Интервью с заведующей казанским православным садиком «Росток» Марией Валерьевной Елпидинской
Дошкольные учреждения в России имеют достаточно богатую историю. Первыми православными детскими садами, открытыми в нашей стране, можно по праву назвать дневные детские комнаты, учрежденные в 1837 году, в Коломне при попечении Анатолия Николаевича Демидова, чтобы «бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям». Первоначально здесь получили опеку шесть мальчиков и одиннадцать девочек, а уже через год число юных воспитанников возросло до ста двенадцати. Система дошкольных учреждений достаточно быстро распространилась в крупных городах, в том числе и в Казани, причем заботу о массовом воспитании маленьких детей в дореволюционной России несли на себе, в основном, православные духовные ведомства и частные люди.
О важности этого направления говорит тот факт, что уже через год после открытия первого детского сада, в 1838 году, правительство учредило особый Комитет главного попечительства детских приютов, под руководством самой императрицы Александры Федоровны. Одним из первых документов Комитета стало обращение к провинциальным властям с призывом помочь бедным детям и их родителям.
Комитет также разработал специальное «Положение о работе детских приютов», утвержденное императором 27 декабря 1839 года. Согласно Положению, приюты в России должны были создаваться в основном на средства общественной и частной благотворительности, при этом государство неусыпно наблюдало за учебным процессом и нравственным воспитанием детей в них.
В первые годы после Октябрьского переворота главной задачей советской власти государства стало освобождение работающих родителей от заботы о своих детях и воспитание юных граждан в духе новых советских идеалов. Детские сады часто организовывались на квартирах, к детям приставляли воспитателей, зачастую не имеющих ни надлежащего образования, ни опыта работы с детьми. Ведущими принципами воспитательной работы стали коллективизм, материализм и активизм. Идеологические установки в области дошкольной педагогики утверждали преувеличение роли трудового воспитания в дошкольном возрасте, активную антирелигиозную пропаганду, отрицательное отношение к кукле, сказке, традиционным праздникам, игнорирование многих положений дореволюционной педагогики. В середине 20-х годов был провозглашён отказ от попыток приспособления («советизации») дореволюционных педагогических систем, и к концу 20-х годов детские сады, следовавшие системам, которые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.
Спустя почти два столетия, традиция организации православных детских садов в России оживает. Одним из первых городов, где начали возрождать уникальную систему дошкольного воспитания, стала Казань. В 2017 году, на II Съезде православных педагогов Татарстанской митрополии «Нравственные ценности и будущее человечества», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан высказал идею о создании на территории республик сети православных детских садов, которые вместе с православными гимназиями и Казанской православной духовной семинарией, завершили бы формирование системы непрерывного православного образования.
С момента озвучивания идеи прошло менее трех лет, и вот уже первый православный детский сад в Казани, рассчитанный на сто двадцать детей, открыт.
Мы побеседовали с вдохновителем проекта, руководителем нового дошкольного учреждения, заместителем директора по воспитательной работе православной гимназии имени святителя Гурия Казанского Марией Валерьевной Елпидинской.
— Мария Валерьевна, как возникла идея организации православного садика в Казани?
— Идея этого проекта возникла очень давно, около пятнадцати лет назад, когда родились мои дети. Работая в обычном государственном детском саду, видя, насколько коллектив влияет на ребенка, я поняла, что мои дети не пойдут в подобный детский сад.
Мы пробовали, разные пути реализации православного садика. Однажды даже добились выделения здания, но по определенным причинам помещение забрали.
Поэтому, чтобы не терять «золотое» время, пока растут наши дети, при храме организовали группу. Это не было детским садом в широком понимании, просто группа полного дня посещения на базе воскресной школы. Так мы выросли до того времени, когда деткам пора было идти в школу.
Первый класс мы начинали как семейники, обучая детей по системе Русской классической школы, также при одном из храмов. Количество деток росло и владыка Анастасий передал нас в надежные руки протоиерея Алексия Чубакова. С тех пор была выстроена, во всех смыслах, Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского.
Здесь же при гимназии мы продолжили наш опыт с дошкольниками, занимаясь с ними подготовкой к школе. Таким образом, началось, или продолжилось, взращивание маленьких зернышек, будущих гимназистов. Деткам всегда нравилось на уроках у нас, они никогда не хотели уходить, да и родителям было комфортно и радостно, что ребятки имеют возможность расти в привычном для них окружении. Вопрос с детским садом стоял остро для многих родителей, особенно тех, у кого старшие ребята уже учились у нас в гимназии. На одном из съездов православной общественности наши родители выдвинули предложение уже на государственном уровне о строительстве православного садика. После этого по благословению владыки Феофана трудами отца Алексия началось развитие данного проекта. Вскоре нам передали землю под строительство садика на улице Рихарда Зорге, чему мы были несказанно рады.
— Когда началось непосредственно строительство садика?
— Начали строить мы в 2018 году. Сейчас уже идет завершающий процесс, заканчивается внутренняя отделка здания и благоустройство территории.
— Мария Валерьевна, есть ли особенные требования к православному садику, по сравнению с обычным?
