Совсем немного осталось ждать знакового события для православного мира России, и, пожалуй, не ошибёмся, если скажем, что и для международного сообщества. 21 июля — день великого освящения и открытия воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери, строительство которого велось в столице Татарстана с 2016 года.
Напомним, прежний храм был построен в 1798-1808 годах на месте обретения 8 июля 1579 года иконы с образом Божией Матери. Девятилетняя девочка Матрона нашла икону в том месте, которое ей было указано во сне. Памятный камень в основание нового здания собора был заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Собор воссоздан практически в первоначальном виде. Восстановлен и Пещерный храм, который 25 февраля 2020 года был освящён прежним митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном, скончавшимся в ноябре прошлого года.
Центром, координирующим процесс воссоздания собора, стал специальный организационный комитет, его сопредседателями являются митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и заместитель Председателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов. В составе комитета — представители Казанской епархии, Аппарата Президента РТ, республиканских министерств, инвесторов, Казанского федерального университета, музейного сообщества Татарстана, профильные специалисты.
О подготовке к торжествам мы беседуем с первым проректором Казанской православной духовной семинарии протоиереем Алексием Колчериным, входящим в состав организационного комитета.
— Отец Алексей, уже известно, какой будет праздничная программа, посвящённая открытию собора Казанской иконы Божией Матери?
— Освящение собора, действительно, событие грандиозное в масштабах всей нашей республики, да, пожалуй, и не только. Организационный комитет собирается регулярно, на каждом заседании ставятся задачи, сейчас напряжение, по мере приближения этой даты возрастает. Должен сказать, что состав оргкомитета — это очень серьёзная рабочая команда, которая, действительно непосредственно решает вопросы по подготовке мероприятий, связанных с освящением и открытием собора.
Ну, а я в данном случае представляю Казанскую православную духовную семинарию. Совместно с Министерством культуры, Казанским федеральным университетом, Государственным музеем изобразительных искусств РТ, семинарией готовим большую Международную научно-практическую конференцию «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Это церковно-общественный и научный форум, целью которого является раскрытие роли Казанского образа Божией Матери, и его влияние на духовное, культурное и историческое развитие России и мировой цивилизации, изучение истории собора, возведённого на месте ее обретения и Казанского Богородицкого монастыря. В конференции примут участие представители науки и культуры, религиозные и общественные деятели из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференция проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Форум запланирован на 19 июля, он будет проходить как на трёх площадках — федерального университета, музея ИЗО и семинарии, таким образом, все направления мы охватим. Пленарное заседание состоится в здании Национальной библиотеки РТ. Программа очень интересная. Кстати, в конференции предусмотрено и дистанционное участие. Хотелось, чтобы у всех осталась духовная молитвенная память об этом событии
— А как будет складываться непосредственно праздничный день 21 июля?
— В сам день обретения Казанского образа Пресвятой Богородицы, с утра планируется в Благовещенском соборе Казанского кремля молебен, после него уже совершается крестный ход по традиционному маршруту, несколько лет ходим по нему — вдоль Кремля и до места обретения, и здесь, уже на территории собора — будет совершено его освящение. Очень надеемся, что противоэпидемиологические меры позволят нам всё запланированное осуществить. В сам собор доступ будет ограничен, в силу того, что его площадь, конечно, большая, — но не настолько, чтобы вместить всех желающих. Кроме того, необходимо создать соответствующую дистанцию между стоящими, и молящимися людьми в храме. Поэтому на соборной площади перед храмом будут выставлены экраны, и верующие, находясь снаружи, на открытом воздухе, будут на экранах наблюдать трансляцию богослужений.
— Отец Алексей, а помимо конференции, что ещё в культурной программе?
— Очень интересная выставка, посвящённая Казанскому образу Пресвятой Богородицы, пройдёт в Музее изобразительных искусств, сотрудники к ней серьёзно готовятся, собраны уникальные материалы, будут изданы книги об истории Казанского образа, истории собора, выйдет целый ряд телепередач, публикаций в прессе. Действительно, мы с вами становимся свидетелями исторического события, может быть, как-то это все смотрится буднично, но на самом деле, воссоздавая разрушенные святыни прошлого, мы, с одной стороны восстанавливаем справедливость, с другой стороны заботимся о наших потомках, чтобы духовность, православие, вера, миролюбие сохранялись в нашем обществе. Мы демонстрируем в республике пример мирного существования людей разных религий. Это удивительно, что Пресвятая Богородица благословила именно наш край, именно здесь у нас образцовый мир, где мы все живем в одном большом доме.
— А какое место занимал собор в жизни горожан в девятнадцатом веке? В жизни Казанской губернии?
— Поскольку собор находился на месте обретения иконы, сюда стекались потоки верующих. Он был местом, во-первых, обязательного посещения всех, кто в Казань приезжал. Это и простолюдины, мещане, купцы и все гости Казани из царского дома, прихожане других храмов, огромное количество паломников — все обязательно приезжали в Богородицкий мужской монастырь, совершали молитву перед чудотворным образом. Монастырь был очень многолюдный, здесь была иконописная мастерская, всех этих паломников размещали, кормили, кипела активная жизнь. Когда икона была украдена в 1904 году.
Историческая справка: по официальной версии, в ночь на 29 июня казанский крестьянин Варфоломей Чайкин похитил святыню — подлинную Казанскую икону Божией матери вместе с образом Спаса Нерукотворного. Обе иконы были украшены окладами и драгоценностями общей стоимостью в 100 тысяч золотых рублей. Воры не погнушались взять и 325 рублей из свечного ящика. В то лето исполнялось 325 лет со дня чудесного явления первообраза. Торжество, на которое в Казань приехали десятки тысяч верующих со всей империи, отменили.
