Минтимер Шаймиев: Соработничество — это главное в воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери

7358
Фото

Интервью Государственного Советника РТ, Председателя Попечительского Совета Республиканского фонда «Возрождение» М.Ш. Шаймиева

Проект воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери в многонациональном Татарстане является символом единения здоровых сил нашего народа и эффективного функционирования основных институтов гражданского общества. Минтимер Шарипович, расскажите, пожалуйста, как принималось это историческое решение?

— Явление особо почитаемой в христианском мире иконы Божией Матери именно на нашей земле всегда было предметом особой гордости казанцев. И необходимость восстановления храма, основанного на месте обретения этой чудотворной иконы, присутствовала всегда. Мы знали и помнили трагическую историю и собора, и Казанской иконы Божией Матери. Но, как я часто говорю, не было у нашего народа возможности для этого, по сути, в течение жизни одного поколения перенесли слишком много драматических событий: революцию 1917 года, коллективизацию, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление страны, затем — перестройка, это ведь та же революция, так как связана со сменой формы собственности. Мы в течение 70-ти лет жили в атеистическом обществе. И никого в этом не обвинишь. Такие были времена.

Разговоры вокруг воссоздания храма оживились, когда мы готовились к 1000-летию Казани, в связи с тем, что в конце 1990-х годов вышли на след одного из списков иконы конца ХVIII века. Образ был вывезен из России после Гражданской войны, в период, когда за границу продавалось за бесценок национальное достояние, в том числе и церковные святыни. Как я уже отметил, Казанская икона Божией Матери пользуется огромным почитанием не только в православном, но и католическом мире, поэтому, пройдя через руки многих хозяев, она в 1970 году была выкуплена католиками и хранилась в португальском городе Фатима в специально построенном храме. Стало известно, что с 1993 года икона находится в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане.

Узнав об этом мы решили обратиться к Папе Римскому Иоанну Павлу II. «Мы не смеем и мечтать о том, чтобы Казанская икона Божией Матери вернулась на Родину в Казань, но если бы это произошло, то стало бы равносильно Чуду и православие всей России восприняло бы этот акт как ее второе рождение. Сам по себе такой акт был бы воспринят как жест доброй воли и стал новым шагом к укреплению уз взаимопонимания мусульман и христиан во всем мире», — написал я в своем письме Иоанну Павлу II. Надо отдать должное Его Святейшеству, он услышал нашу просьбу и решил вернуть икону на место обретения. Начались переговоры о возвращении иконы в Казань. 30 августа 2004 года икона была официально передана Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Ее вручил от имени Папы Римского нунций Вальтер Каспер. Затем Патриарх Алексий II привез ее в Казань в июле 2005 года, к 1000-летию столицы, открытию Благовещенского собора после реставрации.

При передаче иконы Патриарх Алексий II заметил, что было бы хорошо, если возвращение списка знаменитой иконы стало добрым поводом для возрождения Казанского Богородицкого монастыря на том месте, где мир и обрел Казанскую икону Божией Матери. С тех пор мысль о восстановлении собора не покидала нас. Теперь настала пора сделать это. Скажу, что создание Республиканского Фонда «Возрождение» и масштабный проект по возрождению Болгара и Свияжска открыли в наших людях стремление к духовному возрождению. Мы поверили в свои силы. Я бы сказал, что пришло время, мы созрели к этому благородному деянию. Добавлю, что немаловажную роль в этом сыграл и владыка Феофан, который летом 2015 года был назначен митрополитом Казанским и Татарстанским. Мы встретились с ним, побеседовали. В то же время мусульманскими духовными лидерами была одобрена инициатива Президента страны В.В. Путина о строительстве исламской академии в Болгаре. Мы с Рустамом Нургалиевичем посоветовались с руководителями всех конфессий, представленных в республике. 4 ноября 2015 года — в День народного единства — Президент Татарстана Рустам Минниханов, одним указом, принял решение о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери и создании Болгарской исламской академии. Надо отметить, что данный Указ был нацелен не только на возрождение прошлого исторического наследия, что также очень важно, но и на решение назревших проблем современности, которые все больше занимают умы правителей и граждан многих государств мира.

В своих интервью и выступлениях Вы часто говорите о духовности, как важнейшем факторе развития Татарстана и в целом России, и ее недостатке в современном обществе. Какое значение в этой связи имеет проект воссоздания собора?

