Интервью протоиерея Святослава Мирганиева
В день престольного праздника Петропавловского храма города Зеленодольска благочинный Зеленодольского округа, настоятель Петропавловской церкви поселка Гари протоиерей Святослав Мирганиев рассказал пресс-службе Казанской епархии о своем приходе в Православие, о священстве и служении, о строительстве на церковном приходе и о многом другом.
— Отче, храму Петра и Павла в поселке Гари исполнилось уже сто тридцать лет и тридцать лет Вашему служению в священном сане. Помните ли Вы тот момент, когда этот храм стал для Вас по ощущениям домом?
— Этот процесс проходил очень постепенно. Я человек, воспитанный в другой религиозной культуре, поэтому для меня все происходило не сразу. Моему приходу в Православие помогло художественное образование.
Мой юношеский товарищ, Алексей Рябко, когда-то был помощником настоятеля храма Петра и Павла в поселке Гари, и меня, в то время только вернувшегося из армии, время от времени просили помогать, то в реставрации икон, то в косметическом ремонте. Настоятелем же храма на тот момент был отец Всеволод (Захаров), человек очень интересный и деятельный, устремленный в будущее, да и само постперестроечное время было динамичным. Вокруг отца Всеволода всегда был интересный коллектив, который он шутя называл «комсомольско-молодежным»: молодые певчие, дьякона, завхоз, помощники, словом все, кто могли быть полезны. Он умел выделить в тех, кто его окружал, способности и призвание к чему-то: этот интересный резчик, этот художник, этот музыкант… Потому и сам храм, и среда, которая складывалась вокруг него, была интересной.
— Я знаю, что Вы по паспорту Ирик Мирганиев, и Вы пришли в храм именно с этим именем.
— Да, я был некрещенным и пришел в храм как художник, помогать своему товарищу. Он был православным, любящим службу, любящим петь в храме, и для него наша работа в храме не была чем-то новым. Для меня же, это было всё вновь. Я не сразу остался в храме, работал по профессии художником, писал и выполнял заказы. Мое воцерковление сложилось в несколько этапов, и здесь как раз отец Всеволод сыграл решающую роль. Он очень ненавязчиво, спокойно и аргументированно рассказывал, и показывал в чем разница, например, между Исламом и Православием. Постепенно основные понятия православной веры становились мне близки, и у меня не возникало никакого внутреннего спора. Наверное, это потому что для людей с художественным образованием Евангельская история не чужда и не нова, потому что оттуда берет истоки все искусство. Мы знаем множество известных картин и сюжетов, связанных с Библией, поэтому многое, что я узнавал в Церкви, я знал это раньше, как художник.
— Расскажите пожалуйста, как Вы поступили в художественное училище? Ведь и сейчас там огромный конкурс, а в то время подобных училищ вообще было несколько на всю страну.
— После армии я пришел в совершенно другую страну. Мы такое удивительное поколение — уходили при Советском Союзе, служили — началась перестройка.
До армии у нас были свои планы, я собирался, отслужив, поступать либо в Львовское художественное училище, либо в Харьковский художественно-промышленный институт. Мало того, я до армии пробовал поступить в училище, но мне сказали: «Да, ты крепкий середнячок, у тебя будет все хорошо, если ты останешься в своем решении. Отслужи в армии и приезжай сдавать экзамены. А сейчас, как бы ты не написал экзамены, мы сделаем так, что ты пару балов не добираешь. Для тебя это будет положительный опыт».
И они были правы. Мы вернулись в другую страну: все бурлило и кипело, перемены в обществе и разгул криминалитета — это была непонятная страна, в которой нам пришлось заново находить себя. Мой приход в храм — это одно из удивительных событий. Войдя в калитку храма, я узнал совсем другой мир, другое отношение между людьми, другие ценности — это было то, чего я искал и во внешнем мире не находил. Это обескураживало и удивляло.