— В плане санитарной, пожарной безопасности, организации процесса пребывания детей в садике то же, что и в обычном муниципальном детском саду.
Помимо этого, на мой взгляд очень важно — особенный подход к набору педагогического состава. Ведь в первую очередь всё зависит от педагога (воспитателя). Я думаю, что Вы даже по себе помните, какую роль сыграл в вашей жизни воспитатель в детском саду, первый учитель.
В целом весь педагогический состав у нас набран. В первую очередь это те педагоги, кто проработал уже в дошкольном отделении нашей гимназии, а также и вновь пришедшие, желающие посвятить себя не только детям, но и Богу. Требования к педагогам достаточно высокие — это не только уровень их образования, опыта и профессиональных навыков, но и нравственная составляющая. Педагог должен быть примером для своих воспитанников, стараться нести образ христианина.
Также важен и обслуживающий персонал садика, ведь огромное значение имеет, как тебя встретят при входе в садик, ласково ли, с улыбкой ведет осмотр медицинская сестра, справляется ли о питании повар и т.д. Все это создает благоприятную обстановку для ребенка и родителей.
— Как идет у Вас набор деток? Какие сложности есть в наборе детей в группы?
— Наш детский сад рассчитан на сто двадцать детей в возрасте от полутора до семи лет. Прием детей ведется путем собеседования с семьей будущего воспитанника. Многим родителям приходится объяснять, что такое православный детский сад, а кому-то говорить о том, что это детский сад с православным компонентом. Как оказалось, статус «православный детский сад» отпугивает некоторых родителей.
В чем сложность, если говорить о нем как о исключительно православном детском садике? Наш садик частный, без государственного финансирования, а значит содержание его возможно только за счет родительских средств, пожертвований. Есть очень много желающих православных семей, которые рады отдать своих деток нам, но у них нет возможности оплачивать услуги нашего детского сада. А людей, имеющих такую финансовую возможность, отпугивает православный компонент садика. В этом лишь и заключается сложность при наборе детей.
— Несомненно, в таком процессе важно участие родителей и семьи. Если семья не воцерковленная для неё это будет чем-то новым, пугающим.
— Мы об этом как раз и говорим на собеседовании с родителями — о готовности их к соработничеству. К сожалению, достаточно распространенное мнение о том, что если образовательное учреждение (будь то садик или школа) православное, то там готовят будущих семинаристов или монашествующих. Поэтому, если семья, нецерковная, или далекая от Церкви, то она отказывается от желания отдавать детей в подобное заведение.
— Тем более, что в самом садике у Вас предполагается строительство и домового храма…
— Да, в здании детского сада у нас будет свой храм. Храм будет очень необычный, если так можно сказать, детским. Иконостас будет достаточно невысоким, чтобы дети могли наблюдать за батюшкой в алтаре, видеть его перед Престолом. Аналой и подсвечники будут непривычного для нас размера, также маленькой высоты, для возможности ребеночку самостоятельно ставить свечки и прикладываться к иконочкам.
Планируем еженедельно в этом храме проводить «детские» Литургии, чтобы и сами детки, и их родители, и воспитатели имели возможность соборной молитвы. Также важно научить тому, чтобы дети перед тем, как войти в группу детского сада, заходили прежде в храм, прикладывались к праздничной иконе, благословлялись на день грядущий.
— Мария Валерьевна, помимо нравственного воспитания, какие группы занятий Вы планируете в детском саду?
— Планы у нас большие. Первое, и основное, это режим полного дня — 12-часовое пребывание ребенка. Здесь подразумевается и образовательная деятельность, и воспитательная, и игровая с полным уходом и присмотром за детьми.
Второе — режим неполного дня, т.е. посещение детского сада до обеда. Это предусмотрено для тех родителей, которые не могут себе позволить оплачивать полный день пребывания ребенка или, если нет необходимости в режиме полного дня. В данном случае ребенок будет также развиваться, но вторую половину дня будет проводить с мамой, что является наиболее важным в дошкольном возрасте.
Также продолжает свою работу и группа кратковременного пребывания ребенка — когда ребеночка приводят несколько раз в неделю на определенные занятия или кружки. Главным и основным среди таких занятий остается — дошкольная подготовка. Все занятия проходят по системе «Русская классическая школа». Наш детский сад — это подготовительная ступень перед обучением детей в православной гимназии.
Помимо основной образовательной программы планируем оказывать и дополнительные образовательные услуги. Главным преимуществом является возможность посещения бассейна и соляной пещеры.
Дополнительные направления предусмотрены для углубленных знаний по выбранным направлениям: театральное, спортивное, танцевальное, декоративно-прикладное ремесло, плавание. Эти кружки смогут посещать не только воспитанники детского сада, но и приходящие ребята.
— На Ваш взгляд, с учетом православного детского садика, православной гимназии святителя Гурия Казанского, Духовной семинарии — все это представляет собой непрерывный цикл православного образования?
— Безусловно. Но нужно помнить, что заканчивая духовное учебное заведение, совсем не означает, что необходимо стать только священником или матушкой. Можно стать православным и высоконравственным человеком будучи и врачом, и программистом, и инженером, педагогом. Важно учитывать лишь, что образование не может быть без воспитания.
