник в православии?
— Нет, не главный. В православной традиции есть 12 праздников, которые охватывают весь церковный год. Праздник Пасхи не входит в эти праздники, он как бы стоит над ними, он выше их всех. А Рождество Христово входит в число 12 праздников. Но исторически и культурно получилось так, что действительно праздник Рождества Христова — это один из самых известных праздников. Поэтому формально он не является главным православным праздником, но является одним из самых известных православных праздников.
— В этот день ровно 170 лет назад в Санкт-Петербурге впервые была наряжена публичная елка. А как церковь относится к новогодним праздникам, ведь в этот момент проходит рождественский пост?
— Мнение Церкви, которое является жестким, четким и ясным, есть по вопросам вероучения. То есть это то, что вообще принято Вселенскими Соборами, то, что является ядром православного вероучения, и то, что в принципе не подлежит какому-то обсуждению или сомнению. Отношение Церкви к внешнему миру, к системе образования, к новогодним праздникам относится к категории второстепенного. Поэтому с точки зрения вероучения отношения Церкви к Новому году нет. Есть мнения отдельных священников. Первое мнение заключается в том, что все это плохо, и православным людям действительно нужно стараться больше концентрироваться на Рождестве Христова, тем более это самое строгое время Рождественского поста. А есть другое мнение — люди, которые это принимают и говорят, что это просто смена времени года. Я всегда призываю своих прихожан к некой адекватности. То есть, с одной стороны, нужно понимать и помнить, что Новый год в нынешнем календарном измерении реально попадает на самое сложное и тяжелое время поста. А с другой стороны, православный человек не должен отгораживаться от этого мира, потому что так или иначе мы живем в нем. То есть каждый православный христианин — священник, менеджер или рабочий на заводе — должен быть примером христианской жизни. Он должен говорить о Христе, о Православии, о своей вере так, чтобы люди это видели и от этого огня, от этого света веры тоже зажигались.
— Вы сказали, что есть частные мнения. А вы Новый год отмечаете?
— Скорее нет, чем да. Мы поздравляем детей с праздником и дарим небольшие подарки. Но далеко не всегда я сижу и жду наступления Нового года. У нас дома два праздника — один до Нового года, другой после. Это 19-е декабря — память святителя Николая Чудотворца, подарки детям от Святого Николая обязательно. И, естественно, сам праздник Рождества Христова.
— Какие службы совершаются в рождественский сочельник?
— Рождественский сочельник проходит 6 января. Это один из самых важных моментов богослужебной жизни Церкви. Это прекрасная служба, и называется она Царские часы. Совершается трижды в год — в Сочельник перед Рождеством, в сочельник перед Крещением и в Великую пятницу перед Пасхой. Мы приходим на Царские часы, на Литургию святителя Василия Великого, на богослужение, на все ночные бдения. То есть 6 января — это день, который заставлен самыми красивыми и сложными богослужениями. И в этом смысле всегда хочется вспомнить одного известного богослова, который говорил, что если бы мы слушали и понимали слова и тексты богослужений, то нам не нужно было бы богословие, потому что все в них уже сказано. То же самое здесь — если мы смотрим, слушаем, молимся, пропускаем это через себя, то очень многие богословские вещи становятся понятными для человека. Поэтому я всегда призываю, чтобы Рождество и все большие церковные праздники имели именно церковное измерение. Чтобы в эти дни люди думали не просто: «Все, теперь можно есть колбасу или куличи покушать». Смысл заключается в том, что мы молитвенно встречаем Христа, грядущего в мир. Поэтому именно это является центром православного понимания Рождества Христова.
— Вы сказали, что самый главный праздник — это Пасха Воскрешения Христова. А Рождество относится к 12 другим главным праздникам. Однако все мы с детства привыкли к тому, что как раз два богослужения всегда показывают по всем федеральным каналам — это на Пасху и на Рождество. И, конечно, мы видим большое количество верующих, которые молятся в эти праздники. Как вы считаете, чему молились верующие и что просили в прошлом году?