Поступление в училище, если честно, мною всегда расценивалось как некий аванс свыше. Я действительно был старательным учеником, возможно, одним из лучших в художественной школе, но на поступление в училище собрались такие же, там был высочайший конкурс и экзамены были очень сложные. Когда я себя увидел в списке поступивших, конечно, был очень удивлён и не сразу поверил. Я понимал, что должен буду оправдать полученное поступление, отслужить его и применить в чем-то большем. Поэтому сегодня, всегда, когда есть возможность, использую знания в написании икон, при реставрации иконостасов, и даже в подборе облачений, где эстетика очень важна.
— Ваши родители другой веры, поддерживаете общение с ними?
— Папы сейчас уже нет с нами. Маме мой выбор, конечно, дался не просто. Она человек глубоко религиозный и конечно, ей было неудобно в своей среде. Мало того, когда она узнала, что вслед за мной крестился и младший брат, это был для неё сложный период. Я ее понимаю по-человечески, но, возможно, прихожане храма говорили обо мне положительные вещи, что помогло ей пережить эти переживания. Сейчас мы общаемся, как сын и мама, вопросы веры просто не затрагиваем, оставаясь каждый в своей.
— Как Вы стали настоятелем храма?
Я старался, чем мог, помогать отцу Всеволоду. На церковном приходе всегда все было передовое. Например, первая воскресная школа в нашей епархии в 1988 году была открыта именно здесь. Проводилось постоянное обновление состава церковного хора. В советское время в хоре пели пожилые люди, это было нормой, но со временем, когда стали приходить молодые воцерковленные люди с музыкальным образованием, они вносили в работу хора свои профессиональные навыки. Происходило такое взаимное обогащение.
Однажды отец Всеволод сказал нам о том, что ему интересен Раифский монастырь, на тот момент находившийся в разрушенном состоянии. Простые люди, нецерковные, говорили: «Что Вы батюшка, в своем ли уме?».
Мы, конечно же, не могли такого сказать, для нас он был величина, отец-настоятель, но и я подумал, что это невозможно. Есть фотографии Александра Георгиевича Семенова, они прекрасно иллюстрируют тогдашнее состояние монастыря: огромные валуны — развалины вместо башен, упавшие стены. Восстановить это в лихие 90-е годы, когда для обычного человека было сложно прокормить семью, казалось совершенно невозможно, но отец Всеволод все же взялся за такое огромное дело.
В этом можно увидеть след истории. В свое время инициатором строительства нашего храма и организации прихода являлся настоятель Раифской пустыни игумен Вениамин. Именно Раифский монастырь выделил основную часть финансовых средств для строительства здания и пожертвовал для приходского храма иконостас. В нашем храме была большая коллекция икон, принесенных прихожанами из закрытых и разрушенных храмов, облачения, церковные предметы, часть этого была передана в монастырь.
Через некоторое время он понял, что у него времени не хватит и на храм, и на Раифский монастырь. Он, конечно же, сразу нас не оставил, был некоторое время настоятелем храма у нас и наместником монастыря. Это было мудрое решение с его стороны. Позже отец Всеволод часто приезжал к нам на праздники — это было для нас спасением — он объяснял, учил, помогал преодолевать робость и страх. По важным вопросам, по согласованию со светскими властями помогал и советом, и делом. Таким подходом он нам облегчал служение на первых шагах. На первое мое Богослужение он сказал: «Я удивлюсь, если ты не сделаешь ошибок». Так и вышло. Поэтому до сих пор я максимально готовлюсь к каждой службе и к каждой проповеди.
— Как Вы думаете, почему он именно Вас рекомендовал настоятелем храма?
— Я не обольщаюсь на свой счёт. В первое время, отец Всеволод, наверное, увидел неплохого художника. Общаясь ближе, когда я был диаконом, иподиаконом, возможно он посчитал возможным поручить мне это служение.
Он был очень мудрым человеком, умел разбираться в людях. Я не говорю сейчас о себе, но в целом, по отношению к другим. Множество настоятелей, священников, монашествующих по всей республике и в других регионах — те, кто проходил школу отца Всеволода здесь в Гарях.
— Как Вы выстраиваете свою работу как благочинный? Кто такой, в Вашем понимании благочинный?
— Приходится в чем-то быть чиновником, заниматься административными делами, общаться с каждым настоятелем храмов, выполнять поручения архиерея, но при этом ни в коем случае нельзя забывать священническое служение.
