Интервью с наместником Казанско-Богородицкого мужского монастыря игуменом Марком (Виленским)
В преддверии торжественного освящения собора Казанской иконы Божией Матери наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский) поведал об этапах строительства собора, рассказал, каким образом принимались основные решения в строительстве храма и какие возникали спорные вопросы.
Интервью протоиерея Алексея Колчерина, главного редактора журнала «Известия по Казанской епархии», доктора церковной истории; Елены Рогатиной, ответственного секретаря журнала «Известия по Казанской епархии», кандидата философских наук.
— Отец Марк, в этом году 21 июля планируется освящение возрожденного собора на месте обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, который является точной копией взорванного в 1932 году, насколько это событие важно лично для вас и для братии монастыря?
— Это событие важно не только для меня лично и для братии, но прежде всего для всего нашего Отечества и для каждого православного христианина, ведь Казанский образ является одним из самых почитаемых не только на Казанской земле, в Татарстане и России, но и во всем мире. До начала воссоздания собора на месте обретения чудотворной иконы была просто поляна, на которой стояла часовенка. Православные христиане постоянно в своих молитвах обращались и обращаются к Богородице, а особенно к Казанскому образу, и место обретения хотя и было известно, оставалось в запустении. Как мне кажется, сейчас всё наше Отечество и наша Казанская земля воздают благодарение Богу за то, что восстанавливается этот удивительный собор. И событие это действительно историческое и грандиозное. Нам с вами Господь даровал жить в то время, когда этот собор воссоздается на месте обретения чудотворной иконы. Совсем скоро вознесутся молитвы перед Казанской иконой Божией Матери и в новом храме, хотя и до момента его восстановления к чудотворному образу стекалось множество паломников. Некоторые из приезжающих, помолившись на месте обретения чудотворного образа, позже присылали нам свои свидетельства о том, что их молитвы к Божией Матери были услышаны, и их проблемы так или иначе разрешились. Мы являемся свидетелями чуда: ведь за такой короткий срок собор не просто построен, а именно воссоздан. Возрожденный собор является точной копией своего предшественника не только снаружи, но и по внутреннему убранству тоже.
— Как мы пониманием, воссозданию собора предшествовала очень серьезная подготовительная работа, скорее всего, были подключены не только церковные силы, но и историки, и археологи?
— Проводилась серьезная работа, это и исследования в республиканских, синодальных архивах, федеральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга, собирали по крупицам исторические фотографии и описания, связанные с собором.
Во время проведения масштабных археологических работ, которые выполнялись по всей территории монастыря, нас ожидало чудо: на месте собора был обнаружен нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который по-своему является не менее уникальным чем воссозданный собор, ведь к нему имела отношение ныне прославленная в лике святых преподобномученица Елисавета. Когда Елизавета Федоровна посещала Казань, посетила и Богородицкий монастырь. К сожалению, на тот момент икона была уже похищена, и она попросила игуменью монастыря отвести её на место обретения чудотворного образа, а тогда это был цокольный этаж собора, который не был обустроен и в нем не было никакого храмового пространства. Елизавета Федоровна прониклась этим местом и предложила свои средства, средства царской семьи для обустройства храма, она сама заказала проект известному архитектору Алексею Щусеву и в дальнейшем контролировала весь ход строительных работ. Позже освящение нижнего храма было приурочено к 300-летию дома Романовых.
Есть еще один очень интересный факт, который мало кто знает, и он связан уже с современным моментом освящения нижнего, Пещерного храма. Когда в прошлом году 25 февраля, на праздник Иверской иконы Божией Матери, освящался храм, митрополит Феофан пригласил гостей, среди них был митрополит Берлинский и Германский Марк, который привез и передал частицы святых мощей преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары. В момент освящения алтаря мощи святых мучеников закладываются в основание престола и в антиминс. На тот момент Патриархия передала нам мощи священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, а из его жития нам известно, что он много где потрудился и в какой-то момент, будучи Московским и Коломенским митрополитом, был духовником Елизаветы Федоровны и помогал ей обустраивать Марфо-Мариинскую обитель. Сейчас их святые мощи находятся на разных континентах, мощи священномученика Владимира покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, а мощи преподобномученицы Елисаветы на Святой земле, но здесь, в Пещерном храме, частицы их мощей теперь рядом, и это промыслительно. Вот такое еще одно чудо произошло во время восстановления и освящения нижнего храма в честь Рождества Божией Матери.
— Несколько слов о том, какие предстоят торжества непосредственно 21 июля? Когда будет освящен Казанский собор, чудотворная икона Божией Матери будет перенесена в него? Как будет организовано посещение собора паломниками, будет ли привлечена паломническая служба?
Да, 21 числа, Богу содействующу, будет освящен собор. Планируется перед Божественной литургией и перед освящением собора совершить крестный ход, традиционно из Казанского Кремля на место обретения, и уже в новом соборе поместить Казанский образ в специально изготовленную капсулу, где он будет находиться постоянно. Все верующие смогут, посещая собор, прикладываться к чудотворному образу.
Наш монастырь готовится к приему гостей, принимать людей и проводить экскурсии нам будут помогать православные экскурсоводы, которые прошли обучение на специальных курсах в Казанской православной духовной семинарии, также активно будут участвовать студенты семинарии. Возможно и летом семинаристы помогут монастырю встречать паломников и туристов, знакомить их с историей обретения чудотворного образа, воссоздания собора и жизни монастыря.
— Давайте вернемся в самое начало, когда только обсуждалась идея воссоздания собора, какие принимаемые шаги и решения, были, на ваш взгляд главными и решающими?