— Для верующего человека молитва — это не только просьба. Молитва — это момент общения с Богом. Если мы представим себе, что есть человек, который нам важен и дорог, мы, естественно, хотим с ним пообщаться, поговорить, встретиться. То же самое и здесь. Если мы любим Бога, то мы хотим в первую очередь момента общения, встречи с ним. Необязательно в это время вставлять какую-то просьбу, прошение. В этот год с его спецификой, с его особенностями, многие люди молились о здравии, потому что до сих пор есть всевозможные заболевания. Многие молились о вождях и воинах. Все это, естественно, вносит свои коррективы в молитвенные просьбы. Но я всегда напоминаю прихожанам, что нужно еще стараться и благодарить Бога, благодарить за те дела, за те события, которые были в прошлом году.
— А о мире молились?
— Мы всегда молимся о мире. Есть отдельная молитва о мире, молитвы о Святой Руси.
— Какая вероятность исполнения тех молитв, которые верующие воздают Господу?
— Не бывает молитвы, которая не услышана. Поскольку Господь является всемогущим, всезнающим, он принимает все молитвы людей. Это даже может быть воздыхание маленького ребенка. Например, 3-летний мальчик попросил шоколадку на Новый год. Это тоже молитва, что-то маленькое, но для этого человека может быть чем-то очень значимым и необходимым. Ответ на вопрос, почему не все молитвы исполняются, заключается в том, что Господь посылает нам то, что полезно для нашей жизни в глобальном смысле. То есть Господь определяет человека, он пытается помочь ему в его жизненном пути, но никогда не насилует волю человека. Господь не пошлет нам, например, выигрыш в лотерею, если это не полезно для нас в глобальном смысле этого слова.
— Отец Александр, но ведь этими словами можно объяснить все, что угодно, а человеку всегда хочется что-то конкретное?
— Православие как раз и предлагает конкретное — конкретное отношение Бога с человеком. Православие — это не автомат для исполнения желаний, как многие иногда понимают, это как раз момент общения с Богом.
— Были очень сложные, в первую очередь для Церкви, атеистические годы, когда в церковь нельзя было ходить. Не могли ходить пионеры, комсомольцы, партийные люди, которые были в коммунистической партии. Потом пришли 90-е, и некоторые стали воспринимать поход церковь, как некий поход на шоу, то есть стало модным ходить в церковь. Сейчас эта грань, этот баланс между теми, кто шел в церковь за зрелищем и теми, кто шел в церковь по велению души, определилась?
— Я не застал 90-е годы в церковной жизни, потому что я родился в год Крещения Руси, и, соответственно, я начал ходить в храм в начале 2000-х годов. Сам по своему желанию в возрасте 13-14 лет. То есть мой срез, который я наблюдаю сам, а не по рассказам старшего поколения, начался где-то с 2000-х годов. Мои личные ощущения такие, что сейчас Православие идет больше вглубь. То есть мы видим людей, которые приходят в храм для того, чтобы принять участие в богослужении и причаститься. Не просто зайти, поставить свечку и убежать, а для того, чтобы это было именно моментом духовной жизни, какого-то духовного роста.
— А молодежь приходит?
— Молодежь приходит, очень хорошая молодежь, думающая, ищущая. Когда молодые люди приходят в храм, они получают ответы, которые хотели услышать. Если Господь касается их сердца, то они остаются и становятся нашими постоянными прихожанами.
— Отец Александр, есть мнение, что к Богу в Церковь приходят люди, которые нуждаются в какой-то дополнительной опоре, что им нужна какая-то помощь. На Ваш взгляд, это справедливо или нет?
— Я категорически с этим не согласен. Христианин — человек, который обладает внутренней свободой, ему не нужна лишняя подпорка. Он, наоборот, приходит, потому что ощущает, что для него это необходимо. И не потому, что он где-то что-то недопонял, не услышал, не доучился. В моем понимании, это очень яркая коммунистическая печать, штамп советской эпохи, когда говорили: «Верующие не знают, как планеты двигаются. Они не понимают законы мироздания, физику не учили». То есть почему-то люди считали, что, если объяснить верующему человеку, как вращаются планеты, он сразу перестает быть верующим.