— Как Вы справляетесь со своими переживаниями и стрессами?
— Все сложности и отголоски наших переживаний сказываются на наших близких, в среде, где ты доверяешь людям. В любом случае, нашими слабостями или сложностями мы не должны обременять ни прихожан, ни сослужителей.
— А есть люди, которых Вы не понимаете по-человечески?
— И в обществе, и в церковной среде встречаются люди, с которыми согласиться нельзя. Можно лишь надеяться на то, что они вернуться и примут правильное решение. Как говорят святые отцы: «Не люби грех, а люби человека». Стремиться к этому точно необходимо. То, что в нас ищут прихожане, люди, которые приходят в храм — это как раз не осуждение и не терпение, а желание помочь и разобраться. Думаю, что в нашем храме мы делаем все чтобы, человек не ушел с не отвеченными вопросами.
— Побывав в Вашем храме, создается ощущение народного храма, где каждый прихожанин приложил свою руку.
— Это действительно так. Здесь стоит обратиться к истокам. Посёлок Гари, где находится наш храм, основали в 1802 году, отсюда берет свое начало город Зеленодольск. Однопрестольный деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла был построен в 1890-1892 годах по проекту архитектора Павла Евграфовича Аникина. Как я уже говорил, история храма тесно связана с историей Раифской пустыни. В судьбе храма принимали участие известные казанские купцы и предприниматели Павел Александрович Прибытков, Андрей Михайлович Хохряков, пожертвовавшие 1650 рублей, Михаил Тимофеевич Атлашкин, подаривший приходу колокола, Седмиозерский монастырь приобрел царские врата. В период гонений, с 1937 года храм был закрыт.
Служба возобновилась только в период потепления (потепление государственно-церковных отношений — прим. ред.), в 1945 году, после войны. Отсюда как раз пошла волна по открытию храмов республики. Храм был почти целым после открытия: роспись в целом сохранилась, сохранен в разобранном виде иконостас, лишь колокольня была разрушена. Местные жители вспоминают, что в период закрытия храма, двери и ворота храма были открыты настежь и любой желающий мог зайти, везде была паутина, валялись вещи, но сам храм не был поруган. При реставрации икон, смене киотов мы стараемся все-таки сохранять тот старинный стиль окладов.
Среди святынь нашего храма можно назвать частицу Креста Господня и Грузинскую икону Божией Матери. Есть у нас и частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, привезенные из Италии. Также в храме организован паломнический уголок. Мы с прихожанами раньше много паломничали, объездили все, от наших монастырей по всей России до Святой Земли, трижды были в Греции на Афоне, и отовсюду, если могли, привозили иконы — это и икона Иоанна Русского, Спиридона Тримифунтского, Собора двенадцати апостолов и другие. Все они теперь хранятся в нашем храме. Иконостас возводился при разных настоятелях, поэтому можно видеть несколько стилей в его оформлении. Мы, со временем проводя необходимую реставрацию отдельных частей иконостаса, стараемся привести их к общему стилю.
— Расскажите пожалуйста о Вашем домовом храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Эти иконы были написаны Вами?
— Да, их написал я, но эти иконы писались двадцать лет назад, и вот сейчас пришло их время. Не скажу, что я какой-то умелый иконописец, но как получилось… Идея строительства храма, именно в честь иконы Божией Матери «Всецарица» связана с тем, что мы уже пятнадцать лет еженедельно служим в нашем храме молебен у этой иконы. Саму икону мы привезли с Афона из монастыря Ватопед и теперь, когда мы служим акафист, проводим малые богослужения, мы вспоминаем те замечательные места где нам удалось побывать. Также была потребность в домовом храме для воскресной школы. Вскоре у нас появилось молодёжное движение «Росток» и стало ясно, что нужно место для проведения малых служб, спевок, треб. Попросили благословения у владыки Феофана и начали строительство. Владыка держал «руку на пульсе» и не давал нам расслабляться в этом вопросе. Пригодилось все: иконы, написанные ранее и современные технологии.