— Действительно, после бурных перестроечных времен мы очень нуждались в духовности. В 1996 году, будучи Президентом республики, я подписал Указ, где к 1000-летию Казани было принято решение отреставрировать Благовещенский собор и на территории Кремля построить мечеть Кул Шариф. И я был искренне рад, что у абсолютного большинства татарстанцев это не вызвало никаких противоречивых чувств, наоборот, для любого разумного человека легло бальзамом на душу. Поэтому мы всем миром строили мечеть и восстанавливали собор. Так случилось, что год, когда принималось это решение, выдался урожайным. Я собрал глав администраций районов и сказал: Всевышний вовремя послал дождь, удачную погоду, и мы получили на пару центнеров зерна с гектара больше, чем обычно. Поэтому, говорю, давайте сделаем так: зерно, дарованное свыше, продадим, а деньги пожертвуем на строительство и восстановление святынь. По республике везде прошли сходы. Был создан единый Фонд. Таким образом, собрали 32 миллиарда недоминированных рублей. Завели так называемую «вечную книгу», куда вносились имена всех, кто жертвовал на святое дело. И неважно было, кто и сколько внес, каждый жертвовал по мере своих возможностей. А главное заключается в том, что возведение культовых зданий стало для татарстанцев всеобщим благом.

Скажу без преувеличения — это стало мощным началом духовного возрождения и обретением духовности каждым из нас. И в дальнейшем оно проявилось во всю мощь в связи с началом в 2010 году восстановления историко-культурных памятников нашего народа древних городов Болгара и Свияжска.

Новый проект — строительство Болгарской исламской академии и воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери был воспринят народом как достойное продолжение этой славной традиции последних десятилетий. Мы сейчас видим, что реализация данного проекта весьма положительно сказывается на укреплении межрелигиозного и межнационального согласия в нашей республике.

Как началась работа над воссозданием собора? Есть ли в проекте какие-то детали или нюансы, которые изначально им не предусматривались, но которые предложили лично Вы?

— Строительные работы на месте руин собора были начаты в конце апреля 2016 года. Площадь работ составляла около 2,5 тыс. кв. метров. Сотрудники Института археологии имени А.Х. Халикова Академии наук РТ провели раскопки и раскрыли территорию собора Казанской иконы Божией Матери. Они провели расчистку от слоев, сформировавшихся в результате взрыва в 1931 году, когда храм был разрушен, и деятельности табачной фабрики, которая была организована здесь во время войны и просуществовала до 2000-х годов. После этого начались основные исследовательские работы, при которых было обнаружено, что под руинами фундамента сохранился уникальный Пещерный храм, о существовании которого мы изначально не знали. Можно было наблюдать состояние фундаментов, но еще не было видно самого Пещерного храма.

Я вам должен сказать, что была идея отреставрировать то, что осталось от собора: фундамент основного храма и Пещерного храма, и оставить в открытом виде или под стеклом, построив храм рядом. Но мы решили: хотя мы теряем во времени и в стоимости работ, но, когда есть малейшая возможность все сохранить, надо это сделать. Оставили все под общей плитой, которая несет на себе нагрузку Верхнего храма. Таким образом, пришли к выводу: восстановить всё и создать условия для молитвы не только в верхнем, но и в нижнем храме, реставрировать сохранившиеся фрагменты его росписи. Также сохранить и реставрировать фрагменты фундамента. Были внесены изменения в проектирование нового собора, которое велось одновременно с археологическими работами.

21 июля 2016 года в Казани — в День явления Казанской иконы Божией Матери — прошло торжество закладки первого камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери с участием руководства республики, Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, также председателя Центрального духовного управления мусульман, Верховного муфтия России Талгата Таджуддина, председателя Духовного управления мусульман Татарстана Камиля Самигуллина. Кстати, Патриарх Кирилл высоко оценил то, что идею воссоздания собора с такой готовностью поддержали и так активно в ее реализации участвуют люди, принадлежащие к исламской традиции. «Я проехал большинство стран мира. Я не представляю, что такое где-то еще возможно. Но это возможно в России, и неслучайно. Мы с вами особенный народ. Мы научились жить вместе. Мы научились ценить друг друга, уважать традиции друг друга и вместе трудиться во благо нашей великой Родины», — заметил он.

Данное событие послужило официальным стартом работ по воссозданию собора и мы дружно принялись за дело.

При устройстве пола в Пещерном храме были проведены археологические исследования на площади более 250 кв. метров. Археологи зафиксировали руины собора 1595 года постройки. Они представляли собой белокаменный фундамент на известковом растворе шириной до 3 метров. Культурно-историческая значимость Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря, воссоздание главного монастырского храма, проведение обширных археологических и архитектурно-реставрационных работ потребовало создания на территории монастыря музейного пространства. Чтобы можно было ознакомить посетителей с историей и значением данного места не только для города Казани, Татарстана, но и для Российской Федерации и всего Православного мира. Нами также было принято решение об организации музейных экспозиций в Пещерном храме собора. И в этом году, в год 440-летия обретения иконы Казанской Божией Матери и образования монастыря, музеефикация Пещерного храма завершена.