— То есть вращаются планеты не по воле Господней, а по законам физики?
— Да. Только мы понимаем, что за самим творением мира, за появлением этих планет, законов физики стоит Господь. Поэтому я не соглашусь с тем, что православные — это люди, которым нужна поддержка, какая-то подпитка. У нас многие с несколькими образованиями. Я преподаю в семинарии, и у нас на каждом курсе есть ребята, которые получают второе образование.
— Я уже понял, что в советской школе Вы не учились. Но все, кто там учился, изучали в том числе и труды Владимира Ильича Ленина. Многие слышали фразу, что религия — это опиум для народа. Но, с другой стороны, опиум долгие годы использовался и как лекарство. Сейчас религия для людей это что?
— Это цитата из статьи «Социализм и религия», и она вырвана из контекста. То есть там через запятую написано «опиум для народа, род духовной сивухи». И это, более того, прямая цитата Маркса. Если говорить о матчасти, откуда Ленин это взял, то он был атеистом, и для него церковь была просто частью государственной машины. В Российской империи церковь в том числе выполняла функции ЗАГСа — выдавала документы о браке и документы о рождении. Поэтому, кстати, и отделили Церковь от государства и школы.
Что касается второй части вопроса, то религия, конечно, является лекарством для человека, она дает ему самое главное — некую прививку вечной жизни. Религия дает в первую очередь спасение. Когда современному человеку говоришь слово спасение, то есть «Открой свое сердце спасителю мира», он удивляется и отвечает «Ну я же не умираю». А если поставить серьезный вопрос, что дало миру Рождество Христова? То есть Христос пришел в мир, Он родился, Он спаситель. А что означают эти слова? Они означают, что человек до Христа умирал от своих грехов, от того, что не мог войти в вечность. Даже праведники Ветхого Завета Авраам, Исаак, Иаков ожидали Христа, его пришествия для того, чтобы войти в эти райские врата. И Христос принес в мир спасения. И когда говоришь современному человеку, что Христос тебя спасает, то очень важно, чтобы он понял одну простую вещь, что как раз без Христа, вне Христа он умирает — от своих грехов, от своей неправедной жизни. Если вернуться к вопросу, насколько религия является лекарством, то да, она является лекарством, но она не является средством для забытья, потому что все-таки опиум — это скорее забытье. Это как обезболивание, не более того. Поэтому согласиться с этой цитатой во всей ее полноте и, по крайней мере, в том смысле, что имел в виду Ленин, Маркс, никак нельзя.
— Церковь относит к греху очень много плотских удовольствий. А как же можно лишить себя всего этого, это же, наверное, невозможно?
— Ответ есть в Священном Писании. Поэтому я всегда говорю, что нужно учить матчасть, изучать, что писали отцы Церкви. Апостол Павел говорит, что все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно мною обладать. И тут очень важно умение человека в чем-то себе отказать.
Например, мы говорим о посте, те 40 дней, которые предшествовали празднику Рождества Христова, серьезное испытание, тем более попадает еще на Новый год. Что же это означает? Означает это то, что мы не едим мясо, какие-то другие продукты, но это не означает, что они плохие. Когда человек во время поста от чего-то отказывается, он разрывает цепь бытия, как бы выходит из круга постоянного потребления. Он тренирует себя, тренирует свою душу и учится умеренности, воздержанию. Господь создал все в этом мире, наша задача — уметь проявлять сдержанность и умеренность.
— То есть все можно попробовать, но главное от этого не зависеть?
— Не совсем так. Господь нам дает те продукты, которые нам необходимы, то, что для нас во благо, то, что нас не разрушает. Если это нас разрушает, оно не полезно.
— Отец Александр, спасибо Вам за интервью!
— И Вам спасибо!