Храм располагается в здании многофункционального комплекса, открытого в 2015 году, где разместились также классы воскресной школы и социальная служба «Милосердие». Наш храм очень необычный, идея его внутреннего убранства навеяна нашим паломничеством на Святую землю, в Грецию, где мы подсмотрели стилистику. Нам тогда очень понравилось, что иконостасы в храмах выполнены из белого камня. Очень важно для нас то, что основная часть деталей нашего иконостаса сделали заключенные исправительной колонии №5, которую мы окормляем. Это люди, которые переживают очень серьёзный жизненный опыт, время ошибок и время осознания и покаяния. Для нас эти люди значимы. Мы хотели сохранить текстуру дерева, поэтому искали умелых мастеров-резчиков в других городах, но нашли их совсем рядом. Нам кажется, что результат неплохой, ребята сделали все на очень высоком уровне.
В период после самоизоляции, когда разрешили открыть храмы, мы проводили службы на улице. Ставили престол при входе, отделяли завесой. Мы начали служить на Троицу, решили не украшать храм зеленью, так как на улице у нас есть живые березы, трава. Это был новый опыт для нас, он конечно не бесспорный, так как среди прихожан много пожилых, мы решили проводить службы внутри храма. Но если будет, не дай Бог, новая волна заболевания, мы будем готовы — опыт проведения служб на воздухе у нас есть.
— Расскажите пожалуйста о Вашей молодежной организации «Росток».
— Мы на своем церковном приходе стараемся дать возможность реализоваться любому желающему, а тем более молодым людям. Именно для этого и создавалась наша молодежная организация. Это юноши и девушки, кто пришел уже к вере, или же только на пути. У них сложился свой круг общения, нас это очень радует, греет душу.
Молодежное пространство у нас находится в цокольном помещении многофункционального комплекса, росток ведь всегда произрастает из-под земли. Мы подумали, что у молодежи должно быть свое место, принадлежащее только им, чтобы они могли реализовывать свои творческие планы: играть на гитаре, петь, читать стихи, смотреть фильмы, даже просто попить кофе. В церковных стенах это сложно сделать...
О работе «Ростка» подробнее расскажет наш помощник, который возглавляет работу с молодежью, Виктория Килькинова.
Молодежное движение «Росток»
Более пяти лет в Зеленодольске, на приходе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Гари действует православная молодежная организация «Росток». По инициативе владыки Феофана, парни и девушки объединились, чтобы с пользой проводить время и участвовать в добрых делах. О жизни организации, о ее планах и чаяниях, рассказывает руководитель «Ростка», помощница благочинного Зеленодольского района по работе с молодежью Виктория Килькинова.
На приход я попала около пяти лет назад. На одной из служб ко мне подошел предыдущий руководитель молодежной организации Роман Николаевич Раков и предложил присоединиться к их движению. На тот момент шла подготовка к одному из творческих вечеров, где удалось познакомиться с ребятами, втянуться в процесс. Позже открыли наше пространство, где чувствуешь себя как дома.
Новые помещения стали большим подспорьем для нашего движения. Долгое время мероприятия проводили в трапезной и классах воскресной школы. С появлением нового помещения жизнь православной молодежи заметно активизировалась. В новом клубе уже проходят занятия воскресной школы для взрослых и собрания молодежного актива. В этом уютном помещении проводятся музыкально-поэтические вечера, чаепития. Алена Жилкина, поэт и писатель, занимается у нас организацией литературных вечеров.
Знаковыми событиями являются встречи со священниками Татарстанской митрополии, которые проходят в формате дискуссионной площадки, в форме диалога, участники могут задать волнующие вопросы и получить ответы. После посещения нашего клуба батюшки приглашают ребят в свои храмы. Такие паломнические поездки стали уже традицией, которые зажигают сердца ребят.
Организуемые мероприятия носят не только православный характер, мы проводим также и светские мероприятия, наша площадка позволяет организовывать акции городского масштаба, направленные на привлечение невоцерковленной молодёжи.
В одном из помещений «молодежки» располагается пространство для неформального общения ребят. У нас есть камин, зимой он создает здесь дополнительный домашний уют. Обычно мы всей молодежью собираемся перед ним как дома. Все это очень мило сердцу нашим ребятам. Здесь проводим и вечёрки, и танцы.