— Сама идея о восстановлении собора возникла задолго до основных шагов. Надежды были еще у митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, при котором начиналась разработка эскиза собора. Но именно предложение митрополита Феофана возродить собор было полностью поддержано Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым и подкреплено изданным указом о воссоздании Казанского собора.
Воссоздание является трудоемким процессом: это и археологические, и исследовательские работы, согласование всех действий с министерством культуры. И так как наш монастырь находится в непосредственной близости с Казанским Кремлем и мы располагаемся в его буферной зоне, то на территории и в непосредственной близости к монастырю ничего нельзя просто так построить или воссоздать, поэтому ключевым стало решение Президента Республики Татарстан о воссоздании Казанского собора. Исполнение этого указа он возложил на Республиканский Фонд «Возрождение», возглавляемый Государственным Советником Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым, и исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяну Петровну Ларионову. Эти люди и многие другие — спонсоры, прихожане, а также предприятия нашей республики; все внесли посильную помощь в воссоздание собора.
— Все решения, все этапы строительства обсуждались на совещаниях, где присутствовали и Минтимер Шарипович Шаймиев, и митрополит Феофан, может быть вы поделитесь с нами, как проходили совещания и как принимались основные решения?
— Еженедельно исполнительный директор Фонда «Возрождение» Татьяна Петровна Ларионова проводила и проводит совещания, где присутствуют все лица, которые связаны непосредственно с восстановлением собора — это и «Татинвестгражданпроект» и «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», и, конечно, представители епархии. Регулярно посещает совещания митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, ежемесячно знакомится с ходом работ на объекте Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев.
Совещания проходят по-разному, бывают и споры. В основном по поводу того, чтобы не привнести ничего нового и современного, постараться максимально воссоздать собор в его первоначальном обличье. В результате обсуждений и разрешения споров всё в итоге приходили к единому мнению и в чем-то даже шли на уступки, как, например, с цветом куполов. Сейчас на соборе мы видим небесно-голубые купола — цвет Пресвятой Богородицы, а исторический цвет — цвет луженой меди, то есть серый. Они не были ни золотыми, ни синими, возможно, это было связано с дороговизной материалов, что не давало возможности покрыть купола золотом или каким-то цветным металлом; возможно, архитектор собора Старов изначально задумывал такой цвет и выбрал покрытие цвета луженой меди. Но владыка Феофан просил и настаивал, чтобы все-таки купола были голубого цвета — цвета Пресвятой Богородицы.
Следующий момент касается икон на библейские сюжеты, расположенных на фасадах собора, они выполнены в технике мозаичной иконы, которая является достаточно сложной. Исторически на фасадах собора находились иконы, написанные на металле, для того времени исполнение иконы в мозаике было нетрадиционно для России, а если и встречалось, то было достаточно дорогостоящим. Мы предложили сделать иконы в мозаике, так как сейчас позволяют и возможности, и средства, и это долговечно. Ведь многие вопросы решались так, чтобы все, что сейчас воссоздается, было сделано на века. Как видите, спорные вопросы возникали, но в итоге все приходили к единогласному решению.
— Замечательно, что атмосфера была действительно очень благодушная и все понимали: что они участвуют в общем и великом деле.
— Да, все те, кто трудились и сейчас трудятся над воссозданием собора, замечают, что время пролетело незаметно. И сейчас, когда мы заходим в собор, ощущаем одухотворенное состояние и желание как можно дольше находиться и любоваться внутренним убранством собора.
— Отец Марк, с начала 2021 года перед чудотворным образом Божией Матери в Казанско-Богородицком монастыре ежедневно совершается молебны с акафистом, и к этому привлечены все приходы и духовенство Казани по инициативе митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, что объединяет и духовенство, и верующих наших приходов. Как инициатива осуществляется и насколько она прижилась?
— В нашем монастыре еженедельно воскресным вечером совершался братский молебен с акафистом перед чудотворным образом. Когда владыка Кирилл прибыл на Казанскую кафедру, он предложил, чтобы акафистное пение перед Казанским образом было ежедневным, ведь когда наше Отечество и весь мир страдает от губительного поветрия, нужно особенное молитвенное предстояние перед чудотворным образом, и это нашло отклик в сердцах наших священнослужителей и верующих града Казани. Сейчас уже те, кто знает, особенно жители нашего города, ежедневно к двенадцати часам собираются, и мы молимся соборной молитвой о нашем граде и нашем Отечестве и всех тех, кто нуждается в помощи Господа и Пресвятой Богородицы.
— Отец Марк, мы благодарим вас за время, которое Вы нам уделили. Хочется пожелать Божией помощи вам и братии монастыря. Ваши труды благодатные, ведь Вы всегда находитесь под Покровом Пресвятой Богородицы.
— Спасибо за доброе пожелание. Да, это благодатно и очень ответственно находиться в этом месте под Покровом Божией Матери. И мы с братией действительно ощущаем незримый Покров — монастырь находится в центре города, и все равно рядом внешняя суета, туристы, паломники, шум большого города, но это никак негативно не отражается на нашем молитвенном настроении, мы ощущаем, как Богородица своим Покровом нас ограждает от всей этой внешней суеты и дает нам внутреннее умиротворение, которое я желаю всем паломникам и верующим, посещающим наш монастырь и приходящим к образу с трепетом и молитвой. Дай Бог, чтобы Господь через молитвы и предстательство Божией Матери даровал каждому православному христианину ту внутреннюю тишину и внутренний покой и созидание внутреннего храма, в котором бы Он поселился. Ведь мы с вами знаем, что Господь живет в нерукотворных храмах душ человеческих, поэтому дай Бог всем крепости сил душевных и телесных.