Главной особенностью работ по воссозданию собора является стремление к возрождению его исторического облика. Был ли он известен проектировщикам? Какие современные технологии, материалы и конструктивные решения были применены в рамках проекта по воссозданию храма?

— Как известно, собор был построен в начале XIX века и уже тогда существовала хорошая казанская иконописная школа, сохранились эскизы, фотографии, поэтому была возможность сделать все максимально приближенно к первоисточнику. Очень важную помощь оказал Государственный Комитет Республики Татарстан по архивному делу. Сотрудники Госархива РТ передали митрополии и проектантам основные материалы, имеющиеся республиканских архивах, в частности, собрали архивные документы по описанию иконостаса собора. Но в нашем архиве по внутреннему убранству, кроме описания иконостаса, ничего не сохранилось. Поэтому в поисках нужных исторических документов они поработали в федеральных архивах. Внутренне оформление собора в основном соответствует историческим документам, то есть повторяет основные черты предыдущего проекта, созданного гениальным российским архитектором Иваном Старовым. К примеру, проект лепного декора собора выполнен на основании архивных эскизных чертежей, за образец взяты убранство главного аналога собора Казанской иконы Божией Матери — Троицкого собора Александро-Невской Лавры того же архитектора и исторические фотографии собора до разрушения. Это позволило воссоздать принципиальную стилистику, систему пропорций, состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Нам удалось выполнить реставрацию Пещерного храма также в соответствии с историческими эскизами и сохранившимися архивными источниками. Он восстанавливался в соответствии с проектными решениями знаменитого архитектора Алексея Щусева. Его проект Пещерного храма на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери никогда не публиковался и практически не упоминается в основных публикациях, посвященных творчеству мастера. В личном архиве наследников Щусева удалось обнаружить эскизы к двум вариантам проекта, а также некоторые документы, дающие возможность уточнить историю создания казанской часовни и изначальный авторский замысел. В соответствии с эскизами А.В. Щусева удалось воссоздать раскладку росписей потолка и стен, места обретения иконы и иконостас.

Конечно, были использованы современные технологии. Например, в конструкции пола собора сделаны светопрозрачные участки для демонстрации сохраненного исторического фундамента первого каменного собора, построенного в 1594-1595 годах. Также в ходе строительства собора было предложено выполнить фасадные иконы из смальтовой мозаики (более долговечный материал), хотя изначально они должны быть выполнены краской на металле. На наружных фасадных поверхностях храма установлено 28 таких уникальных икон размером два на два метра.

При воссоздании собора также применены современные способы устройства вентиляции, отопления, кондиционирования, систем связи, видеонаблюдения, противотеррористических и противопожарных мер безопасности.

К работе над проектом были привлечены ведущие эксперты не только из Татарстана, но и самых разных регионов России. Как проходил их отбор и какими критериями Вы руководствовались при определении исполнителя тех или иных видов работ в рамках проекта?

— Нам удалось создать уникальную систему взаимодействия: все участники проекта работают слаженно, уважая и понимая друг друга. Среди них есть замечательные специалисты, люди, искренне преданные своему делу. В целом при выборе подрядчиков и экспертов учитывается их опыт, репутация, профессионализм. Многие из них участвовали в проекте возрождения Болгара и Свияжска и обрели бесценный опыт грамотного, научного подхода к подобным работам.

К примеру, проектированием собора занимался профильный республиканский проектный институт «Татинвестгражданпроект», одно из самых крупных и авторитетных учреждений своей сферы не только в республике, но и за ее пределами. Оно имеет разрешения на ведение всех видов проектных работ и инженерных изысканий, экспертно-консультативную деятельность, инжиниринговые услуги, обследование зданий и сооружений, а также лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ.

Генеральным подрядчиком строительства воссоздаваемого собора является известная компания «Евростройхолдинг+». Это профессиональная команда строителей, инженеров, технического персонала и управленцев — настоящие мастера своего дела. Компания успешно ведет строительство и реставрацию в исторической части Казани, в том числе на территории Казанского Кремля.

Для наружного оформления собора митрополия рекомендовала одного из лучших московских мастеров — ООО «Домострой», от руководство которого в Фонд «Возрождение» поступило предложение на выполнение дизайн-проекта внутренних интерьеров собора на безвозмездной основе в качестве благотворительного взноса. Перед ними была поставлена задача разработать проект интерьеров собора и Пещерного храма, максимально воссоздающий исторические интерьеры, с учетом приспособления для современного использования в соответствии с ранее утвержденной научно-проектной документацией. Надо сказать, что они успешно справляются с этой задачей.