Есть у нас особое место, под столешницей нашего большого дружного стола мы собираем старинные ключи. Первый ключ был золотой, потом подтянулись и прихожане, теперь все желающие приносят нам старинные ключи.
В ближайшее время планируется завершить отделочные работы в помещении, предназначенном для занятий спортом для детей и взрослых.
В период самоизоляции активисты молодежного движения доставляли продуктовые наборы для пожилых прихожан. Поскольку проводить встречи в прежнем формате было невозможно, ребята организовывали различные интернет-конкурсы: литературные, кулинарные, художественные. И, разумеется, смотрели трансляции богослужений.
При храме созданы зоны труда для молодежи и прихожан. В летний период, на церковном приходе силами молодежной организации возделывается сад, осуществляется благоустройство территории храма. Хорошей традицией стало совместные чаепития после совместного труда.
Все, кто приходят в наше молодежное пространство, не просто получают удовольствие, но и духовно интеллектуально обогащаются. Мы приглашаем молодежь делиться своим творчеством, даем возможность им реализовать себя.
Страница в социальной сети православной молодежной организации «Росток»: vk.com/rostokzmr.
— Батюшка, Вы нам показали воскресную школу, молодежное пространство, и у меня ощущение, что настолько все сделано грамотно и продумано, везде чувствуется хозяйская рука…
— Все что здесь есть, создано по благословению и под контролем правящего архиерея. Всякий раз, когда к нам приезжает владыка Феофан, мы получаем емкие и чёткие указания и при следующих посещениях мы показываем свои результаты.
Поскольку наша воскресная школа имеет художественное, творческое начало, в наших классах присутствуют витражи, где каждый квадрат обозначает определенный вид творчества: изобразительное искусство, кино и фото, музыку. Цвета намеренно выбраны яркие, жизнерадостные, чтобы детям было интересно находиться в каждом уголке школы. Здесь хорошее освещение, эргономическая мебель для детей, соблюдены все требования по безопасности.
В воскресной школе организовано два учебных класса для занятий с детьми и на территории молодежного пространства еще два — для проведения занятий, как для взрослых, так и для детей из воскресной школы, в итоге у нас четыре класса.
Также мы активно сотрудничаем со светскими школами в городе. Предметы, которые связаны с основами православной веры стараемся проводить на базе нашей воскресной школы. Школьные учителя заранее говорят нам запланированную тему, и мы по ней уже готовим занятие для проведения встречи со школьниками у себя. Обычно, после занятия устраиваем чаепитие для школьников в трапезной. После такого формата общения у ребят всегда остаются приятные и положительные впечатления, они с большим желанием возвращаются к нам.
В Зеленодольске есть несколько опорных школ, куда мы приезжаем для проведения духовно-нравственных занятий. Этот опыт мы освещаем в СМИ, для того чтобы видели руководители других школ и РОНО.
Мы не останавливаемся на достигнутом, нам всегда есть куда расти. Мы еще планируем в недостроенной галереи создать малую звонницу. Правда на задуманный проект еще необходимо собрать средства. Идея нашего проекта — привлечение пономарей, прихожан и учеников нашей школы к звонарному и колокольному делу.
Воскресная школа
Воскресная школа храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, открытая в 1988 году, была одной из первых воскресных школ Казанской епархии. Сейчас это уже ветхое здание с маленькими окошечками, низким потолком, маленькими дверями. О новом здании «воскрески», творческом подходе в образовании детей церковного прихода нам рассказала директор школы Инна Хайдарова.
Когда увеличился поток приходящих детей в нашу воскресную школу, появилась необходимость увеличить школу. Мы захотели создать светлые удобные помещения, которые соответствовали бы санитарным и пожарным нормам. И уже в 2015 году появилось новое здание нашей школы.
Директором воскресной школы я стала осенью 2019 года. До этого момента несла послушания на приходе. Если немного о себе, то я родилась в Белоруссии, закончила в Минске педагогический институт иностранных языков. Но в школе я проработала всего один год, учителем английского. А большую часть жизни работала переводчиком итальянского языка. Много лет прожила в Москве, в Италии. Вышла замуж и попала в Зеленодольск.
