Настало время Великого поста. Хочется надеяться, что каждый из нас в ожидании внести в совершенствование своей души некую динамику. И здесь мы надеемся на помощь Господа. Считается, что Великий пост — один из самых благодатных для совершенствования периодов. Об этом наш разговор с наместником Раифского монастыря игуменом Гавриилом.
— Почему этот пост называется Великим?
— Великий пост называется «великим» по своей значимости и по своей длительности во времени — почти полные семь недель.
Он подготавливает нас, всех христиан, к главному празднику — Пасхе, Воскресению Христову. Различают две основные части: Великая Четыредесятница (первые шесть недель Великого поста) и Страстная седмица, в которой мы вспоминаем восшествие Господа на Крест и все предшествующие страдания и события, связанные с событием Воскресения.
Церковь, как заботливая мать, начинает готовить всех православных христиан к Великому посту за месяц до начала. Каждая подготовительная неделя к Великому посту носит свое название и посвящена определенному событию.
Первая неделя — о Закхее. Вторая — о мытаре и фарисее. Третья — о блудном сыне. И четвертая — о Страшном суде.
Подготовительные недели и связанные с ними события настраивают христианина на покаянный лад. Это и есть лейтмотив всех событий — покаяние через различные евангельские истории: покаявшегося мытаря Закхея, блудного сына, мытаря. И через воспоминание о Страшном суде Церковь настраивает нас покаянный лад.
— Отец Гавриил, монашеский пост отличается от поста мирян?
— Пост совершается в монастыре по Иерусалимскому Типикону, где предписано строгое воздержание в пище. В первые пять дней Великого поста вообще положено сухоядение. По возможности, по силам в первые несколько дней вообще не вкушается пища, масло положено только в субботу и воскресенье.
Конечно, современный христианин сильно отличается от древних христиан, и поэтому предписания Типикона для большинства невыполнимы. Такое предписание поста относят обычно к монашествующим. Нужно обсуждать с духовником степень воздержания и степень поста, чтобы не повредиться духовно и телесно и чтобы пост был в назидание и в очищение души и тела.
— Какие изменения в послушаниях братии и в богослужениях есть в этот период?
— Богослужение Великого поста сильно отличается от богослужения во все остальные дни года. Литургия совершается только в среду, пятницу, субботу, воскресенье. Причем в среду и в пятницу совершается особая Литургия — Преждеосвященных Даров. В субботу совершается литургия Иоанна Златоуста, в воскресенье — Литургия святителя Василия Великого.
Жизнь монастыря и послушания братии в этот период существенно корректируется. Богослужение занимает в несколько раз больше времени в течение дня. Первая половина дня посвящена исключительно храмовому богослужению. Совершается Великопостная полунощница, утреня. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. В самом богослужении существенные изменения. Псалтирь прочитывается два раза в неделю полностью.
Добавляются великопостные молитвы Ефрема Сирина, великие поклоны согласно Уставу. Соответственно, это вносит большую корректировку в братскую жизнь. Послушания трудовые сокращаются, и увеличивается время храмового богослужения.
По практике Раифского монастыря богослужения Великим постом с понедельника по пятницу совершаются в храме Преподобных отцов в Сипае и Раифе избиенных. Этот храм небольшой, но более укромный, настраивающий на собранность, молитву и покаяние.
— Какие советы Вы даете вновь прибывшим в монастырь, которые только-только начинают свой духовный подвиг?
— Великий пост — это особый период, когда христианин должен мобилизоваться, активизироваться. Если сравнить с военной практикой, то весь год — это подготовка, а Великий пост — это уже выход на битву. Битву, в которой христианин учится брани, получая определенный духовный опыт.
Недаром в Древней Палестине и Древнем Египте была практика на 40 дней уходить в пустыни. Монах один на один молился, предавался подвигам — это был такой выход на единоборство. И каждый христианин в какой-то мере тоже повторяет эту практику, когда вступает в дни Великого поста — на это великопостное поприще — и пытается соблюсти его по всем правилам, чтобы достойно встретить Пасху.
Как уже неоднократно говорили все современные проповедники, пост — это не только воздержание в пище. Это духовное совершенствование — на это нужно обратить свое внимание. По слову одного из проповедников: «Легче отказаться от колбасы, чем, например, от осуждения». Поэтому именно на это нужно обратить внимание в свой первый духовный пост.
Кто не может поститься телесно, может поститься духовно. Например, отказаться от телевизора, от соцсетей. Может быть, отказаться от какого-то внешнего общения на время всего поста или его части; посмотреть за своей душой, за грехами осуждения, раздражения, зависти, празднословия и т. д. Но, если есть благословение духовника здоровье, нужно и телесно поститься по уставу.
— Держат ли пост воспитанники Детского корпуса монастыря?
— Воспитанники Детского корпуса также держат пост, но в более мягкой, облегченной форме, по сравнению с постом братии.
Мальчишки ведь учатся в средней школе, а большая физическая и умственная нагрузка растущего организма требует менее строгого подхода к посту. Есть, конечно, и общие правила поста в Детском корпусе. Все воспитанники посещают монастырские службы: в субботу — всенощную, в воскресенье — Литургию. Они причащаются. Во время Великого поста рыбу по средам и пятницам заменяют грибами. А молиться их насильно никто не заставляет — без желания самого человека Господь его не спасет...
— Есть ли возможность мирянину или мирянке приехать и пожить в монастыре во время Великого поста?
— Миряне также могут приехать к нам на время Великого поста. Ведь пост и есть то самое благодатное время для своего духовного делания. Пожить во время поста в обители — такая практика была еще в дореволюционные годы. Люди приезжали в монастырь на так называемое «говение». Жили, молились, разбирались в своей душе, пытались «прийти в себя».
— Ваши пожеланиям читателям, отец Гавриил?
— Всем нашим читателям, конечно, советую и желаю провести этот Великий пост с пользой для души. Потому что каждый пост — это еще один шанс поработать над своими страстями, еще раз сделать усилие в работе по искоренению своих грехов, чтобы хоть немного приблизиться к своему Спасению. И встретить Пасху с очищенной душой и радостью в сердце!
Источник: сайт Раифского монастыря