— При планировании проекта садика вы изучали опыт других регионов? Где черпали вдохновение?
— В России православных садиков много. Еще до работы в гимназии я очень много посетила дошкольных учреждений и школ. При развитии дошкольного отделения нашей гимназии и, безусловно, проекта детского сада мне очень помог опыт Белгородской епархии. У них очень хорошо развита система преемственности: детский сад, школа, ВУЗ. Они живут в единении с государством. У них налажен хороший контакт с правительством Белгородской области. Поэтому и православные детские сады у них все муниципальные. Православные семьи имеют возможность позволить себе посещать такие садики и в целом православное образование у них доступно.
— Идет ли взаимодействие с муниципальными детскими садами? Какие перспективы сотрудничества для себя Вы в этом видите?
— Мы уже значительно давно взаимодействуем с государственными образовательными учреждениями. Неоднократно проводили на базе гимназии образовательные семинары для родителей, педагогов, воспитателей. Отдельное обучение проводили для тех педагогов, которые открывали подобные группы, классы при храмах.
Нам, при строительстве нашего садика, был нужен и опыт управления муниципальными учреждениями. Мы с отцом Алексием посетили множество детских садов, посмотрели как они оборудованы, как работает система ФГОС в реальном времени. На этой почве состоялись и определенные знакомства с руководителями дошкольных учреждений, началось взаимодействие с ними. У нас проходят встречи по обмену опытом, проводятся образовательные семинары. Воспитатели — это ведь творческие люди, вечные двигатели… всегда есть чему поучиться. Дети учат нас, мы учимся друг у друга.
— Мария Валерьевна, Вы уже более 19 лет в системе образования, хочется Вас спросить о проблеме отсутствия подростков в храмах. Как Вы считаете такой комплексный подход в образовании от садика до семинарии может решить эту проблему?
— В глобальном плане, на мой взгляд, нет. Ведь почему в этом возрасте пропадают у нас подростки, молодежь из храма? Подростковый возраст — это тот возраст, когда ребенок уже не является ребенком, но еще и не стал взрослым. Он начинает искать себя, пытается понять кто он, многое пробует впервые, возможно то, что раньше не было ему доступным. Выходит постепенно из-под родительского крыла. В этом возрасте и авторитетом уже является не родитель, а друг. И порой в православных семьях ребенок-подросток начинает сопротивляться определенным традициям семьи, в том числе и посещению храма. Здесь главная задача, на мой взгляд, родителям не давить на ребёнка. Чем больше в этом возрасте мы оказываем давления, тем больше подросток будет от нас отходить.
В таких ситуациях разумно поступают священники, которые при храмах проводят не только богословские курсы, евангельские беседы, но и организовывают всевозможные кружки, будь то борьба, хоккей, мотоклуб, кулинария, танцы, театр и т.д. Молодой человек, выбирая занятия по интересу, приближается через них к Богу, учится общаться с Ним ненавязчиво. Помимо этого, они имеют возможность расширить свой круг общения, а также наблюдать за себе подобными, только с духовным стержнем и старающимися жить по заповедям.
Необходимо давать подросткам возможность стоять на службе в храме столько сколько он может, ходить на службы тогда, когда он чувствует в этом необходимость — через это можно сохранить подростка в храме. И тогда при условии, что все правильно организовано, ребенок все равно к этому опыту богообщения будет прибегать, будучи уже взрослым.
— И в завершении вопрос: если оглянуться назад, посмотреть на проект от идеи и почти на пороге открытия, сложным этот путь был для Вас?
— Вы знаете, не нужно бояться о чем-то мечтать и что-то делать для этого. Мне на самом деле до сих пор не вериться, что от дошкольной группы через развитие дошкольного отделения мы выросли до дошкольного учреждения. А путь любой — он всегда непростой, но по нему важно и нужно пройти. Но мы понимаем, что все трудности у нас еще впереди.
Наша гимназия, а теперь и детский сад «Росток» — это пример соработничества на уровне Казанской епархии и правительства Республики Татарстан.
Особо поблагодарить за труды хочется компанию «Казаньнефтехиминвест», принимавшую участие во многих проектах Казанской епархии и в строительстве корпуса гимназии, и нашего садика. И всех тех благотворителей, которые захотели остаться анонимными.
Приглашаем деток в наш детский сад!
Беседовала Ксения ДУДКОВА
Справка
Православный детский сад «Росток» в городе Казани — это духовно-просветительский центр дошкольного образования православной гимназии имени святителя Гурия Казанского.
Адрес детского сада «Росток»: г. Казань, ул. Рихарда Зорге, д. 25а
Официальная страница православного детского сада в Instagram: instagram.com/pravsad_kzn
Желающим записать детей в детский сад «Росток» нужно обратиться в православную гимназию имени святителя Гурия Казанского.
Адрес гимназии: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, д. 19а.
Прием родителей начнется после того, как стабилизируется санитарно-эпидемиологическая ситуация в Казани.
Время работы — с 9:00 до 12:00.
Задать вопросы и получить консультацию можно, позвонив по телефону +7 999 758 51 49 (Мария Валерьевна).