Конечно, это была большая трагедия, большое горе в духовном смысле для нашего Отечества. Я как историк, даже вижу в этом некое предзнаменование грядущих событий, потрясших Россию, переломивших ход российской истории — первая и вторая русские революции, события октября 1917 года: уже тучи сгущались над страной.
Такое предзнаменование было в период Смуты, когда Казанский образ также проявил себя исторически, когда наша Русь была на грани захвата иноверцами, был политический кризис, прервалась династия Рюриковичей. Тогда Патриарх Гермоген благословил взять именно этот образ как главную святыню, как главное благословение войск Минина и Пожарского.
Последующие события двадцатого столетия показывают нам, что духовные символы, которые может быть на поверхности не лежат, но если вдуматься, они, конечно, всех нас связывают. Сейчас пока сложно говорить, но уже понятно, что многое поменяется в духовном плане, и воссозданный на месте обретения Казанского образа Божией Матери, собор станет центром духовной, богослужебной жизни не только города, но и всего региона.
— Отец Алексей, получается, что список иконы, который сейчас находится здесь, в Казанском Богородицком монастыре, вернулся на свое историческое место, и это тоже духовно связано с собором две эти святыни соединяются, как и прежде?
— Безусловно. Казанская икона Божией Матери относится к одной из наиболее почитаемых, не только в России, но во всём христианском мире. Списки с неё есть практически во всех православных и во многих католических храмах. Тот образ, который вернулся в Казань, — так называемый «Ватиканский список». Его признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь. В 2004 году, этот образ из Ватикана был передан представителями Папы Римского Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. А 21 июля 2005 года — на празднование 450-летия Казанской епархии, — список был привезен Святейшим Патриархом в Казань, где ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря. И все верующие имеют возможность поклониться святыне. Возвращение этого списка иконы, конечно, знаменует собой возрождение, обновление духовной жизни.
— Отец Алексей, наш известный историк Дмитрий Хафизов, ныне, к сожалению, покойный — не верил, что икона утрачена безвозвратно, пытался заниматься её поисками, его труды были прерваны. Как вы считаете, есть смысл продолжать поиски, или просто достаточно верить, что когда-нибудь она найдется?
— Да, мы с Дмитрием Хафизовым говорили на эту тему неоднократно. Когда шло следствие, а затем судебный процесс над ворами, много толков было. В новейшее время это тоже всё обсуждалось, есть разные позиции. Мой учитель, преподаватель в КазПДС Евгений Васильевич Липаков (тоже ныне покойный), нам рассказывал, что Чайкина обрекли на очень суровое наказание, на каторгу, и в связи с этим возникло предположение, — а был ли ему смысл что-то скрывать, если он знал, что икона украдена для какой-то группы лиц и спрятана? Было проще её отдать, наверное. Теория, что кражу иконы заказали, и потом передали какой-то группе лиц, она и до сих пор существует.
Еще мне помнятся такие слова, правда, не знаю, как к этому относиться, но это было сказано покойным митрополитом Феофаном. Он говорил — да, икона на время ушла, но вот мы ей возродим дом, в котором она была, и кто знает, может Господь поможет, и она вернется в этот дом. Он считал, что возрождение этого собора будет способствовать обретению этого чудотворного образа. А для верующего человека любая икона Богородицы, даже та, что находится в его доме, — чудотворная. Нет на Руси ни одного православного храма, даже самого маленького, где бы ни было Казанского образа Божией Матери…
— С открытием собора, скорее всего, увеличится число паломников, выдержим ли мы такой наплыв гостей?
— Во-первых, мы открыты для всех, кто захочет придти и помолиться перед Казанским образом, обратиться к Матери Божией попросить Её о помощи в болезнях, в житейских трудностях, поблагодарить Её за заступничество. Если говорить о наплыве приезжих, то мы живем в прекрасном, очень развитом туристическом городе. Здесь есть духовные святыни православные и мусульманские, у нас прекрасная архитектура, особенно в центре города, исторические места. Я очень люблю наш город. А в плане приёма гостей — как простых туристов, так и паломников, приехавших помолиться, я думаю город готов, и в части гостиничного фонда, и в целом инфраструктуры.
— Насколько велико участие государства в воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери?
— Безусловно, Вы знаете, что много было разговоров и раньше о восстановлении собора, о возрождении духовной жизни, но процесс пошел, когда был издан Указ Президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова. Это был единый указ от 4 ноября 2015 года о возрождении двух памятников: православного собора на месте обретения иконы Божий Матери, и Болгарской исламской академии. Изначально именно Президент РТ инициировал эту работу, а работы проведены колоссальные. И не только строительные. Здесь ведь очень серьёзно поработали историки, археологи, в архивах наших и центральных было изучено огромное количество материалов. Специалисты действительно провели беспрецедентную научную работу. Трудно переоценить огромную заслугу Госсоветника РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, исполнительного директора Республиканского фонда возрождения памятников Татьяны Петровны Ларионовой, самого фонда «Возрождение» — этого уникального учреждения, выполняющего миссию по реализации важных культурных, образовательных проектов. Самое важное, что этот фонд в равных степенях развивает православное и мусульманское направление. Поэтому, безусловно, участие государственных структур в таком благом деле, как воссоздание собора, их внимание к предстоящему событию, имеет огромное значение.
Беседовала Ирина МУШКИНА / Газета «Республика Татарстан»