Теперь о воскресной школе. В школе, на занятиях занимается до тридцати детей, иногда бывает только пятнадцать. Дети к нам приходят из поселка, ребят из города привозят родители или бабушки. Есть дети, которые постоянно присутствуют на занятиях, есть, кто появляется раз в месяц, а есть и такие, кто еще реже приходит. Скорее всего такое посещение обусловлено нашим дальним расположением от центра города.
В одном из помещений есть детская зона для маленьких детей, здесь и игрушки, и места для рисования. Родители могут здесь оставить своих детей пока сами находятся на службе в храме.
Дети из воскресной школы обязательно посещают службы в храме. График занятий составлен таким образом, чтобы наши ученики могли посетить Божественную Литургию, после трапезы ребята приступают к занятиям.
До объявления карантина мне довелось присутствовать на уроках рисования в нашей школе, которые уже много лет преподает Валерий Иванович Макаров. Он не просто учит детей рисовать, он ставит цель обучить их различным техникам рисования, раскрыть красоту Божьего мира через проводимые занятия. Через красоту Божьего мира он доносит нашу веру, и кажется, что находишься уже не на уроке рисования, а на Законе Божьем. Когда видишь, как детки рисуют лик Христа, Распятие, то понимаешь, что детям нравится рисовать это больше всего. Уроки Валерия Ивановича — это не просто любовь к детям, а любовь к миру, к добру.
С прошлого учебного года (2019-2020) мы запустили курс церковно-славянского языка, изучили с детьми молитву «Отче наш...», «Трисвятое». Сложность изучения проводимого курса заключается в трудности донесения смысла языка детям. Сам церковно-славянский язык, даже с точки зрения лингвистики, очень красивый. Изучая церковно-славянский и преподавая его детям, ты настолько привыкаешь к этим словам, что начинаешь их употреблять в повседневной жизни. Даже русский язык, несмотря на его силу, богатство, могу также привести в пример и английский, и итальянский языки, не могут передать полный смысл сказанного на церковно-славянском языке. Об этом я также говорю детям. Говорю им, что этот язык помогает нам познавать Бога. Мне кажется, что церковно-славянский язык должен преподавать священнослужитель, потому что молитвы нужно толковать, а не просто уметь читать. На свои уроки я привлекаю отца Геннадия Бардашова для донесения смысла слов молитв для детей. Думаю, что, когда мы говорим о Боге серьезно, первую информацию ребенок должен получить от священника. А мы должны только помогать поддерживать это.
Что касается дисциплины… Надо быть откровенными, дети, когда приходят в воскресную школу, воспринимают ее как развлечение. Они также у нас бегают по коридору, скатываются с лестниц, когда идут на чай в трапезую, на уроках могут пользоваться телефонами, но мне все равно радостно, что они приходят и тянуться к нам. Ребята не только посещают занятия, мы их стараемся привлекать и в огороде, что им очень нравится. Стараемся сделать занятия интересными, ведь очень важно, чтобы дети чувствовали и понимали: Бог есть, Он помогает, нужно только верить в Него. Поэтому, я считаю, что даже если дети около церкви, самое главное, что они в ограде храма… Бог приведет их.
Большие планы у нас и на новый учебных год (2020-2021). Наша новая идея — создать веранду-балкон для чаепитий детей, но из-за вируса пока отложили строительные работы. Один из планируемых проектов — создание музея истории на приходе, свой приходской музей. Священники всегда играли особую роль в создании церковных музеев, историко-археологических музеев. Были, как правило, первыми историками земли Российской. И первые уездные музеи в XVIII-х веках создавались именно священниками на приходах. Все от Церкви Божией…
У нас как бывает, бабушка умирает, и близкие приносят к нам в храм старые иконы, Евангелия. Очень много самодельных икон: вырезанные журнальные изображения, украшенные самодельным окладом. Приносят и предметы старинного быта: утюги, веретено, рушники. Все это очень интересно и дорого для нашей истории, и должно быть на обозрении у людей. Дети должны знать, как раньше жили, когда не было современных благ и люди создавали все руками. Думаю, приходской музей может привлечь не только православных людей, но и послужить первым шагом к вере.