Среди тех, кого мы привлекли к работе — ООО «Рестор» из Костромы — единственная организация, которая смогла выполнить сложные работы по возведению кирпичных сводов в Пещерном храме в строгом соответствии с историческими источниками.

Для восстановления живописи в Пещерном храме мы пригласили Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»), его специалисты ранее занимались реставрацией живописи в Благовещенском соборе, Свияжском Успенском монастыре, их работы высоко оценили эксперты ЮНЕСКО. Недавно художник-реставратор АО «МНРХУ» Валерий Косушкин представил нам замечательные результаты реставрации сохранившейся живописи Пещерного храма.

Работой по музеефикации выявленных в ходе археологических исследований архитектурных объектов и предметов, созданием нового музейного пространства в Пещерном храме собора занимается ООО «Центр музейного проектирования». Эта организация принимала участие в создании музея Болгарской цивилизации в Болгаре, Музея археологического дерева «Татарская слободка» в Свияжске.

В целях максимально возможного приближения к историческим интерьерам, включая роспись стен и куполов, мы пригласили в качестве консультанта всемирно известного специалиста Андрея Баталова — доктора искусствоведения, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, заместителем председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Он работает с нами на благотворительной основе.

Также для консультаций и оценки аутентичности воссоздаваемого объекта Фонд «Возрождение» пригласил Председателя экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиального древлехранителя Московской городской епархии протоирея Леонида (Калинина). В свое время он принял активное участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве. В ходе работы он отметил, что после воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве, наш собор — второй объект мирового значения, работа на котором ведется на таком же высоком уровне.

Работы по воссозданию собора подходят к завершению. Усилия каких людей Вы хотели бы особо отметить и кого хотели бы поблагодарить?

— Действительно, основные проектные, строительные работы уже проведены, далее основные силы будут сосредоточены на оформлении внутреннего интерьера Верхнего храма, его иконостаса и росписи. Это очень тонкая, долгая работа. К примеру, возьмем роспись: должны быть выдержаны необходимые сроки высыхания специальных красок, а они наносятся в несколько слоев.

В первую очередь я хочу особо отметить усилия митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Начиная это дело, мы рассчитывали на его богатый опыт возведения и организации деятельности множества православных храмов. И не ошиблись, владыка Феофан принимает активное участие в ответственных решениях, касающихся строительства и уже сейчас заботится о том, как храм будет работать в дальнейшем. Он всегда находит время вникать в практические строительные дела и весьма внимательно следит за реализацией проекта. Выражаю ему огромную признательность за помощь и поддержку, за то, что он умеет вдохновлять людей на соработничество. Мне очень понравилось это слово — «соработничество», произнесенное владыкой Феофаном в процессе реализации проекта. Как он говорит, возникновение соработничества — это свидетельство того, как люди, стоящие у власти, общественные и государственные деятели и представители институтов, ответственных за духовное состояние народа, православные, и мусульмане — мы все вместе. Вот это очень важно. Это, пожалуй, самое главное в деле воссоздания этого исторического собора.

От имени Республиканского Фонда «Возрождение» мы благодарим всех причастных к воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. О некоторых основных участниках я уже говорил. Проект нашел широкий отклик у всего многонационального народа республики. Средства на воссоздание собора жертвуют граждане самых разных вероисповеданий, происхождения и места жительства, огромную финансовую поддержку оказывают ПАО «Татнефть», группа компаний «ТАИФ», иные предприятия и организации республики.

Благодарим за внимание и поддержку Президента Татарстана Рустама Нургалиевича, руководство Татарстана, федеральные власти, комитет РТ по охране объектов культурного наследия, мэрию и исполком Казани, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», Институт археологии им. А. Халикова Академии наук РТ и др.

Надеюсь, все мы в недалеком будущем станем свидетелями великого события, увидим как Казанская икона Божией Матери из Ватикана обретет свое место в воссозданном величественном храме. Сейчас, как известно, она находится в Крестовоздвиженской церкви. Я вам должен сказать, что образ Божией Матери, воплощенный в Казанской иконе, продолжает свою примирительную миссию. Как известно, на исторической встрече на Кубе в 2016 году Патриарх Кирилл, как знак надежды на сближение православных и католиков, подарил Папе Римскому Франциску список именно Казанской иконы Божией Матери. Это еще раз доказывает высокую степень значимости нашей с вами работы — воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери.

Новости по теме

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
Интервью 20 ноября 2024
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Интервью 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).

В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
Интервью 16 ноября 2024
В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

16 ноября, в канун Недели 21-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем
Интервью 16 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем

В эфире радио «Вера — Казань» (95,5 FM) состоялся выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостем студии стал актёр, режиссёр, президент Королевского ордена витязей, учредитель фестиваля «Витязь Фест — Дух Славян» Зоран Мрдженович.