В Набережных Челнах при храме великомученика Георгия Победоносца действует школа звонарей, где проходят занятия для взрослых. Школа, по замыслу организаторов, должна приобрести статус республиканского учебного заведения. Корреспондент газеты «Челнинские известия» побеседовала с руководителем проекта 36-летним Евгением Корпусновым.
— Евгений, как Вы стали звонарем? Какое у Вас образование?
— Я — человек верующий, в детстве ходил в храм с мамой, потом самостоятельно. Первый раз позвонил в Орловском храме, когда мне было 11 лет. Стоял на службе, услышал колокольный звон, и захотелось попробовать. Мне позволили, в присутствии звонаря я поднялся на колокольню и позвонил. Для меня это был очень серьезный поступок. А потом стал учиться у звонарей храма, перенимал опыт. С начала 2000-х бывал на фестивалях колокольного звона, выступал, знакомился с ведущими звонарями России. Кроме того, пел в церковном хоре, брал частные уроки музыки. Музыкальной школы не заканчивал, но с теорией музыки ознакомлен. Учился самостоятельно 5-7 лет.
— Сейчас у Вас выработана своя методика по обучению звонарскому искусству?
— Да, она сложилась из собственного опыта и методик других звонарей. Изучил подходы известного звонаря Владимира Петровского, с которым встречался лично, добавил базовые основы сольфеджио. На наших курсах мы также изучаем историю возникновения колокольного звона, его назначение и использование во время богослужений.
— Что дают людям занятия колокольным звоном?
— Развивают моторику, особенно в подростковом возрасте. Мы делаем ритмичные движения правой, левой руками, ногой, иногда одновременно. У звонарей гармонично развивается вестибулярный аппарат. У звука есть вибрации, которые чудесным образом улучшают настроение, а от этого зависит и физическое состояние человека. Когда-то колокольным звоном даже отгоняли эпидемии и стихийные бедствия. Думаю, что умение звонить в колокола учит чувствовать свое тело, запоминать и воспроизводить сложные ритмические рисунки. Все это становится базой для гармоничного развития человека.
— Колокольные звоны имеют жанры?
— Существуют пасхальные, погребальные, встречные, венчальные звоны. В них, в зависимости от жанра, есть оттенки радости либо сдержанности. Но они всегда мажорные, потому что христианство учит нас с радостью принимать любые ситуации. Звоны часто исполняются с элементами импровизации, каждый музыкант вкладывает частицу души и мастерства в звучание колокола. Продолжительность звона зависит от значимости события. По праздникам звоним, пока последний верующий не выйдет из храма, чтобы каждый мог ощутить воздействие звона, прийти с ним домой, поделиться с близкими. А в Пасху, например, разрешается звонить всем подряд, это может сделать даже человек с улицы.
— Говорят, у колоколов есть свой голос. Или это касается лишь старинных изделий?
— У колоколов, помимо звуковой тональности и силы звука, есть тембр — свой голос. Даже непрофессионал может отличить звук одного колокола от другого. Древние колокола отличаются звуком от современных. Нынешние литейные заводы работают по стандартной технологии отливки. В древности каждый мастер имел свой секрет, и поэтому тембры древних колоколов отличаются, у них есть даже свои имена.
— Сейчас в Челнах во всех храмах установили звонницы. Храм не может существовать без них?
— Храм может существовать и без колокольни. Но звонница придает особую атмосферу храмовому комплексу. Минимальный комплект колоколов — семь штук. В Челнах самый тяжелый колокол весит 1300 кг, он находится в приходе Серафима Саровского. Самый первый комплект колоколов в Челнах повесили на деревянной звоннице строящегося тогда Рождественского собора в 27 комплексе, который впоследствии сгорел. Сейчас там новая колокольня.
— Там работает система «электронный звонарь». Получается, звонарей не хватает?
— Да, это один из моментов, который натолкнул нас заняться созданием школы.
— Нужно ли включить колокольный звон в программу музыкальной школы? Там же изучают ударные инструменты?
— Да, колокол — это ударный музыкальный инструмент, и можно было бы его изучать в музыкальных школах. Человек, который живет в России, должен знать этот исконный народный инструмент.
— Среди ваших учеников только мужчины?
— Есть и женщины, девушки. В женских монастырях, например, звонарями испокон веков были женщины. Явление это нормальное. Главное, нужны физические данные: рост не менее 160 сантиметров.
— Звонарем может быть только верующий?
— Думаю, да.
— Как долго нужно учиться звонарному делу?
— Наш курс рассчитан на 42 часа. Но у нас не клуб любителей, поэтому обучение будем вести до результата. Выпускники получат удостоверения и разрешения, чтобы они могли работать в приходах. Мы сделаем все, чтобы к моменту открытия православной гимназии при храме у нас был определенный статус и мы могли обучать профессиональных звонарей для всей республики.