— Мы увидели у Вас на приходе много проектов, в которые вложено много усердия и трудов. Как Вы отдыхаете?
— Лучший отдых — смена вида деятельности. Если есть свободное время, я занимаюсь изобразительным искусством. В период карантина, например, удалось продолжить работу над написанием икон, которое откладывал несколько лет. Есть несколько вещей, которые необходимо написать.
— Отче, как думаете, какой должен быть итог жизни человека?
— Конечно же любой из нас должен стремиться к обретению Царства Небесного. Всегда надеяться и думать об этом. Путь у каждого свой индивидуален, тернист, кривой может быть, но, если держать в голове эту цель конечную и понимание ради чего мы здесь живем, то это помогает сделать путь более прямым. Господь решит на сколько каждый из нас достоин Его Царства, но стремление и желание идти в эту сторону важно и ценно. Если у человека есть призвание, талант к искусству, музыке, грех его не реализовать в той сфере, где он служит. Или ты имеешь возможность вокруг себя организовывать, развивать, то ты обязан это делать. Если говорить о нашем фестивале, то это то, что позволяет нашу Зеленодольскую церковь раскрывать для внешнего мира, как место, где творчество и искусство находят свое развитие и применение. Поэтому мы имеем надежду, что и мы сами, и те, кого мы привлекаем, для кого наше приглашение будет важно, реализует себя здесь. Если эти люди будут полезны в православной вере и смогут раскрыть Церковь с более человечной стороны, значит мы свои усилия тратим не зря.
— То есть наследие Вашей жизни — это люди.
— Мне всего лишь чуть больше пятидесяти лет, я надеюсь, что Господь отпустит еще пожить и потрудиться во Славу Божию. Мне посчастливилось застать три поколения прихожан и с теми людьми, с которыми мы вместе молимся, и в паломничестве пребываем, пришли к выводу, что мы счастливые люди. Нам при распределении достался красивейший храм и будет неправильно, если после нас останется только этот храм. Создание храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и многофункционального комплекса с воскресной школой, с молодежным пространством — это как раз то, что мы для себя наметили из духовно-материального. Все знают на нашем церковном приходе, что это действительно общая наша заслуга, потому что в материальном и организационном плане, и даже в физической помощи многие прихожане помогали на протяжении нескольких лет.
Поэтому высказывание о том, что каждый мужчина должен посадить дерево, родить ребенка и построить дом — небезосновательно, ведь человеку очень важно оставить и какое-то материальное наследие. Если говорить о духовно-материальном наследии, то с теми прихожанами, с которыми нам посчастливилось служить, мы во многом одинаково мыслим и как раз созданный комплекс мы постарались оставить как свое наследие.
Батюшки, которые служат на нашем церковном приходе — труженики, они постарались сделать так, чтобы вокруг нашего храма сложилась и сохранилась православная община. Это то, над чем мы думали и работали постоянно. Не всегда все получалось, но мы к этому стремились и стремимся.
Очень важно чтобы вокруг храма сложилась община с общими интересами и вовлеченностью каждого прихожанина в жизнь другого, чтобы они не были чужими вне церковных стен. Поэтому мы созидаем не только зримое, но и духовное. И наши духовные покровители святые апостолы Пётр и Павел ведут в этом смысле нас.
— Мы записываем наше интервью накануне престольного праздника. Примите наши поздравления.
— Спаси Господи! Мы рады всегда встречать дорогих гостей! И хочу пригласить всех в наш замечательный город. Пусть он ассоциируется с нашими храмами, их четыре в нашем городе. И на наш фестиваль «Свет Вифлеемской звезды», который мы проводим по благословению владыки Феофана ежегодно. Хочу попросить тех, кто прочитает наше интервью, найти возможность приехать на наше мероприятие в рождественские дни, на Святки. Побывать на нашем концерте, либо посмотреть трансляцию на сайте Татарстанской митрополии. И если им понравится, то для нас это будет очень радостно.
Беседовал иерей Алексий ПАВЛОВ